Конечно, что ужгородский скансен обладает богатейшей коллекцией народного костюма. Этим на протяжении многих лет занимались его бывшие работники Ярослав Байрак, Владимир Фединишинець, Николай Матола и Павел Федака. В проекте представлены различные этнографические и локальные группы Закарпатья в основном в женском наряде. Ведь «фешіон» были преимущественно закарпатские дамы и барышни. Мужская одежда будет адаптировано или позже или вообще не будет...
Когда снежной зимней поры я вышел на сельский базар в белой ворсистой гуни с бархатными обшлагами, старше женщины скептически на то смотрело.
Те, кто запомнил такой вид одежды, не хотели возвращения в древности. Очевидно глубоко въелись в кожу резиновые лапти из автопокрышек. Шустерські топанки были не у всех да и то в основном на праздник.
Не знаю насколько развита в нашем крае служба кутюр и стилизации древнего одежды, но концертная одежда художественных коллективов часто грешит на аутентику.
Сейчас существует немало литературы и иллюстративного материала о народном ношу закарпатских украинцев, начиная с рисунков художников XIX века и фоток чешского периода.Ясінянські гуцулы и другие, которые жили при железной дороге, ради заработка позировали перед фотокамерами и карандашами заезжих чешских фотографов и художников.
Об этом рассказывает в статье «Мои встречи на Серебряной Земле» чешский художник Вацлав Фиала. Именно ему оплачивали в селах Тячевщины местные жители за свои портреты грудкой домашнего масла.
Музейные библиотеки Ужгорода имеют в своих фондах труда Федора Потушняка «Русинский народный костюм», публикуемый в научном сборнике «Заря», которое издавало «Подкарпатське общество наук», а также великолепный альбом Маковского «Народное искусство Подкарпатской Руси».
Эта книга вышла в Праге в 1925 году тиражом всего 300 экземпляров. Там помещены детальные описания народного костюма Турянської долины, где бытовал «фараметлик» как вышивка мужской рубашки.
Одну из своих поэтических книг я не случайно назвал «Фараметлики», которая вышла в частном издательстве «Гражда» в 1994 году. О «фараметлики» я уже знал тогда.
Очевидно в «вариському» проекте не стояла задача детализировать все нюансы закарпатского народного костюма, ибо это дело этнографов-ученых. Тотального ношения народной одежды не запомнил я сам. В шестидесятых годах прошлого века в закарпатские села пришла фабричная одежда. И только в качестве свадебной одежды невесты использовали головной убор невесты – «примечание». В селах долин Теребли, Тисы и Реки ее называли «парта». Небось от «партиця», что означало полоска.
Древняя одежда имел и эстетическую, и ритуальную ценность. По просьбе старых хозяек на мертвое тело должны были надевать вышитую рубашку.
Такую рубашку держала моя мама на смерть, но в суете она не попала нам под руки и мы положили фабричное. Моя бабушка умерла в 1968 году, я был тогда третьеклассником и хорошо помню, как бабе на мертвую голову надевали бархатный чепец. Покрывало на тело называли «фатьолом» и были такие сміхованці, что к нему привязывали нитку и симкали за нее. Казалось, что покойник встает и напуганные дьяки бежали из «псалтыри», погасив свечи и керосиновую лампу. Народ был еще достаточно суєвірним.
Тересівська долина, откуда я родом и проживанием, как большинство марамороских сел вобрала в себя элементы традиционного румынского одежды.
Женская рубашка была с квадратовим вырезом возле шеи и очень пикантным «морщінням» на пазухе и зап'ясниках. Летние мужские брюки были снизу на холошах отделаны «ройтами»-каймой. То есть к названиям деталей народной одежды была и специфическая лексика, которая частично использована в материалах сайта.
Сейчас из всего того надібку модной остается только вышивка. К сожалению, я сам не имею аутентичной закарпатской вышивки, зато есть гуцульская, достаточно дорога в цене. Дорогая ткань оникс не уровня домотканом «помуту», в котором ходили наши предки.
Но такое оживление способствует связям духовного наследия поколений. Помню, как одна киевская мадам хвасталась костюмом такого покроя, которую носила ее бабушка по Австрии во Львове. И в этом есть какая-то загадка, мистика и фантастика.