1. Главная
  2. >
  3. Культура

В Межгорье возобновили производство уникального верховинского топорика

1084
Культура Межгорье

В Межгорском профлицее за авторства его директора Василия Маринца начали краеведческий инновационный проект.

В Межгорье возобновили производство уникального верховинского топорика

Основой проекта стало изучение во время учебно-воспитательного процесса народных традиций самобытного верховинского края.

В рамках реализации плана, который имел название “Возрождение народных художественных промыслов, традиций. Обычаев, старинного верховинской кухни в условиях интенсивного развития туристско-рекреационного комплекса Межгорья”, даже по мнению спал... топорик с древности. Как-никак, а он был оригинальным, имел определенные отличия от известных гуцульских топоров. Его в основном называли верховинским, хотя по праву заслуживал и синонимического имя - бокорашский. Потому что именно люди этой профессии, что канула в Лету, удобно применяли уникального типа инструмент во время лесосплава.

Восстановить его прошлый вид в мастерских “кузницы кадров” было непросто, потому что ни одного старинного экземпляра, несмотря на все поиски, в том числе и на Тереблянской долине, где когда-то мощно сплавлялись бокоры, не удавалось разыскать. В большом приключении стал юрист-консультант профлицея Павел Кривко - краевед Межгорья, который до мелочей интересуется историческим, социальным и культурным прошлым глубинки, дав ценные советы, даже за этой проблемы. Понадобились воспоминания старожила с. Река Ивана Больбана, хоть он прежде хорошо осведомлен в производстве трембит. О технологии изготовления орудия лицеисты не поленились узнать также из архивных документов во Львовской национальной академии искусств. Здесь в одно время учились и выпускники профзакладу Межгорье Михаил Росоха и Василий Шпилька.

Имея уже некоторые теоретические явления, учащиеся трех групп производителей художественных изделий во главе со своими наставниками Владимиром Глебом и Василием Фурдьом активно взялись за практическое дело. Сначала сделали предметы обихода прадедов сувенирного образца, то есть полностью из дерева, а затем уже натурального вида - с металлическим обухом, где свое умение показал и мастер производственного обучения Николай Чулан с подопечными учениками. И такие сделали, что могут служить как для подарков или музеев, так и в деле.

Василий Маринец рассказал о нюансах между верховинским и гуцульскими топориками. Разница заключается в том, что местная топор на обухе имела и напівокруглене лезвие, благодаря которому практически было взимать бокоры за их формирование, зацепиться за ветки, собираясь горными дебрями. Одновременно топорище обмотувалося сыровицей. Это давало большой эффект. Трудясь на воде, черенок аж прикипал к рукам, хоть был скользко мокрым. А другая заостренная концовка топориська комфортно служила путешественнику за ходьбы. Вообще - давние бартки были универсальными. Их горцы использовали даже за оружие, защищаясь неожиданных нападений зверей в дебрях, а то и коварных врагов. Топор, согласитесь, не такая уж и тупица, как привыкли пренебрежительно говорить о нем на местном говоре.

Директор профлицея с гордостью за коллег, которые наладили, можно сказать, серийный выпуск сувенирной древней лесорубского топора, прогнозируемо говорит, что она станет и своеобразной визиткой края. На различных праздничных выставках на нее особо заглядываются туристы, поступают заказы. С таким топориком ассоциируется дух былины, в частности, отважная труд верховинских плотогонов.

На снимке: Василий Маринец демонстрирует не только разных типов топорики сорта лицея, но и нового образца гуню, что тоже их марки труда в студии ткачества.

Василий ПИЛИПЧИНЕЦ.

Фото автора

Читайте также:

Поделиться:
Facebook
Twitter(X)
Whatsapp
Telegram
Viber