1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

Единственный в Украине с таким названием: история села Великие Комяти (ФОТО)

17.04.2024 22:19 Культура Эксклюзив Голос Карпат

Деревня имеет уникальное название и многовековую историю, а также именно здесь был пойман самый крупный сом за всю записанную историю рыболовства.

Деревня имеет уникальное название и многовековую историю, а также именно здесь был пойман самый крупный сом за всю записанную историю рыболовства.

В другом историко-географическом очерке краевед Иван Биланчук рассказывает о Великих Комятах.

Редакция «Голоса Карпат» приглашает читателей к активному обсуждению эссе. Ждем ваших отзывов, предложений и дополнений.

ВЕЛИКИЕ ТОВАРИЩИ

Село расположено в долине реки Боржава, в 13 км от районного центра и в 6 км от железнодорожной станции Сильце. Название села происходит от фамилии владельца села Комяти. Говорят, что он был сыном одного из богатых Комятий из Севлюша, который женился в Завадке, унаследовав земли, на которых впоследствии возникло село Комяты. Первое упоминание о Великих Комяти встречается в письменных источниках в 1345 году. Приход существует с 1574 года. Первая деревянная церковь, построенная во время основания села, упоминается в 1751 году. Кирпичная базилика Святого Михаила была построена на месте деревянной в 1790 году. С 1860 года деревня готовилась к строительству церкви Святого Павла. Дух. Из-за нехватки средств строительство затянулось и завершилось только в 1903 году, и то благодаря священнику Ивану Храбрару. Строительство велось благодаря добровольным пожертвованиям крестьян. Помогали как коматские рабочие-мигранты в Америке, так и местные еврейские таксисты. Каждая семья работала в церкви один день в неделю. Храм получился величественным (511 кв.м). Его план был скопирован с кафедрального собора в Амстердаме. Богослужения проводят о. Василий Погилец и о. Иоанн Тесличко.

Сейчас церковь Святого Иоанна. Святой Дух принадлежит православным, и греко-католики молятся в древнем храме Святого Иоанна Крестителя. Майкл. Надо сказать, что в советское время в костеле был этнографический музей. В 1991 году здание было возвращено верующим и в том же году был проведен внешний ремонт. Немало усилий для возрождения храма приложили глава общины И.. Потоки, В.М. Мадьяр, И.М. Алексик, диакон Ю. Крайняй, сейчас общину возглавляет Иван Левдар, а священником здесь является Иван Тернинко.

На территории села есть еще одна церковь Вознесения Господня в Завадке (Малая Чингава). В 1775 году упоминается деревянная церковь, построенная в 1624 году. Деревянный храм был разобран, когда строительство кирпичного храма было завершено, и решение о строительстве нового храма было принято 19 января 1936 года. Кураторами строительства в то время были Василий Онисько и Михаил Вищак. Достроенное здание было освящено в праздник Благовещения, но позже приходской священник Иван Рабар (Грабар) перенес храмовый праздник на Вознесение Господне. Чтобы читателям было понятнее, необходимо пояснить, что их было трое: Иван Рабар (Грабарь) из Комята служил в 1901-1916 годах, Иван Рабар-старший из Комята (1916-1942) и Иван Рабар-младший из Комята (1942-1947). Иван Рабар-младший был репрессирован в конце 1940-х годов.

Читайте также: "Между Севлюшем и Королевым": в сети показали редкие фото древней переправы (ФОТО)

В советское время церковь была снята с учета 20 ноября 1960 года, а к 1985 году должна была быть превращена в клуб. В конце 1980-х годов верующие вновь обрели храм и начали там поклоняться. На колокольне 4 колокола, 2 из которых были отлиты в 1926 году в Ужгороде, один был изготовлен в 1884 году в Малом Гейвце Лайошем Ласло, еще один колокол был куплен на деньги, заработанные во Франции Михаилом Вищаком, Василием Маржанычем, Николаем Панти, Андреем и Иваном Онисько в 1928 году. Сейчас в этом церковном здании богослужения проводятся, поочередно, православными и греко-католическими верующими. Православная община строит свой храм, ведутся работы на крыше.

