1. Главная
  2. >
  3. Культура

Оно принадлежало роду баронов Перени: история села Боржавское

952
Культура Новости Виноградова

Интересен тот факт, что с 1956 года в селе не проживала ни одна ромская семья, а возле села в 1970 году была поймана самая крупная щука за всю записанную историю украинского рыболовства.

Оно принадлежало роду баронов Перени: история села Боржавское

В другом историко-географическом очерке краевед Иван Биланчук рассказывает о Боржавском.

Редакция «Голоса Карпат» приглашает читателей к активному обсуждению эссе. Ждем ваших отзывов, предложений и дополнений.

БОРЖАВСКОЕ

До 1946 года этот населенный пункт назывался Великая Чингава. Село расположено в 18 км от районного центра и в 10 км от железнодорожной станции Сильце на линии Берегово-Кушница. Старое название села, вероятно, происходит от названия реки Чингава, на берегах которой располагалась деревня, принадлежавшая роду баронов Перени. Кстати, на окраине Боржавского находится самая северная точка Виноградовского района.

Первое упоминание о деревне датируется 1351 годом, тогда же здесь упоминается церковь. В 1734 году была построена деревянная церковь. Кирпичная базилика-церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1840 году. Из-за не очень удачного выбора места – на небольшом участке между двумя ручьями – из-за высокой влажности двор и пол церкви заливали трижды. В 1916 году его расширили, а в советское время, в 1962 году, сняли с учета, использовали как склад и вообще планировали снести как «аварийный». Но верующие постоянно приходили помолиться. В ответ на это власти предприняли решительные действия – в 1987 году вход был залит бетоном. В ответ на это, в день Маковея в 1988 году, церковь была вновь освящена.

Село является резиденцией епископа Ивана Маргитича. После ликвидации греко-католической церкви продолжил священническую деятельность, за что был приговорен к 25 годам каторги. Вернулся из Сибири в 1956 году. В 1988 году он стал вспомогательным епископом восстановленной греко-католической церкви. По его инициативе в 1991 году в Боржаве началось строительство величественного храма. Освящение достроенного и украшенного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник Пресвятой Богородицы состоялся 8 июля 2002 года.

Читайте также: "Между Севлюшем и Королевым": в сети показали редкие фото древней переправы (ФОТО)

Греко-католикам также принадлежит часовня с одним колоколом в части села под названием Костаковица. Старожилы говорят, что часовня была построена, возможно, в 1870-х годах. Говорят, что именно здесь 19 января 1989 года состоялось первое греко-католическое богослужение на Закарпатье.

Сейчас в этом населенном пункте, помимо греко-католиков, проживают верующие православной церкви. Они молились в старом храме, а в 2007 году переехали во вновь построенный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Девственница. Количество прихожан немного отличается, в последнее время они живут в мире и согласии. Настоятель греко-католиков – о. Юрий Бровдий, православных – о. Иван Гербык. Старая церковь не используется, все больше погружаясь в землю.

Читайте также: Закарпатье – мост в Европу?: что нашли в Королеве и какие резонансные выводы сделали ученые

Согласно переписи населения 1921 года, проведенной чехословацкими властями, деревня занимала площадь 1128 гектаров, насчитывала 298 домов и насчитывала 1366 человек, в том числе 675 мужчин и 691 женщину. По национальному составу – русины – 1305, венгры – 3, евреи – 57, иностранцы – 1. По вероисповеданию население разделилось следующим образом: греко-католики – 1236, православные – 40, иудеи – 89, атеисты или представители других конфессий – 1 человек. Внимательный читатель заметит несоответствие между численностью евреев и приверженцев иудаизма – арифметика не сходится на целых 32 человека. Но удивляться не стоит, евреев часто записывали как венгров или русинов, но религия указывала на истинную. Это означает, что в 1921 году в Боржавском проживало 89 евреев. Аналогичная картина будет наблюдаться и в других населенных пунктах. Сейчас в селе проживает 2939 человек.

После освобождения села в октябре 1944 года 52 жителя села были призваны в ряды Красной Армии и 1-го чехословацкого армейского корпуса – 22 из них погибли, 23 награждены орденами и медалями СССР за боевые заслуги.

Читайте также: Увидеть птицу глазами: Великие Комяти в Виноградовском районе показали с высоты полета (ВИДЕО)

Коллективизация в деревне проходила очень тяжело, люди не хотели записываться в колхоз. К крестьянам применялись принудительные меры. Так, 25 августа 1949 года в донесении и.о. начальника особого отдела Закарпатского обкома КП(б)У об оперативной обстановке и фактах нарушения советских законов в Севлюсском районе читаем, что инструктор райкома КП(б)У Тимченко вошел в дома Костака Даниила Дмитриевича (Боржавское No 254), Онисько Ивана Ивановича (Боржавское No 153), Костака Даниила Васильевича (Боржавское No 71), Костак Василий Юрьевич (Боржавское No 179) и предложил сдать зерно вперед в счет налога для единоличников или записаться в колхоз. Когда они отказались, Тимченко под давлением вывез большое количество зерна и продовольствия, пообещав вернуть их, если они вступят в колхоз.

Комиссар райкома КП(б) Украины, тов. Кривуляк, секретарь сельсовета Цупик Василий Васильевич избил крестьян Костака Михаила Михайловича, Гирвина Юрия Юрьевича, Костака Анну Васильевну за то, что они не подали заявления в колхоз.

Читайте также: Между селами Шаланки и Великие Комяты: в Виноградовском районе неизвестный железнодорожный мост «покремсаль», построенный в 1884 году (ВИДЕО)

С тех пор, как в деревне начался массовый произвол и конфискация зерна по отношению к жителям, большая часть отдельных мужчин ушла в лес. ООО. Чопей - окружной прокурор, комиссар райкома партии - пытался силой вернуть их в деревню под угрозой оружия. Обнаружив на окраине села двух крестьян из Боржавского, он открыл по ним огонь, но они убежали. После этого по деревне поползли слухи, что отбирают хлеб и расстреливают всех мужчин. В ответ на это буквально все солдаты по отдельности ушли в горы и леса.

Только благодаря огромным усилиям и террору удалось организовать коллективное хозяйство. В селе находился филиал No 3 совхоза. Ватутин (позже колхоз). Центральная усадьба находится в Великих Комятах.

В настоящее время сельчане специализируются на выращивании ранних овощей (томатов, перца, огурцов, баклажанов). Все склоны холмов покрыты теплицами. В селе функционируют фельдшерско-акушерский пункт, две библиотеки, средняя школа.

Читайте также: В Малых Комятах: в Виноградовском районе появились новые здания-дворцы /ФОТО

Боржавское известно еще и тем, что с 1956 года в нем не проживает ни одна цыганская семья. Поводом для их выселения стало убийство секретаря сельсовета Костака Антона Ивановича. Это было в храмовый праздник Покрова. В деревне было много гостей, в том числе цыганская семья. Придя домой пьяным, Костак А.И. поздно вечером пришел к цыганам, пытаясь заставить их сыграть на его скрипке. Один из них, вероятно, зять хозяина, топором убил секретаря сельсовета. В ответ жители деревни сожгли дом цыган и жестоко избили их, поставив ультиматум, что если семья не покинет село, их убьют. Говорят, что эта цыганская семья поселилась в селе Дунковица Иршавского района. Убийцу так и не нашли, потому что он скрылся. Некоторые намекали, что он долгое время скрывался в Букове.

В 1970 году в заболоченном озере недалеко от села была поймана самая крупная щука за всю историю украинского рыболовства – длиной 2,5 м и весом 70 кг.

Читайте также: "Цветочная столица Украины": в селе Виноградовского района перешли от выращивания овощей к цветам (ВИДЕО)

Настоящим украшением деревни являются ее люди. Необходимо восстановить добрую память о незаслуженно забытом уроженце Боржавского Гнетиле Юрии Петровиче (1924-1995). Участник войны, прошел все уровни власти от председателя сельсовета до председателя райисполкома, проработал в этой должности 8 лет. Все, кто работал с ним в 1965-1973 годах, вспоминают его как очень требовательного человека, в первую очередь, к себе. Но в то же время справедливо. На первое место он ставил интересы района. По сей день его помнят строители – каждое утро он проводил производственные совещания, помогая им организовать непрерывный строительный процесс. Большое внимание он уделял объектам общественной и культурной жизни: школе No8, Дому быта, кинотеатру «Промінь». Он изыскал средства из резерва районного бюджета на облагораживание этих новостроек. В личной жизни он был скромен, прост и доступен, неприхотлив в быту. При этом он был принципиальн и никому не уступал, если считал себя правым. Он не смог найти общий язык с первым секретарем райкома партии Любченко В.Е., а, как известно, вся власть тогда принадлежала партии, поэтому нашли повод избавиться от бескомпромиссного председателя райисполкома.

Читайте также: На берегах Тисы у подножия Черной горы: досоветская история Севлюш-Виноградова (ФОТО)

Еще один уроженец этого села – Костак Иван Васильевич – очень много сделал для Виноградова. Занимал различные должности: заведующий промышленным и транспортным отделом райкома партии, председатель горсовета, директор хлебозавода. На всех работах он проявил себя как успешный организатор, который способствовал социально-экономическому развитию Виноградовщины. Большое внимание Иван Васильевич уделял решению очень актуального вопроса – строительству жилья в городе. Он инициировал строительство жилья экономным путем, потому что государственных инвестиций было недостаточно. Это позволяло вводить в эксплуатацию до 70 квартир ежегодно. Так были построены многоквартирные дома швейно-обувной фабрики, хлебозавода, городского магазина, консервного завода и другие.

Читайте также: Единственный в Украине с таким названием: история села Великие Память (ФОТО)

Хотите быть в курсе последних событий в регионе и за его пределами? Подписывайтесь на Telegram-канал «Голос Карпат» и получайте актуальную информацию первыми каждый день!

Читайте также:

Поделиться:
Facebook
Twitter(X)
Whatsapp
Telegram
Viber