1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

История Виноградовского района: Сасово - Szaszfalu alio nomine Ugocsa / ФОТО

06.02.2016 20:23 Общество Эксклюзив Голос Карпат

Большой алтарный образ «Преображение Господне» в церкви нарисовал выдающийся закарпатский художник. Бокшай.

Большой алтарный образ «Преображение Господне» в церкви нарисовал выдающийся закарпатский художник. Бокшай.

До 1946 года село называлось Сасфолу. Находится на Притиссенской долине за 9км от районного центра, имеет железнодорожную станцию. Название населенного пункта хранит память о немецких поселенцев – саксов-госпітів.

Первое письменное упоминание о селе в 1262 году, в описании границы села Гудя (Гивденьгаза), называет его «землей госпітів». В 1355 году вместе с Королевом, Черным Ардовом и Веряцею, как села подчинены Нялабському замка, получают королевскую грамоту о привилегиях. Позже, в 1379 году, попадает в собственность крупных землевладельцев и становится простым крепостным селом.

В ХУ-ХУИ веках крепостные саксы в основной массе змадяризувалися, их в селе остались единицы. Но в следующих веках они бесследно исчезли и село, в подавляющем большинстве, становится венгерским, население которого в XVI-XVII веке платило налог реформатським священникам. Во второй половине XVII века через нашествие турок и татар, а также эпидемии чумы и холеры, венгерское население пошло на спад, его место заняли русины.

Об этом процессе красноречиво свидетельствуют данные архивных материалов о появлении новых фамилий жителей села – налогоплательщиков. Так, в 1450 году еще есть немецкие семьи : Гебех, Глешер, Оим, Питман, Рогман, Чебел, Руфус, Сас, Иоганнес Фабиани, Маргінус. В 1563 году – Хелле, Роман, Сэндел. Через 50 лет появляются венгерские и отдельные русинские фамилии: Киш, Фодор, Ферко, Ковач, Деяк, Шуба, Варга, Жолдош, Данч, Давид, Ірсун, Сэндел, В 1775 году - Гоч, Форкош, Фекете, Берки, Чука, Свитлык, Мондич, Супіл, Дудаш, Фозекош, Мачка, Бидзиля, Двія, Гантюк, Комар, Костроба, Лемак, Марушка, Поляк, Шестак, Варивода, Човбан, Данко, Козьма, Лазарь, Олаг, Орос, Роспопа, Товт, Вайнагі.

Что касается языка, то в 1775 году, согласно докладной записки, для жителей села обычная речь (ordinaria lingua) – рутенская, хотя подчеркнули, что все понимают венгерскую. Нотариус села в 1862 году в годовом отчете написал:

 «... подавляющее большинство пользуется рутенською языке, но по - венгерски знает одна треть села».

Некоторые историки поддерживают версию, что село Угоча (которое дало название комитата, о котором есть письменные упоминания В 1313 и 1332-1337 годах в XIV или XV веке) слилось с Сасфолу. Этот процесс свидетельствует тогдашняя название сакского поселения, в частности, в 1430-1431 годах его называли «Szaszfalu alio nomine Ugocsa. Эта конгломерация двух поселений дает возможность объяснить внезапную численное превосходство венгерского населения в Сасфолу.

В 1717 году татары опустошили село, захватили в плен 19 крепостных, 5 из них вернулись домой.

В ХІУ веке в Сасфолу была церковь. Как указывалось ранее, она, вероятно, была католической, которая впоследствии, с принятием протестантизма землевладельцами Перени, отошла реформатам. О ней пока ничего не удалось установить.

Доподлинно известно, что в 1751 году упоминается греко-католическая деревянная церковь святого Михаила с башней, двумя колоколами, украшена малыми образами. В 1775 году указывается, что церковь тесна для народа. До 1693 года церковь была филиалом Черного Ардова. В 1847 году упоминается уже каменная церковь, но, к сожалению, сведений о ней не сохранилось.

В 1933 году на пожертвования крестьян начато строительство храма. Торжественное освящение камня окружным наместником в. Георгием Кадаром состоялось 10 сентября того же года. Возле камня положили краткую историю села и церкви для будущих поколений.

Проект церкви подготовил профессор Ужгородской женской семинарии Емельян Егрешій. Строительство церкви планировалось на конец лета 1934 года. 15 ноября 1936 года местный священник Стефан Ильницкий освятил надбанний крест, а на праздник св. ар. Михаила – не совсем готов храм. На этой стадии стоимость работ составляет 350 тысяч крон.

Строительные работы возобновили в 1938 году. Главные объемы храма образуют монументальную крестовую композицию (площадь 510 кв.м). Конструкцию выполнено из бетона, а каменная часть – из кирпича. Над главным входом обустроено балкон для праздничных проповедей, а внутри церкви добавляют величества хоры на западной и боковых боковых стенах. Могучая башня, высотой 40м, завершена открытым фонарем с барочной главой.

Подобное завершение имеет и алтарный объем. На 1938 год расходы общины составляли 500 тысяч крон, из которых община покрыла 430 тысяч и 70 тысяч выручили от продажи церковной недвижимости. Для окончания строительства храма (внешней штукатурки, установка иконостаса, боковых пространств, рисование нефа и притвора) нужно было еще 250 тысяч крон.

Алтарную часть разрисовал Стефан Сарновський по эскизам Иосифа Бокшая. Престол с балдахином высотой 7м и иконостас вырезал известный резчик И. Павлишинець. Большой алтарный образ «Преображение Господне» нарисовал выдающийся закарпатский художник. Бокшай. Следует отметить большие заслуги в сооружении храма тогдашнего куратора Юрия Шубы.

Перед освящением храма села были приглашены с миссией отцы-василиане, среди них Степан Решетило и Себастиан Собол. 19 августа 1938 года, на праздник Преображения, в присутствии 6000 верующих, епископ Александр Стойка освятил храм. Проповедь для украинцев произнес о. Николай Русинко, а для венгров – а. Николай Монди. С разрешения Папы Пия XI храмовый праздник перенесли на Преображение Господне. Как удалось установить, первым греко-католическим священником в селе в 1670 году был Оросвийгеші-Андрелла, последнее, до запрета греко-католической церкви в 1949 году - в. Стефан Ильницкий, который поддался давлению власти и перешел к русского православия.

В отличие от него, о. Дионисий Шуба – помогает священник в Сасові – долгое время отказывался воссоединиться с православием. На него делался безумное давление и, в конце концов, он 27 июня 1950 года, предпоследним (128-м) среди греко-католических священников, подписал воззвание о переходе к русского православия, однако не согласился на сотрудничество с органами КГБ. Поэтому 9 октября 1950 года его арестовывают и осуждают на 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 5 лет и с конфискацией принадлежащего ему имущества. 2 декабря 1955 года его освободили из под стражи.

В 1949 году храм перепідпорядкованмй Московскому патриархату. В 1970-х годах церковь разрисованы внутри, а в 1980-х годах – установлен иконостас. Три колокола на башне весят 425, 55 и 35кг. Верующих православной общины долгое время обслуживает в. Иван Розман.

Греко-католическая община зарегистрирована в 1991 году. Сначала свои богослужения они совершали возле креста на дворе своей бывшей церкви, затем - в актовом зале в помещении сельсовета. Поняв, что шансов получить церковь в свое владение нет, они решили строить новый храм. Для этого общине выделили участок для постройки церкви. До 2009 года было выведено стены сооружения. 23 сентября 2012 года владыка Милан освятил новый храм Преображения Господня.

Нужно відзнатчити, что церковь, хоть и меньше прежней, но очень хорошо вписалась в натуру и является комфортной и удобной для верующих. Это очень ценится людьми, потому что строилась она преимущественно за деньги прихожан. Большую работу провел куратор церкви Реплюк Емельян Михайлович. Когда не хватало средств, делали подворный обход. Ло чести многих православных, многие из них также выделяли определенные суммы из своего бюджета. Ввели в практику и церковные колядки, а собранные деньги шли на строительство.

С самого начала его спонсорами были районная администрация и международная благотворительная организация «Реновабис». Нельзя обойти молчанием и историю закупки колоколов, а их в церкви есть три. Уроженец села Русинко Юрий Михайлович окончил медучилище и очень стремился стать врачом. Но на продолжение обучения, как и у всех простых людей, у него не хватало денег. Чтобы их подзаработать, уехал работать в Италию. Как и большинство наших соотечественников, попал на стройку. Однажды там произошел несчастный случай. Юрий так профессионально оказал первую помощь до приезда врачей, что поражены его умением, они устроили его работать на скорую помощь

Изучив язык, поступил в мединститут, по окончании которого работает врачом в Италии. Через отца он передал деньги для закупки звона. Здесь же, в Италии, видно, через него, одна синьора узнала, что в Сасові строят церковь и что им нужны деньги – дала свои, а также организовала сбор средств среди итальянцев. Таким образом были приобретены церковные колокола. Сейчас выполняется наружная штукатурка, церковь еще не расписана, в ней лишь временный иконостас. Обслуживает общину в. Иван Шетеля, который, несмотря на свой молодой возраст, заслужил уважение и авторитет среди верующих

В марте-апреле 1919 года в селе была советская власть, которую, как и во всей Венгрии, жестоко подавили с помощью румынских оккупантов. В апреле 1920 года село оказалось под чехословацким господством и в течение 19-ти лет был период относительно лучшей жизни, с повышением всех социально-экономических стандартов

Согласно переписи населения в 1921 году в селе было 339 домов, в которых проживало 1525 человек. По национальности - 1307 русинов, 46 венгров, 171 еврей. По вероисповеданию - 9 римо-католиков, 1319 греко-католиков, 26 реформатов, 171 иудей.

jpg" align="center" />

В 1930-х годах в пределах села образуется поселение из переселенцев из Межгорского района – Колония. Чехословацкое правительство проводило аграрную реформу, давая возможность мало - и безземельным крестьянам из Верховины за счет кредитов выкупить земли у крупных землевладельцев, которые имели более 150 га пахотной земли. Уже в советские времена Колония, согласно решения облисполкома №431 от 30 июля 1962 года, была присоединена к Сасова. На сегодняшний день от нее осталось несколько развалин.

В годы оккупации села гортіївською Венгрией были расстреляны жители Сасова М.В. Криванич, И.М. Човбан, Д.Н. Дуля, Ф.А. Дьердь, И.Ю. Кекерчень.

26 октября 1944 года, после смены режима на сталинский, в селе 16 местных жителей были мобилизованы в ряды Красной Армии, 3 – погибли в боях.

В селе размещалась центральная усадьба колхоза «Украина». Выращивали зерновые (в основном кукурузу и пшеницу) и технические (преимущественно табак) культуры. Животноводство – мясо-молочного направления.

Во времена независимости Сасово дважды пострадало от наводнения в 1998 и 2001 годах. Конечно, это очень тяжелое испытание , которое пережили крестьяне, но вместе с тем, как говорят русские, « Нет худа без добра». На ликвидацию последствий паводков были мобилизованы все области Украины. В наибольшем выигрыше были железнодорожники, которым Южная железная дорога построила новые дома – быстро, красиво, надежно. Другим помогло государство, выделив необходимые средства и стройматериалы. Но, кроме этого, украшением села стали вновь построенные садик (силами Львовской области), школа и фельдшерско-акушерский пункт (за государственные средства).

jpg" align="center" />

Сасово выгодно отличается от окрестных деревень тем, что его жители активно работают на промышленных предприятиях Виноградова. Так, через село курсируют 6 автобусов, которые привозят рабочих только в одну смену. В частности, из 1830 избирателей более 800 трудоустроены, в том числе 97 человек работает на железной дороге.

Много молодежи трудится за рубежом. Большинство облюбовала Чехию. Остальное работает на земле, откармливает скот. В селе действуют 16 фермерских хозяйств, 11 частных предпринимателей.

В Сасові родился народный артист Украины Петр Матій.

Делает честь селу и то, что оно дало больше всего бойцов в АТО - 28 мужчин и 2 женщины.

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района.

Читайте на ГК:«Вбежал взволнованный мужчина со словами...»: что произошло в Виноградовском районе после полуночи? (ФОТОГРАФИИ)
Читайте на ГК:Современное искусство процветает: в Виноградове открылась первая персональная выставка молодого художника (ФОТО)
Читайте на ГК:Уличная драка переросла в стрельбу: подробности конфликта на Закарпатье (ФОТО)

Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский