1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. >

Очерки истории Виноградовского района: Гетиня, Бугорки, Гудя / ФОТО / ВИДЕО

12.12.2015 18:45 0 Общество Эксклюзив Автор: Голос Карпат

В этой публикации предлагаем читателям очерки краеведа Ивана Біланчука о прошлом и настоящем таких сел как Гетиня, Бугорки и Гудя.

Г Е Т Ы Н Я

Подчиняется сельсовету с. Чепа и находится на расстоянии 1 км от нее. О происхождении названия говорят такое. Там, где теперь село, был хутор, в котором жила семья . Ребята женились, строили себе новые дома, и стало их семь.

Однажды их отец ушел к господину Фогорашія, которому принадлежали все земли возле Тисы, господин знал только по венгерски, а крестьянин – лишь пару слов на этом языке. Когда господин спросил, сколько хат на хуторе – крестьянин ответил: “ Нас там семеро... семь хижин и по мадярски – гэтен”. Господин дал записать в книгу название нового села Гетеня, которая почему-то в последнее время превратилась в Гетиню. Это создает значительные неудобства, особенно при оформлении правовых документов по собственности, наследование - приходится тратить много времени, денег и нервов.

Венгерский краевед Е. Фийнєш указывает: “ Тиса образует возле села много островов и на них земля такая плодородная, что каждый год дает богатый урожай кукурузы. Это село когда-то князь Токсун подарил знатному куманському вождю Гетені. Главным землевладельцем стала очень давняя процветающая семья Дрянь, другие наследники Фогораші, граф Телеки, барон Перени, Сінтої, Кюрті, Егрі, Дейнєш, Кондої, Мової, наследники Бейнеї”.

В 1739 году землевладелец Сигизмунд Спроси подарил земли для строительства деревянной церкви. В 1751 году упоминается деревянная церковь Св. Арх. Михаила, покрытая соломой с одним колоколом, бедно обеспечена образами. В 1847 году вновь упомянуто деревянную церковь. В 1921 году в селе типичная каменная церковь. Иконостас из 49 иконами конца XVIII века, а также картину на доске “ Св. Павел с мечом” были перенесены из старой церкви. Иконами интересовались антиквары и хотели их купить, но батюшка оказался стойким и не поддался искушению. Правда, иконы в середине 80-х годов перерисовали, восстановив их, тем самым нанесли вред их самобытности и оригинальности.

Первым греко-католическим священником, о котором есть упоминания с 1742 года, был Сокирницький Андрей. В 1945-1949 здесь служил Бедя Тиберий, который был лишен властями права священослужіння. В 1949 году церковь подчинили Московскому патриархату. Сейчас общество обслуживает священник о. Юрий Поп

Согласно переписи населения, в 1921 году в селе проживало 107-ми домах 518 жителей – из них 270 мужчин и 248 женщин ( одно из очень немногих сел, где мужчин было больше чем женщин). По национальности: русинов – 371, венгров – 6, евреев – 141; по вероисповеданию: 376 греко-католиков, 1 реформат, 141 иудей.

В “Шематизмі всех школ Подкарпатской Руси” ( Мукачево 1925 год, страница 159) сказано, что в Гетені в 1853 году греко-католическая народная школа с русским языком обучения. Учитель Петр Добра. В течение многих лет в селе были проблемы с учительськими кадрами. Так, в архиве в. Даниила Бендаса удалось найти материал о конкурсе на замещение вакантной должности учителя в Гетені в 1904 году. Что же предлагали учителю, кроме приличной квартиры и огорода: 4 голды пахотной земли, пастбище на 6 голов скота, 44 вика ( вика – мера зерна примерно 25-30 литров), 120 крон зарплаты, 20 крон за религиозные требы, 502 короны государственной поддержки.

После освобождения села от гортіївського режима ( октябрь 1944 года), с Гетені были мобилизованы мужчины в Красную армию. К сожалению, сегодня нет их точного списка. Но доподлинно известно, что 6 из них погибли: Апшай Илько Михайлович, 1927.н., пропал без вести в 1945 году, Апшай Иван Михайлович, 1925 г. н., погиб 2 февраля 1945 года, Жоданій Юрий Павлович, 1926 г. н., погиб 3 апреля 1945 года, Семен Юрий Иванович, 1926 г. н., пропал без вести в феврале 1945 года, Сантай Михаил Васильевич, 1927 г. н., погиб 2 июля 1945 года, Форкош Юрий Иванович, 1924 г. н., погиб в 1945 году.

В советское время село было в составе колхоза им. Кирова ( центральная усадьба в с. Чепа). Здесь выращивали в основном пшеницу, кукурузу, табак. Разводили коров, овец. Сейчас многие жители уезжают на заработки, но относительно меньше, чем из других сел. Причина в том, что Гетиня стала кабачковой столицей, если не в Закарпатье, то Виноградовского точно. Жители села настолько освоили и развили эту отрасль, что им нет равных. Продажа овощей дает возможность сводить концы с концами.

Из уроженцев села нужно вспомнить Юрия Макара, талантливого журналиста, который в 25 лет уже был главным редактором областной газеты “Молодежь Закарпатья” и членом бюро обкома комсомола. К сожалению, рано ушел из жизни.

Г О Р Б Ы

Село подчинено сельсовету села Веряця и расположен за 1,5 км от нее на холмистой местности близ невысокой горы Бугорок, от которой пошло название села.

Сооружение типовой каменной церкви в селе начали в 1891 году, а в 1903 году церковь освятили. ЕЕ строили на деньги верующих. Значительные средства внесли семьи Юрия Петенка и Агия, брать Бидзили, которые, кроме денег, дали для церкви земельный участок. Церковь построена из камней, некоторые кирпичные элементы, а кровля етернітова. На башне установлены 4 колокола, 2 из них подарили семьи Юрия Петенка и Агия. Один колокол изготовил Рихард Герольд. Когда началась Первая мировая война, прихожане спрятали колокола в обрыве и их не было реквизировано на военные нужды. С установлением Советской власти церковь была подчинена православному московскому патриархату с 1948 года до 1990 года, когда было возвращено греко-католикам. Сейчас их обслуживает а. Любомир Дидык.

Православная община молилась в часовне бывшего женского монастыря, который был открыт в конце 20-х годов прошлого века, а с 1959 года закрыт и уничтожен. С 1994 года начали строительство на месте монастыря Святоблаговіщенської церкви. С 2000 года богослужения проводятся в новом недостроенном храме. На сооружении новой церкви много работали верующие во главе с а. Иваном Парадою, который уже 19 лет служит православной общине. Он лично не чурался различных работ, особенно кладочных. Много усилий приложили Джуги – отец Иван и сын Михаил.

Вернемся к истории Святоблаговіщенського скита в Бугорках. В 1925 году,недалеко от приходского храма на горе Бугорок а. Венедикт (Довбак) на земле, принадлежавшей Мелании Петенько, построил небольшой дом и начал проводить аскетическую жизнь. А. Венедикт родился в 1889 году в селе Веряця. В 1926 году после разрешения светской и церковной власти он начал строительство трехъярусная церкви в честь Благовещения. С Бедевлянського скита в Бугорки на помощь в. Венедикту прибыли монахи и несколько послушников. Но в 1928 году обитель из мужской превратили в женскую, в связи с отсутствием послушников.

Новообразованный женский скит подчинили Липчанському монастырю, настоятельницей назначили монахиню Макрину (Кеминь). На время ее руководства приходится становление и расцвет обители. В 1940-44-х годах скит возглавляла монахиня Софрония (Ребрей). В 1944-51-х годах настоятельницей была монахиня Людмила (Цюпей). После 1951 года скит возглавляла монахиня Феодосия (Русин).

В это время среди зданий в обители находились Благовещенский храм из кирпича ( 72 кв. м), домовая церковь из самана ( 24 кв. м) и 2 небольшие жилые дома. В 1946 году скит имел 6 га земли. Кроме того? монахини возились на небольшом хозяйстве, для содержания скота построили хлев ( 24 кв. г) и другие сооружения.

В 1957 году в обители проживали 9 сестер. В 1958 году жилая площадь скита составляла 72 кв. м. В этом году доход монастыря составлял 19388 рублей, а расходы – 18510 руб. Отпусти происходили на Благовещение, на второй день Святой троицы и Усекновения главы Иоанна Крестителя.

Духовниками в разное время были в. Иннокентий ( Чопик), Серафим (Гайналі), а.Гавриил (Молнар).

В конце 50-х годов ХХ века женский скит в Бугорках был закрыт советской властью. Храм и дома разрушены.

Согласно переписи 1921 года в селе было 77 домов, 326 человек – из них по 163 мужчин и женщин. По национальности: 2 чехословаки, 305 русинов, 1 венгр, 14 евреев. По вероисповеданию: 1 римо-католик, 276 греко-католиков, 32 православных, 14 иудеев. Сейчас в селе проживает 628 человек.

На окраине села в 1946 году была проведена разведка запасов бурого угля, а в 1949 году Затисянське шахтоуправления начало эксплуатацию залежей бурого угля ( эта работа велась до 1969 года).

В 1958 году в районе села Бугорки проводилась разведка запасов бентонитовых глин. в 1959 году началось, а в 1962 году закончилось строительство Затисянського химзавода по выпуску глинопорошків. В 1979 году, в основном, было закончено строительство трех технологических линий с очистными сооружениями. Государство выделяло и в дальнейшем средства для расширению ассортимента продукции, была введена в действие линия по выпуску масляной краски – сурика. Продукция завода пользовалась спросом в народном хозяйстве Советского Союза.

Прежде всего, глинопорошки использовались на сталелиттєвих заводах при производстве вагонных колес. Его требовали геологи и буровики при бурении скважин. Бентонит нашел применение и для фильтрации виноматериалов. Химзавод был одним из немногих предприятий, которые экспортировали свою продукцию, в частности, в Польшу. Но приватизация потеряла завод. Киевские инвесторы довели его до того, что применение глинопорошку ограничилось в туалетах для кошек, а потом часть драгоценного оборудования была сдана в металлолом.

Надо сказать, что в недрах в районе Бугорков в направлении села Черна находятся залежи бурого угля с разведанными запасами 3,5 млн. тон. Это большое богатство. Да и находятся они на глубине 35-40 м. Следовательно, строить шахты не нужно, хватит соорудить штольни. Правда, есть один негатив – теплотворная способность меньше, чем у газа и достигает до 5000 килокалорий. Еще одним минусом является то, что содержание серы превышает 3% при норме в Евросоюзе-0,2%. Этот уголь имеет большую зольность-до 30%. Но пепел от сгорания можно использовать как натуральное удобрение. Конечно, в новых условиях, когда цены на газ стали заоблачными, жизнь заставит нас вернуться к разработке своих месторождений. Тем более, что в мире (особенно в Германии) уже есть технологии переработки угля прямо под землей на газ, бензин, мазут. А возможно добывать и дедовскими методами. Нужно чтобы нашлись инвесторы, помимо всех прочих плюсов, это дало бы возможность трудовлаштувати значительное количество людей.

На протяжении веков для жителей села всегда была присуща тяга к знаниям. Несмотря на совсем небольшую численность в деревне, тут есть свой ученый – Бидзиля Юрий Петрович – кандидат физических наук, поэт, прозаик, драматург Петр Міговк (1899-1958).

Г У Д Я

Село подчинено Артековской сельсовете и расположен за 1,5 км от нее. В селе есть железнодорожная станция на линии Королево – Неветленфолу с запасными путями для отстоя грузовых поездов. По версии венгерского историка Иштвана Сабо Гивдиньгазо ( так до 1946 года называлась Гудя) пошло от имени Гивдинь, которое в свою очередь является производным от имени Гедеон. Второй вариант происхождения названия Гивдинь – пеликан по - венгерски. Русинский название села в 1773 году зафиксирована как Гудьї, со временем, видимо, для удобства произношения, трансформировалось в Гудю.

Гудя - одно из самых достопримечательных сел мелких немешів (шляхтичей) Угочанщини. Село, в котором крепостные крестьяне вообще не могли достать земли. Таким образом, простолюдины в нем никогда не проживали. Впервые о них упоминается в урбаріальних записях (1772-1775), когда в списках жителей села появляются четыре семейные и один не женатый желярі. В 1743 году в селе упоминается 7 горщечників и 3 сапожники, других профессий не указывается, видно, занимались земледелием.

jpg" align="center" />

На месте современной Гуди находилось поселение госпітів, немецких колонистов Торнателек, которое было оставлено во время татарского нашествия 1241 года и было незаселенным еще в 1262 году, когда король Иштван младший передал его сыну Мункача-Неду. В прошлом жители Гивденьгази обслуживали королевский замок Нялаб. Об этом свидетельствует сельская печать, на которой изображен всадник-витязь с саблей в руке с трехъязычным надписью – чешском, русинском и венгерском языках. Известно, что рисунки на древних сельских печатях не бывают случайными.

Из описания Елека Фийнєша в 1851 году: “ Гивденьгазо венгерское село... 12 римо-католиков, 210 греко-католиков, 314 реформатов, 52 евреи; с реформатской материнской церковью, филиалом греко-католической церкви. Земли равнинные и урожайные, воды Ботару протекают через село и принадлежащие ему земли. Эту местность король Иштван в 1262 году подарил, вместо Адор'яна, и теперь преуспевающему рода Гивденів.”

В 1751 году и 1775-х годах вспоминают деревянную церковь, построенную в 1729 году. Нынешнюю базилічну церковь построена в центре села, возле главной дороги с 1842 по 1869 год. Длина храма составила 22 м, ширина 13,8 м, высота вместе с башней, 27 м при высоте стен 8 м. Строительство требовало много усилий, поскольку камни возили из Королева, удаленного на 7 км, а кирпич выпекали в селе. Первоначально церковь была крыта дранкой, в июне 1916 года ее заменили етернітом, в мае 1932 года церковь перекрыли жестью. В следующем году восстановлен наружную штукатурку стен. 29 ноября 1916 года закончено рисование церкви и иконостаса, которое выполнили художники Юлий Адам и Степан Стриж из венгерского города Іжосег. Иконостас насчитывает 40 икон, нарисованных на бляхе. Выше упомянутые обновления произошли за священников Ореста Галушкая и Евгения Фомы, кураторами были Евгений Тарнай, Карло Тарнай, Антон Рай, Андрей Тарнай. В советские времена церковь была подчинена Московскому патриархату, а в 1989 году возвращен греко-католикам. В конце ХХ века проведен капитальный ремонт храма. Богослужения проводит а. Сергей Деяк.

Есть в селе и реформатская церковь. Согласно письменных документов, гудянська реформатская община образовалась в 1621 году. Первая его церковь была построена в 1666 году, затем на том же месте, в 1784 году реконструирована. Согласно документов этой церкви, была и деревянная башня.

В 1800-х годах, через аварийность храма, начали задумовуватися о строительстве новой церкви. 14 марта 1908 года эксплуатацию церкви запретили. Богослужение совершалось в государственной школе. Новую церковь построили на плоском болотистом месте на острове реки Ботар. Краеугольный камень заложили 2 июля 1908 года. Внутренняя ширина 9 м, длина 18 м с двумя колоколами. Первая метрическая книга с 1762 года. Небольшие восстановительные работы извне проведении в 1989 году, а внутренние - в 1990 году. В 2008 году в честь столетия церкви был проведен капитальный ремонт, половину денег на который дала богатая благотворительница из Венгрии Добрая Маргарита, уроженка Гуди. Вокруг церкви металлическое ограждение длиной 204 м.

Община владела приходом, которую построили в 1827 году, а в 1947 году забрали. Затем в 1996 году власть, не зная что с ней делать через запущенное состояние, отдала приход общине. ЕЕ заново перестроили. Уже готовы два зала для занятий, жилая часть требует окончания. Богослужение проводит священник Лорант Молнар.

Согласно переписи населения 1921 года в Гуде было 179 домов, 805 жителей, в т.ч. 393 мужчины и 412 женщин, 116 русинов, 660 венгров, 23 евреи. По вероисповеданию: 68 римо-католиков, 371 греко-католик, 324 реформаты, 1 православный и 41 иудей. Сейчас в селе проживает 606 человек. Это единственное село в районе , в котором с 1921 года уменьшилось количество населения. Во Второй мировой войне погибли 39 жителей села. Осенью 1944 года сталинисты интернировали 30 гудянських мужчин – 15 из них не вернулись домой.

В советские времена Гудя была в составе колхоза “Украина”, центральная усадьба которого находилась в Сасові. Основные культуры - пшеница и табак. К сожалению, село в то время попало в разряд “неперспективных”, что затормозило его развитие, ибо для него не выделялись средства для дальнейшего развития. По инерции развитие села идет со знаком минус. В настоящее время 56 домов пустует. Много людей уехало на постоянное место жительства за рубеж, а другая часть - на заработки. Земли распаеваны, 132 га земли арендует пийтерфолівський фермер Вереш Отілла. И все же много земли зарастает сорняками, у крестьян осталось лишь 33 коровы и 3 лошади. О демографической ситуации в селе красноречиво свидетельствует реформатский пастор, который за последние пять лет своей службы окрестил троих детей реформатов.

Казалось бы, что в селе есть блестящие перспективы, но всегда не хватает последнего шага к осуществлению цели. Так, возле села разведаны значительные запасы газа, добыча которого отложено на неопределенный период. Дело в том, что разведанный газ содержит много серы, что не дает возможности для его потребления. В 80-х годах прошлого века планировали, что газ с этого месторождения будет прилагаться к газопотоков, которые транспортировались в Румынию, конечно, обогатив содержание в них серы в пределах разрешенных стандартами величин, а сэкономленные углеводы можно было бы использовать в народном хозяйстве Украины. Но с распадом Союза запланированное не удалось осуществить.

Появилась новая возможность – создать солнечную электростанцию. Более того, со стороны села сделано все: отведено 30 га земли, на ней изготовлена техдокументация и выделено кадастровый номер. Все готово для заключения договора, но немецкий инвестор заявил: “ Я готов к сотрудничеству, как только закончатся боевые действия в Украине”.

Есть в Гуде предприятие, которое продолжает действовать и поныне. Это асфальтобетонный завод “Агродорстрой”. Его мощности используются в зависимости от имеющихся заказов на благоустройство и автодорожные работы.

( Дальше будет...)

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района.

Читайте на ГК:В Виноградове продолжается реконструкция: заработал музыкальный фонтан (ФОТО)
Читайте на ГК:«Вбежал взволнованный мужчина со словами...»: что произошло в Виноградовском районе после полуночи? (ФОТОГРАФИИ)
Читайте на ГК:Современное искусство процветает: в Виноградове открылась первая персональная выставка молодого художника (ФОТО)
Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский