Есть много современных храмов в Закарпатье, чтобы молиться. Однако все больше людей интересуются архитектурными сооружениями прошлого – деревянными святынями.
"Голос Карпат" отобрал для читателей лучшие интересные архитектурные объекты из трех районов Закарпатья.
Первую позицию по уникальности и сохранившейся аутентичной внешности занимает храм в селе Ужгород Березовского района.
Он внесен в список Всемирного наследия ООН. С 1994 года по решению Закарпатского областного совета деревянная святыня является собственностью церковной общины. Именно она заботится об историческом памятнике. Но церковь хранится исключительно крестьянами. Сама церковь уникальна. Стиль Бойко, который построил храм, сто лет назад был широко распространен в Закарпатье и Львовской области.
Сейчас таких церквей несколько. Кроме того, большинство из них покрыты оловом поверх деревянного иона. Церковь Святого Михаила в Ужке осталась подлинной. Без сомнения, одним из древних архитектурных шедевров Березецкого района является деревянное сооружение в селе Ушка. Невероятная святыня архангела Михаила в этом селе, как уже отмечалось, была построена в 1700 году. Ориентировочная дата была определена краеведами.
Более точных документальных данных об этой святыне нет. По словам людей, деревянное сооружение в разобранном виде в частях, ранее обозначенных, было перевезено в свое время на быка. До 1944 года церковь принадлежала греко-католической общине, после прихода в Закарпатье советской власти - перешла к православной. В середине 90-х внутренние стены были сбиты фанерой, а в конце ХХ века крыша, покрытая хонтом, была покрыта оловом.
Это исказило уникальный архитектурный ансамбль, считают исследователи деревянного зодчества Закарпатья. Старые подлинные передние двери также были заменены. В самой церкви сохранились старинные иконы и публикации, в том числе Евангелие XVII века.
Один из древнейших архитектурных памятников национального значения - Свято-Николаевский храм сохранился в Черноногих в Закарпатье. Здание является одним из лучших примеров закарпатской народной архитектуры XVII века. Аттракцион расположен удаленно от главной дороги. Изначально церковь была бойкского типа с тремя вершинами, но перестройка придала ей современный вид, характерный для большой группы закарпатских церквей конца XVIII века.
Памятник построен из еловых прутьев. Конструкции башни и крыши дубовые. Крыши, башня и завершение спора были впервые окрашены в красный цвет. После перестройки архитектурное сооружение получило черепику. Внутри сохранились оригинальные шатерные полы в стиле Бойко. Особое внимание привлекает башня с декоративно богатой барочной концовкой: ситком с фигурной доской и защитной тире сверху, аркада из гласных, четырехслойная палатка с сплющенной ванной и фонарем.
Безупречным архитектурным элементом является галерея, сформированная пастбищем, поддерживаемая бабинецами и резными колоннами. Такая галерея присуща лемко-церквям Закарпатья.
Современный «барочный» облик церковь приобрела после перестройки в 1794 году при священнике Василии Ивашковиче. Сообщается, что реконструкцию храма провел мастер Матий Кич из села Лучки, завершив работы 2 июня 1794 года. Иконостас XVIII века сохранился в храме.
Он собран из двух частей, которые отличаются друг от друга резьбой и обрамлением колонн. По словам желающих посетителей, можно часами гулять по зданию, интересоваться, фотографировать с разных сторон, стремясь увидеть каждую деталь впечатляющего памятника из прошлого, в котором служба до сих пор находится в править. В Перечинском районе в туристической Lycitsa находится сохранившийся и до сих пор архитектурный памятник XVII века - деревянная церковь Василия Блаженного.
Он входит в топ самых оригинальных и старейших деревянных зданий в стиле Лемко в Закарпатье. Храм является единственной деревянной святыней в Перечинском районе. По словам искусствоведа Михаила Сирохмана, двухтысячая трехзначная церковь была построена из ели в XVII веке в трехвисторном стиле Бойко. Современный облик он приобрел во время перестройки в 1748 году.
С тех пор деревянный храм состоит из трех зрубны и трех деревьев, сделанных из еловых прутьев. Угловые суставы сделаны черенок в простой замок с двусторонним вырезом со скрытым прямым шипом. Пятисоткомбинный бревенчатый домик из нава и бабинец, а также алтарная часть, покрытая одной высокой крышей из мягких очертаний. Над бабинке возвышается низкая квадратная башня с барочным концом. Похожая небольшая ванна расположена над восточной бревенчатой хижиной.
Зданиеoperetta, которое полагается на отпусках blings кабины журнала. Профилированные карнизы из твердой древесины проходят по периметру предмета и крыши. Пол сделан из разорванных плит из песчаника. До недавнего времени конец церкви был покрыт оловом, но за счет местной общины его убрали и поставили отточить крышку. Кирпично-деревянная колокольня была построена в XIX - XX веках. Колокола устанавливались в разные периоды. Меньший был изготовлен в Словакии в 1820 году, а большой был отлит знаменитым закарпатским литейным производством Ferenc Egri в 1924 году.
Следующий архитектурный объект без единого гвоздя ждет в Свалявщине. Именно здесь, в Быстрей-Микорайоне, находится уникальный архитектурный памятник – храм Архангела Михаила. По словам местных жителей, эта уникальная деревянная святыня в Закарпатье, которая является архитектурным памятником национального значения, была возведена мастерами без единого гвоздя. Деревянный храм, датимый восемнадцатым и восемнадцатым веками, расположен на дороге, на небольшом холме, в Постринском районе.
Когда-то это была отдельная деревня, которая впоследствии была присоединена к городу. Сегодняшний памятник был построен еще в 1588 году. Местные жители говорят, что в то время храм стоял чуть выше нынешнего места и был назван в честь святителя Николая Чудотворца. В 1759 году деревянный храм был восстановлен и вновь освящен под титулом святого Архангела Михаила.
Храм является ярким представителем Лемкианского типа церквей. Внутри храма сохранились резные иконостас XVIII века, большая часть интерьера модернизирована. Внимание исследователей привлекают уникальные картины на стенах святилища, старинные иконы и храмовые полотенца с вышивкой Лемко. Историю храма изучал закарпатский исследователь М. Сирохман, автор книг о церквях Украины и деревянных храмах в Закарпатье.
Говорят, что в конце 1940-х годов храм не был активным и только с наступлением независимости богослужение в церкви было восстановлено. Еще в советское время деревянный храм Архангела Михаэля был зарегистрирован как архитектурный памятник. Святыня построена из дубового дерева, фундамент выложен из камня на глиняном растворе.
На северо-западной стороне церкви стоит небольшая одноъярусная колокольня из колонны, покрытая четырехсторонней палаточной крышей. В Михайловской церкви и по сей день сохраняются самые дорогие факты прошлого – регистрационные книги о рождении, крещении, свадьбе, браке и смерти местных жителей. Значительной ценностью и талисманом являются древние книги церковнославянском.
Верующие до сих пор молятся в духовной святыне. Редким архитектурным сокровищем в Закарпатье является деревянная церковь святых Петра и Павла XVIII веков, которая также находится в Селе Свалявщина в селе Улин. В настоящее время здание является самым маленьким из всех деревянных святынь в регионе. При строительстве храма использовалось дерево из старой разобранном храме.
В XIX веке. храм восхищался известным ученым Т. Легоцким. Говорят, что такие небольшие постройки когда-то были распространены в отдаленных селах области, где не было возможности построить большую церковь. Этот тип деревянных церквей можно увидеть в Костринской Ростовке (Березнящина) и Тарасовке в Тячевском районе. Фото автора и из сети.
Следует отметить, что правительство расширит круг получателей субсидий.
Читайте также:
- "Одна повестка вам или две следующему?" — новый мем с Зеленским взорвал сеть
- На границе понадобится разрешение и деньги: с 2025 года действуют новые правила въезда в страны ЕС
- "Небесные яйца" задали жару: по какой цене дефицитный продукт и покупают ли его украинцы?
- Как спастись от мобилизации?: мужчины нашли непопулярный выход