«Можно сказать, что у Пасхи в «Русинском» есть праздник праздников: Пасха для русина — середина года, Пасха идет давно, Пасху ждут с нетерпением», — писал Юрий Жаткович в девятнадцатом селе.
Пасха среди закарпатских украинцев сопровождалась множеством красочных церемоний и была самым ожидаемым праздником в году. Даже самые бедные семьи собирали отборную еду в корзину, носили праздничную одежду и ходили в церковь, сообщает местный портал историй. От отдаленных горных поселений к храмам шли телеги, сходились пешком – и после службы устремлялись домой. Каждый старался как можно скорее после долгого поста принести родным пасхальные лакомства и произнести праздничное поздравление: «Христос воскрес!».
Пасха вся голова
Украинцы считали, что все, что празднуется в корзине на Пасху, обладает особыми свойствами. Перед праздником, в Великий вторник, в Чистый четверг и в Великую субботу, женщины пекли восточные куличи и расписывали пасхальные яйца.
Выпечка торта была одной из самых важных вещей для газдини. Праздничный хлеб старались испечь как можно больше, ведь большая буханка свидетельствовала о богатстве семьи. А тесто иногда весило 20-25 килограммов!
По древнему обычаю женщина начинала замешивать тесто на своем зрении, стоя на головорезе . Я думал, что это привлечет богатство. Помимо воды и соли, в смесь муки добавляли яичные желтки, мед или сахар, а в некоторых деревнях – зубчик чеснока. Затем замешанный лизун перекладывали в большую деревянную миску и встряхивали до тех пор, пока тесто не приобрело правильную форму. Сверху пояс украшен орнаментом в виде венчика, птиц, крестов и звезд. Чтобы защитить изделие от злых духов, его накрыли полотенцем, а сверху надевали шубу – виноградную лозу, освященную в Вербное воскресенье. После раздавливания пояс помещали на деревянную лопату и сажали в печь. Пока буханки пекли, хозяйке не разрешалось садиться.
В день приготовления пищи ремни также советовали не одалживать, категорически запрещалось залезть на плиту.
Закарпатский историк Михаил Тиводар писал, что в восточных районах региона восточных куличей пекли сравнительно небольшие. Сверху они были украшены плетением из теста, венков и роз. В богатых семьях, помимо основного кулича, пекли и маленькие восточные куличи – дарить крестникам и нуждающимся.
В Закарпатье верили, что если пирог в печи хорошо вырастет, то будет хороший урожай, и семья проживет долго. Если она не будет расти, земля будет плохо рожать. Если он трескается посередине, кто-то умирает в семье. Золу и уголь из-под пояса собирали и выливали в пласты.
Большой день
В полночь перед Пасхой верующие шли в церковь на всенощную литургию. В некоторых деревнях женщины перед походом в церковь сгребали угли из печи, наступали на них и говорили: «Если бы она не прилипала к ножке угля, значит, это не было бы злом». Девушки умывали лица в воде, в которой варили пасхальные яйца, чтобы иметь гладкое и чистое лицо. Некоторые, отправляясь на службу Богу, брали чеснок и соль, чтобы отпугнуть злых духов.
В горных деревнях перед ними целый день возле церквей (в некоторых деревнях - на кладбищах) зажигались костры. Вечером он разложил свой пономар и бросил мусор из церкви в огонь. Такое пламя также очищало церковь.
Люди, отправляясь в храм ночью, оставляли в доме свет, чтобы злые духи не проникали в дом.
После церковной службы, когда в храме торжественно пели «Христос воскресе!» и звонили во все колокола, люди шли домой, но не спали.
Что было в праздничной корзине?
На Закарпатье даже самая бедная семья собирала пасхальный куличи, шовдар , свиное копченое или сушеное бедро, пасхальные яйца или пасхальные яйца, сосиски, сливочное масло, сало, хрен, лук – и даже бутылку водки или вина. Поверх офорта накрывают вышитым полотенцем.
Михаил Тиводар рассказывал, что в конце 19-го и начале 20-го веков в деревнях бывшей Мараморской комитаты в церковь несли куличи в шерстяных или холщовых саквах, а в другие коммиты – в вышитых скатертях. Традиция использования пасхальных корзин постепенно распространилась из села Иза, в Хустский район.
В большинстве деревень глава семейства нес пасху в храм – отца, если его не было – старшего сына. Если сына не было, вызывали соседского мальчика. Однако овчарню с пасхальными блюдами могли нести мать и дочь.
Когда они прибыли на погост, люди стояли с корзинами вокруг храма. В Раховском районе, в частности в селе Ясиня, верующие выложили их для освящения на могилах предков. По ряду проходила процессия с крестом и шортами, а священник крапивы освящал пасхальную пищу.
Иностранные фотографы, побывавшие в Подкарпатской Руси столетие назад, любили наблюдать за этим действом. Благодаря древним фотографиям можно увидеть, как красочно наши предки отмечали Пасху.
«Каким-то образом у людей была такая величественная вещь, как пшеничный восточный пирог».
После освящения восточных куличей все бросились домой. Люди верили, что тот, кто первым придет к нему домой, будет первым в сельской местности: он первым справится с полевыми работами, урожай и будет счастлив. Тот, кто вернется домой последним, будет иметь плохие времена в течение года.
Перед тем, как сесть за пасхальный стол, в Лемковщине и Гуцульщине, газда обошла хозяйку. Мужчина ходил по дому, сараю, разговаривал со скотом – просил, чтобы коровы, овцы щедро давали молоко.
В некоторых селах Закарпатья перед входом в дом с поясом с порога укладывали полотенце или гунна и ставили на них. Трижды они кланялись, говорили: «Христос воскрес!» – столько же раз отвечали: «Воистину воскрес!». После этого они вошли в дом и поставили освященные пасхальные блюда на стол.
Михаил Тиводарь так описывал: отец, чья дочь была на издании, приставил пояс к ее голове и сказал: «Каким-то образом у людей был такой величественный, как пшеничный восточный кулич». Тогда хозяин освященного хлеба коснулся всех домашних животных, так что они стали такими же тучными, как восточный кулидж. В Гуцульщине Раховского района отрезали три куска от буханок и дали на поля, чтобы съесть, чтобы быть здоровым. Верхнюю часть кулича венком разрезали и хранили до конца пасхальной недели, а затем скармливали скоту.
За столом вся семья произнесла молитву. Потребление пасхальной освященной пищи начиналось с кулича и яйца. Пасхальное яйцо или пасхальное яйцо нарезанное: кусок для каждого члена семьи. Только тогда они перешли к другим пасхальным блюдам.
Отверните бурю, несчастье и уроки
Особую роль во время пасхальных праздников играло яйцо как символ мирообразования, зарождения жизни и продолжения рода. Закарпатцам приписывали писанки и пасхальные яйца, а также скорлупу от яиц, убитых в пасхальных яйцах, магическую силу. Считалось, что они предотвращали зло и болезни от людей и домашних животных, способствовали посевам.
Скорлупа от яиц, убитых в поясе, цеплялась за деревья или тыкалась в сад на палках. Яичные отходы не выбрасывались. Считалось, что во время штормов и гроз, если вынести снаряд наружу, можно предотвратить молнию.
В Тячевской, Хустской и Межгорской областях распространялись верования относительно скота, связанного с пасхальными расписными и неокрашенными «пятнышками ». Панцирь нанизывали на нить и подвешивали над входом в сарай. Когда вошел незнакомец, он невольно осмотрел скорлупу от яйца, и только потом посмотрел на животное. Считалось, что таким образом скот был защищен от беспокойства.
В некоторых деревнях пасхальные яйца закапывали в поле, чтобы был хороший урожай. Снаряды также измельчали и выливали в корм для птицы, чтобы лучше переносить. Были и другие ритуалы: когда кто-то умирал на саму Пасху, он должен был положить пасхальное яйцо в гроб. На Пасху нанашка, пестиль , обязательно давал крестнику или крестнице вареное пасхальное яйцо или пасхальное яйцо в качестве амулета и для счастья. Пожертвованное яйцо хранилось до следующей Пасхи – оно «защищало от несчастий и отложений».
Вареные пасхальные яйца играли в «Цоканке» – они стояли друг напротив друга и слегка ударялись яйцами. Чью трещину он потерял.
На Пасху возле церкви проходили веселые игры. Считается, что некоторые традиционные забавы издавна играли определенную магическую и ритуальную роль. Прежде всего, это было весело. Жители деревни сказали: «Без приманки была бы печальная Пасха».
Сначала мальчики и мужчины устраивали свое веселье отдельно от девочек. Только с 20-30-х годов ХХ века мальчики и девочки стали собираться на совместные игры. Веселье девочек было в основном развлекательным, а мальчики были конкурентоспособными. В эти дни молодежь активно знакомилась, сближалась. Вскоре после Пасхи в деревнях начался свадебный сезон.
Напомним, куличи и продуктовые наборы для инвалидов подарили закарпатские предприниматели.
Читайте также:
- С 4 февраля вступят в силу новые правила для водителей: что нужно знать автовладельцам?
- «Боевой тыл в полную силу»: на Закарпатье в одном из сел женщины вышли на митинг (ВИДЕО)
- На Закарпатье женщина лишилась своего автомобиля: таможенники обнаружили более 500 пачек сигарет в топливном баке (ФОТО)
- "Не долечат, так добьют пенсионеров": на Закарпатье людей с диабетом добивают в аптеках
- Поделиться:
- Twitter(X)
- Telegram
- Viber
Часть Австро-Венгрии на Закарпатье: построен 134 г...
По легенде, во дворце 365 окон (количест...
17.08.2024 22:55 1163 0 Культура
Слышали ли вы о "Закарпатском метро"?: когда-то зд...
Тоннель протяженностью 310 метров распол...
29.08.2024 23:09 6960 0 Культура
Фильм, который снимали на Закарпатье, примет участ...
Он будет соревноваться в номинации «Лучш...
09.09.2024 22:51 6562 0 Культура
Единственный на Закарпатье: в сети показали открыт...
Открытие «воздушных ворот» в Закарпатье ...
11.09.2024 20:21 12917 0 Культура
Видели ли вы «Каменный цветок»?: раскрыта тайна че...
Мало кто задумывался о том, как именно о...
24.09.2024 21:22 339 0 Культура
Трагедия на сцене: известный турецкий певец погиб ...
Турецкий певец Метин Аролат, прославивши...
25.09.2024 13:18 752 0 Культура