Также в селе есть церковь жен-мироносиц (в Малой Комяти). Деревянная церковь упоминается в 1775 году. Нынешняя, типичная кирпичная церковь, ранее посвященная Христу Царю, была закрыта в 1961 году, и к 1985 году в здании должен был действовать сельский клуб. В 1990 году ее вернули верующим, в том же году были отреставрированы башня и крыша. На деревянной колокольне 2 колокола. Большой колокол был изготовлен Р. Манушеком в 1924 г. в Брно, а малый, согласно венгерской надписи, был отлит при приходском священнике Иване Хаджеге в 1834 г. Сейчас храм принадлежит православным, их окормляет о. Владимир Гангур.

Читайте также: Закарпатье – мост в Европу?: что нашли в Королеве и какие резонансные выводы сделали ученые

В Великих Комятах есть два молитвенных дома, где по субботам проводятся богослужения общиной «Церкви христиан веры евангельской Украины» (пятидесятников) и евангельских христиан. Пятидесятническая община в селе существует с 1962 года, ее возглавил И.А. Хрипта, который впоследствии стал епископом общины Закарпатья. Молитва осуществлялась в частном доме, который вмещал 150 человек, позже был построен молитвенный дом на 300 человек, а в 1991-97 годах на улице Ватутина, 84 был построен один из крупнейших пятидесятнических храмов Закарпатья, который вмещает 1000 верующих. Сейчас пастором здесь является Виктор Исак. Несмотря на то, что в конце прошлого века из деревни в Штаты эмигрировало около 500 пятидесятников, их община остается достаточно многочисленной.

Евангельские христиане молятся в субботу в своем молитвенном доме также на улице Ватутина, который сейчас находится в процессе достройки. Их общину возглавляет пресвитер Юлий Халас.

В. Комяти считается селом самодостаточных собственников, т.е. тех, кто выживал при любых режимах за счет плодов своего труда на земельных участках. Их жизнь нельзя назвать благополучной, но большинство людей здесь не страдали от голода и имели возможность отправить на учебу своих детей, в основном мальчиков. В предвоенные годы самым крупным предпринимателем, как ни странно, был священник Иван Рабар. Ему принадлежала мельница на реке Боржава, там же находилась компактная ГЭС, которая номинально обеспечивала жителей села энергией для освещения. В годы чехословацкого владычества была создана кооперативная сыроварня, в венгерский период здесь действовало кооперативное объединение «Гондё» (муравей). За ним ухаживал состоятельный и грамотный житель села Андрей Попович, за которым тогда закрепилось деревенское прозвище «гондё».

Читайте также: Увидеть птицу глазами: Великие Комяти в Виноградовском районе показали с высоты полета (ВИДЕО)

По переписи 1921 года насчитывалось 2166 гектаров земли, 690 домов, 2987 жителей, в том числе 1429 мужчин и 1558 женщин; по национальности: 3 чехословака, 2548 русинов, 18 венгров, 414 евреев; По вероисповеданию: 3 римо-католика, 2566 греко-католиков, 2 протестанта и 416 иудеев.

Сейчас в селе проживает 6874 человека. После освобождения села 25 октября 1944 года от венгерско-немецких оккупантов 108 местных жителей были мобилизованы в ряды Красной Армии и корпуса «Людвик Свобода». 13 из них награждены орденами и медалями, 29 погибли.

Коллективизация в деревне давалась нелегко. Чтобы задеть старшее поколение, выразившее значительное сопротивление созданию колхоза, чекисты спровоцировали деятельность антисоветской молодежной группы в Великом Комяте, которая якобы вела «антиколхозную пропаганду с целью затормозить организацию колхозов» среди населения. Его участники были сурово наказаны, каждый получил по 25 лет лагерного плена. Вот некоторые из них: Томей Михаил Иванович (17 лет), Бровдий Юрий Петрович (17 лет), Кобал Иван Андреевич (17 лет), Мадьяр Василий Михайлович (18 лет), Потоки Василий Николаевич (19 лет), Левко Иван Петрович (19 лет), Буганыч Иван Иванович (19 лет). Все они были реабилитированы в 1991 году.

Читайте также: Между селами Шаланки и Великие Комяты: в Виноградовском районе неизвестный железнодорожный мост «покремсаль», построенный в 1884 году (ВИДЕО)

Такими методами советским властям удалось организовать запланированное, в селе располагалась центральная усадьба совхоза (а затем и колхоза) имени Ватутина, за которой было закреплено 2562 гектара сельскохозяйственных угодий. Выращивались овощные культуры (в основном капуста, томаты, огурцы, картофель, виноград). Животноводство – мясная и молочная специализация. Существовали и солидные подсобные промыслы. Здесь действовали цеха по производству изразцовых печей и сухих красок.

Особенно активизировалась эта работа, когда хозяйство возглавил М.. Довжанин. Запущен консервный завод, который в течение двух лет выпускал большой ассортимент овощных консервов. Здесь освоили производство сухих приправ, таких как «Деликат». Совместно с колхозом «Искра» построили кирпичный завод, который, к сожалению, прекратил свое существование, сейчас на его месте расположены теплицы. Оборудовали две большие швейные мастерские в Боржавском и Великом Комяти. Они работали в кооперации с Днепропетровской швейной фабрикой «ПАН», шили мужские рубашки, трикотажные спортивные костюмы и другие предметы одежды. Большим спросом у нефтяников и газовиков Сибири пользовались деревянные бани, изготовленные колхозными плотниками. Также в селе была пекарня районного потребительского союза.

Читайте также: В Малых Комятах: в Виноградовском районе появились новые здания-дворцы /ФОТО

Неподалеку от села, примерно в 500 м от крайних изб, в советские годы дислоцировалась небольшая воинская часть ракетных войск. Они жили в небольших, довольно удобных бараках. Долгое время никто не догадывался, чем занимаются военные. Они обслуживали две ракетные установки. Сейчас сложно сказать, какого типа, потому что даже в то время никто ничего не мог знать, а сейчас и подавно. По неизвестным причинам, скорее всего, из-за рассекречивания американцами местонахождения ракет (они говорят о предательстве Пинковского), ракеты были перемещены в неизвестном направлении. Помещения были переданы Иршавской ткацко-прядильной фабрике, в них разместился ее цех No 4. Здесь были установлены ткацкие станки, и довольно долгое время здесь в три смены работали женщины из Комяти и окрестных деревень (Онок, Заречье, Силец, Каменское, Боржавское).

Комятчане были пионерами в развитии тепличного овощеводства в частном секторе. Он был начат в начале 1970-х годов. Тогдашняя власть беспощадно истребляла такие предприятия в частных хозяйствах. Но, несмотря на это, сельчане благоустроили его и в итоге Великие Комяти вместе с соседним Заречьем стали овощной столицей Закарпатья. Этот вид деятельности расцвел после его легализации.

Читайте также: Цветочная столица: сельчане выращивают цветы в Великих Комятах (ВИДЕО)

Неординарной личностью в религиозной жизни села был бывший настоятель православного храма о. Михаил Юрина. Он сплотил вокруг себя общину. На их счету много добрых дел. Его труд и авторитет были отмечены – долгое время он избирался деканом Виноградовского района. Ему было поручено организовать Мукачевскую духовную школу в 1991 году, когда была прекращена атеистическая пропаганда и снят запрет на религию со стороны государства. Народ вновь получил настоящую свободу совести, массово строились новые храмы. Ощущалась нехватка священнических кадров. И то, что именно в Комятах была открыта школа Мукачевской епархии – это тоже его заслуга. В 1993 году школа была зарегистрирована в государственных органах, готовила диаконов, регентов, священников. Первый выпуск состоял из 15 человек, затем от 32 до 35 человек. Школа просуществовала в селе до 2005 года. До этого времени здесь же служил и о. Михаил. Нетрудно догадаться, что сейчас она дислоцируется в Иршаве по месту его новой службы.

Долгое время в школе обучалось более 120 человек. Помимо организации учебного процесса, их нужно было обеспечить жильем и питанием. В это время совхоз. Ватутиным руководил М.. Довжанин, имевший хорошие отношения с о. Михаилом. Стараниями строителей совхоза приводились в порядок учебные и спальные кварталы, совхоз также выделял продовольствие. Более того, в целях улучшения финансового состояния школы религиозной общине были переданы водяная мельница и гидроэлектростанция. Первая была успешной в Комятах и окрестных селах, и облэнерго не давало разрешения на подключение мини-ГЭС к своим линиям электропередач.

Читайте также: "Цветочная столица Украины": в селе Виноградовского района перешли от выращивания овощей к цветам (ВИДЕО)

Общественная деятельность о. Юриной также была беспрецедентной. В 1990 году был избран депутатом сельского совета. Депутатский корпус выразил ему доверие и избрал председателем сельсовета. Это, наверное, единственный подобный случай во всей Украине. Следует отметить, что в этот период также избирался председатель исполкома. Таким образом, был создан мощный тандем директора совхоза М. Довжанина и председателя Великокомятовского сельсовета о. Юриной. В это время для Комята было сделано много добрых дел. Капитально отремонтированы две улицы, в том числе и Шевченковской, проведен сельский водопровод, созданы уличные кооперативы, возглавляемые сельскими депутатами, для водоснабжения и газификации села. В то же время многое было сделано для развития духовного училища: проведено благоустройство, заасфальтирована подъездная дорога, установлено железобетонное ограждение, капитально отремонтирована бывшая амбулатория.

В 1970 году село поймало самого крупного сома за всю историю украинского рыболовства – длиной 3 м и весом 230 кг в возрасте 36 лет. В апреле 2013 года на трассе от Комята до Заречья было высажено 500 саженцев красного дуба.

В В. Комяти родились греко-католический священник, известный историк и лингвист Иван Фогаросий-Бережанин (1786-1834), а также один из виднейших епископов Василий Попович (возглавлявший Мукачевскую греко-католическую епархию с 1837 по 1864 год). 16 марта 1837 года император Фердинанд I назначил Василия Поповича епископом Мукачевским, а 25 октября 1837 года папа Григорий ХУЭЙ подтвердил это назначение. Архиерейская хиротония состоялась 18 марта 1837 года во Львовском кафедральном костеле Святого Иоанна Предтечи. Сент-Джорджес. 1 октября 1840 года епископ Попович открыл в Ужгороде общежитие для священников-сирот . Он построил новую учительскую семинарию. В 1859 году освятил Успенскую церковь в Мукачево. Велика была его роль в развитии церковного образования и переводе на русский язык учительской и делопроизводственной работы в епархии. Он умер 19 октября 1864 года и был похоронен в крипте собора.

Уроженцем села является поэт Юлий Васильевич Боршош-Кумяцкий (1905 - 1978). Преподавал в нескольких начальных школах Подкарпатья. В 1928 году вышел первый сборник его стихов «Весенние миры». Боршош-Кумиацкий был одним из первых подкарпатских писателей, писавших на украинском литературном языке; В 1930-е годы он был ярым сторонником украинской ориентации. Публиковался в литературных журналах во время венгерского владычества. Он поздравил советскую власть стихами и был избран членом Союза писателей Украины. 3 В 1945 году работал учителем в Ужгородской школе глухонемых.

Еще один поэт родом из Великих Комят – Михаил Васильевич Попович (псевдоним Иван Руснак – (1908 – 1955) – поэт-русофил, подчеркивавший культурное единство своей родины с русской цивилизацией. Окончил Карлов университет в Праге, работал адвокатом, а в 1943 году был арестован венгерской полицией за связи с местными партизанами. В 1945 году был освобожден из концлагеря. Был директором Закарпатского филиала киевского издательства «Советская школа». Впоследствии он поступил в в КПСС (1947), награжден многочисленными медалями. Важнейшие сборники: «Ранние стихотворения» (1928), «Дом» (1937), «Мысли о Верховине» (1959 – посмертно).

Исследователь Иван Биланчук «Очерки по истории Виноградовщины».

Читайте также: На берегах Тисы у подножия Черной горы: досоветская история Севлюш-Виноградова (ФОТО)

Хотите быть в курсе последних событий в регионе и за его пределами? Подписывайтесь на Telegram-канал «Голос Карпат» и получайте актуальную информацию первыми каждый день!

Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский