1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

Очерки истории Виноградовского района –Теково / ФОТО

07.02.2016 19:34 0 Общество Автор: Голос Карпат
 

В 1921 году в Текові проживало 1048 жителей, из которых были 2 чехословаки, 477 русинов, 492 венгры, 72 евреи.

До 1946 года Текегазо. Село на левом берегу Тисы, между Королевом и Сасовом, на расстоянии 6км от районного центра, имеет железнодорожную станцию. С Виноградовом его связывает автомобильно-пешеходный мост через Тису. В староугорській языке Теке означало собственное имя. Вероятно, так звали одного из первых владельцев дома, вокруг которого позже выросло поселение, названное Текегазо, которое на украинский язык переводится как дом, дом, дом Теке.

Интересным является происхождение имени Теке. За основу может быть принята в турецком языке «текэу» - козел, или, даже, в старотурецькій языке – «теко шокол» - человек с жидкими бородой и усами. Теково – это перевод на украинский язык не дословный, но более приемлемый к селу, чем к какого-то отдельного дома.

Сначала село было на правом берегу Тисы. В 1640-х годах большое наводнение опустошили поселения. Построенную там церковь разобрали и, как говорят народные предания, на 109-ти парах волов катками перевезли на левый берег, на который переселился и народ. Так из этой местности стало село.

Во второй половине XIII века шла упорная борьба за Текегазу между семьями Гетені и Текегазі. Половина деревни в то время было уже во владении рода Гетені. В 1372 году надор (высшая судебная лицо в тогдашней Венгрии) после долгих судебных споров и вторую половину села присудил им. Семья мелких шляхтичей Гетені не долгое время смогла удержать Текегазу в своих руках, особенно с точки зрения на то, что находилось оно посреди Нялабського владение и представляло еще большую ценность из-за стратегического расположения на Тисе.

Обладатели, дерзкие и нахраписты воеводы Драг и Янош, через несколько десятилетий получили его. В 1405 году, когда Нялабське владение передавалось новому обладателю Пийтеру Перени, Текегазо было в акте приема-передачи. В дальнейшем оно не подчинялось никому другому. В 1717 году во время татарского нашествия село потеряло 4-х простолюдинов, но жилье было существенно разрушено.

В 1851 году Элек Фийнєш писал:

«Текегазо венгерско-русское село в Угочанському комитате возле Тисы; 5 римо-католиков, 300 греко-католиков, 256 реформатов, 10 евреев из реформатской и греко-католической материнскими церквами. Рассыпчатые земли чрезвычайно урожайные, но страдают от наводнений. Фруктовые деревья приносят хорошие урожаи, особенно много орехов. Принадлежит Нялабському имения».

В марте-апреле 1919 года в селе была установлена советская власть.

Согласно переписи 1921 года в Текові было 214 домов, в которых проживало 1048 жителей, вт.ч 546 мужчин и 542 женщины. По национальности 2 чехословаки, 477 русинов, 492 венгры, 72 евреи. По вероисповеданию 44 римо-католики, 497 греко-католиков, 433 реформаты, 74 иудеи.

Есть в селе урочища Старое Село, Нілош, Модьормезив, у Чоби.

В 1925 году по инициативе Ю.М.Уйфалоші и С.И. Попа создана сельская организация компартии Чехословакии. Во время оккупации села гортіївською Венгрией здесь действовала группа подпольщиков, возглавляемая Ю.М. Уйфалоші. Некоторое время здесь скрывался Ф.Патаки, которого местные коммунисты обеспечили соответствующими документами для его пребывания в Будапеште. 6 апреля 1944 года подпольщиков выследили и арестовали. 17 июня после жестоких пыток на окраине Текегази в присутствии принудительно собранного населения оккупанты расстреляли Уйфолуші Юлия Михайловича, 1900 г.н., Уйфолуші Юлия Юльевича, 1923.н., Панько Михаила Ивановича, 1911 г.н., Параску Антона Юрьевича, 1907 г.н., Вайса Менделя Моисеевича, 1903 г.н.

Кроме того, партизаны-подпольщики Дудаш Степан Павлович, 1905 г.н., погиб в концентрационном лагере в Германии, Дубровка Михаил Юрьевич, 1908 г.н., погиб в Дахау, Сич Юрий Васильевич, 1894 г.н., погиб в Дахау.

Особенно славную историю имеет реформатская община села. В 1667 году начали строительство каменной каменной церкви на 400 мест, даже не догадываясь сколько лихих часов ждет на нее в советские времена. 14 января 1962 года храм закрыли. Директор школы хотел использовать его под спортзал. Верующие просто не отдали ему ключей.

В общины не было пастора в течение 22-х лет, но верующие каждое воскресенье собирались в храме молиться и петь хвалу Богу. Их каждый раз штрафовали на 50 рублей, а в то время это были немалые деньги. Но это не остановило верующих. Дирижировали пением Андрей Олаг и Иосиф Ковчі. Мужчины больше боялись, поэтому звонили, призывая к богослужениям, женщины. Многие люди, вообще, боялись посещать церковь, поэтому шли в Королево или Гудю.

В 1983 году церковь полностью забрали от общины, вынесли и разломали, сожгли всю церковную деревянную утварь, сделав в ней ритуальный похоронный зал. Правда, оттуда похоронили лишь двух одиноких людей, которые не имели никого из родни. Верующие других конфессий также саботировали использование церкви, как наметила власть. Члены общины ходили молиться в окрестные села.

В июле 1989 года церковь вернули общине. Люди с энтузиазмом взялись за восстановление храма. Все было готово в рекордные сроки и уже 6 августа 1989 года церковь вновь освятили. А уже 6 ноября 1998 года Тиса вышла из берегов и через считанные минуты затопила село и церковь в том числе. Вода в ней поднялась почти на полметра. Люди, несмотря на беду дома, бросились спасать храм. Удалось вынести престол, гармонию, орган, передние ряды сидений. Сразу после наводнения подняли уровень пола на 30см, стены перебілили, покрыли ламберією. Кровлю практически всю перекрыли, поменяли и некоторые балки. Служит здесь теперь пастор Бэйла Пелешкей.

Не менее славная история и греко-католической общины. Первым священником, который служил в селе и которого удалось установить, был e 1668 году Плав'янський Степан. В 1751 году за священника Михаила Остапа вспоминают деревянную церковь св. архангела Михаила с одним колоколом, покрытую соломой, в плохом состоянии, снабженную так-сяк образами, кроме большого алтаря.

В 1775 году строят новую деревянную церковь «из сильнейших деревянных брусьев», башня которой не была достроена. Эта церковь стояла до постройки каменного храма. Еще в 1797 году государственная комиссия решила, что в Текегазі надо построить кирпичную церковь, а деревянную перенести в Гудю. Это было реализовано лишь в 1870 году.

В 1893 году из императорской казны выделили 100 форинтов на ремонт церкви, проведенный усилиями священника Андрея Медвецького. На западной фреске свода сохранилась надпись на венгерском: « Рисовал Юлий Адам 1917». В 1941-49-х годах обслуживал общину в. Стефан Фесторі, который 1 апреля 1949 года воссоединился с русским православием.

После легализации греко-католической церкви в 1991 году в селе была зарегистрирована община этой конфессии, которая надеялась вернуть себе церковь. Но большинство верующих в селе остались в лоне православной церкви, поэтому их надежды были напрасными.

Греко-католики в это время пережили разные периоды: сначала молились у креста во дворе церкви, потом у входной двери в храм, еще позже перед иконостасом, потому что царские врата некоторое время закрывали на замок. Наконец удалось договориться на поочередные богослужения в храме. В конце концов решили строить свою церковь.

Работы начали 2 октября 2012 года, а 12 июля 2015 года уже молились в своем храме. Как удалось в это нелегкое время так оперативно соорудить красивую, нарядную церковь? Большую роль сыграл в. Иван Шетеля, который с куратором Павлом Ивановичем Талабірою взяли на себя всю полноту координации работ по материально-технического обеспечения и ведения строительства. Одним из главных вопросов оставалось финансирование. Его в этот нелегкий период удалось решить с помощью благотворителей.

Так, братья Скины полностью профинансировали строительство фундамента. Благодаря пожертвованиям средств в значительных размерах семьями Ивана Дудаша и Василия Монди, удалось возвести стены. Предоставила средства и благотворительная организация из Германии. Жертвовали жители Текова и окрестных сел.

Очень оригинальной, а главное, эффективной оказалась идея Юрия Тесличка, который раньше жил в Подвиноградове и уже имел определенный опыт – зарабатывать деньги на храм колядованием. Была создана группа из шести колядников, которая сначала ездила по Текову и окрестных селах, а затем и в соседних районах. Прошлого и этого года расширили географию колядки в греко-католических общинах Будапешта, Братиславы и Вены, где имели большой успех и, конечно, собрали немалые средства.

Иконостас церкви подарила греко-католическая община Успенской церкви с Виноградова (настоятель о. Мирослав Сипко). В своем храме они установили новый иконостас, а прежний, который им в свое время подарили из США, передали в Теково. Этим самым а. Мирослав, который был настоятелем Теківської церкви, отдал дань своим верующим, у которых еще много проблем – нужно сделать внешнюю штукатурку, покрасить церковь, приобрести колокола, смонтировать отопление .

Самой крупной общиной села есть православная, которая с 1949 года молится в бывшем греко-католическом храме святых апостолов Петра и Павла. Как и реформатская церковь, православный храм также пострадал от наводнений в 1998 и 2001 годах. Пришлось сбивать штукатурку, заново восстанавливая ее, а также устанавливать деревянные панели. Но влажность и ныне проявляется, особенно во время дождей. Местами в храме появились трещины, конечно, незагрозливі, но с ними нужно считаться. В целом наблюдается незначительное проседание строения церкви после двух наводнений. С 2004 года занимается православной общиной в. Сергей Русинко. А куратором является Иван Келемен.

Во Второй мировой войне погибло 7 теківчан, которые воевали в рядах венгерской армии. 27 октября 1944 года режим изменился на сталинский, 13 местных жителей было «добровольно мобилизовано в ряды Красной Армии, 6 из них погибли. Осенью 1944 года в концентрационные лагеря забрали 62 мужчин, в основном венгров, 19 не вернулись домой.

В Текові была бригада колхоза «Україна» (центральная усадьба в селе Сасово). Выращивали зерновые ( в основном пшеницу и кукурузу), технические (в основном табак) культуры, кормовая свекла. Животноводство мясного направления.

Колхозное жизнь в Текові имело свою особенность. Когда в конце 1980-х годов наметился общий спад в СССР, Иван Богаш организовал арендный коллектив на базе отделения в Текові и Гуди. Но нужно руководство колхоза «Украина» всячески мешало работе коллектива арендаторов. Поэтому 8 августа 1990 года колхоз «Украина» разделился на два хозяйства – в Сасові и Текові и Гуди (здесь даже провели референдум).

Распределение произошло по принципу: « На тебе, небоже, что мне не гоже». Это, а также экономическая ситуация, не дали возможности развернуться молодому инициативному председателю колхоза «Нива». Упадок, даже крепкие хозяйства, а не то что новое. Но, несмотря на все трудности и препятствия, стартовала сельхозартель обнадеживающе.

Еще одной особенностью Текова является то, что оно пострадало от двух больших паводков 1998 и 2001 годов. Были отстроены более 200-х домов, разрушенных водой. Настоящим украшением села стали детсад и девятилетняя школа и фельдшерско-акушерский пункт, которые, согласно решению правительства, были построены за средства Донецкой области. Семьям железнодорожников, которые потеряли жилье, новые дома, очень добротные и красивые, соорудили строители Южной железной дороги.

Очень болезненным вопросом является плохое состояние дорог в селе. Традиционно сложилось так, что основным поставщиком рабочей силы для мебельной фабрики постоянно были теківчани. Многие из них работали на Виноградовских обувной и швейной фабриках, в Королеве на железной дороге. Теперь мебельная фабрика не функционирует, привозят людей в Виноградово, особенно высоко ценятся швеи.

Более 200-х человек выезжают на заработки за пределы области, более 100 – за границу. Другие жители села живут за счет ведения личного крестьянского хозяйства. Выращивают раннюю овощи, в основном помидоры и огурцы. Разводят домашнюю птицу и скот, правда, наблюдается тенденция к уменьшению количества коров и лошадей.

Позволяет выжить и занятия народными промыслами, рукоделием. В селе много вышивальщиц, которые в зимнее время воссоздающие красоту природы и лики святых. Лучшими вышивальщицами зарекомендовали себя Эмма Дудаш, Мария Жупан, Анна Озоганич, Анна Кочерган, Анна Криванич, Анна Шуба.

До недавнего времени почти в каждом доме стояли кросна – женщины ткали покровцы (дорожки). Есть и такие, что вяжут спицами и крючком. Молодежь облюбовала изготовления изделий из бисера.

Наиболее распространенные фамилии в Текові: Прасковья, Панько, Ковчі, Гейруш, Олаг, Попович.

Несмотря на трудности, люди в Текові не привыкли жаловаться, собственным трудом заботятся о благосостоянии, дома приведены в порядок, на каждом дворе есть колодец или помпа (ручной насос), разводят много цветов.

Тем, кто хочет более подробно знать о селе, предлагаем книгу «Теково – село на берегах Тисы», которая, ориентировочно, выйдет из печати в начале июля.

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района.

Читайте на ГК:«Сакура сводит с ума»: что сделал закарпатец ради крутого развлечения? (ФОТОГРАФИИ)
Читайте на ГК:Без света более 7 часов: на Закарпатье отключат свет
Читайте на ГК:В Виноградовской области потушили два пожара за сутки: последствия известны (ФОТО)

Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский