1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

«Угоча не коронует!»: История Виноградова ч.2

11.12.2015 12:05 Общество Эксклюзив Голос Карпат

В этом очерке краевед Иван Биланчук продолжает свое исследование церквей Виноградова, а также представляет интересные данные о переписи населения города в 1921 и 1930 годах.

В этом очерке краевед Иван Биланчук продолжает свое исследование церквей Виноградова, а также представляет интересные данные о переписи населения города в 1921 и 1930 годах.

А также появление наиболее характерных фамилий виноградівців.

XVI век был веком реформации в Венгрии. Со скоростью огня, бегущего новая вера достигла Севлюш и окрестные села. Уже в 1580-х годах, об этом свидетельствуют старинные документы, тогдашний владелец Севлюша барон Питер Перени присоединился к реформации. Исходя из принципа “чей регион, того и религия”, в Севлюші и окрестных селах автоматически перестала существовать римско-католическая церковь. ЕЕ храм в Севлюші переоборудовали, превратив в реформатский вплоть до 1660-х годов. Но влияние католических Габсбургов сказывается и в Севлюші. Ференц перени, владелец города и его окрестностей, был замешан в заговоре Вешшелені. Сумел избежать казни тем, что его мать, католичка, заплатила в казну 200 000 золотых, а он построил францисканский монастырь с католической церковью и сам лично вернулся к католической вере. Принцип “чей регион, того и религия” вновь вступил в права, население Севлюша в значительной части насильственно рекатолізували, а костел вернули католикам.

В связи с этим временно перестала существовать самостоятельность местной реформатской общины. Севлюська община стала филиалом підвиноградівської реформатской общины, которая в то время была еще процветающей.

В 1705 году реформатские верующие Севлюша направили жалобу Ференцу II Ракоци, в которой просили компенсировать моральные и материальные потери в связи с контрреформацией. Из-за отсутствия данных неизвестно, с каким результатом закончилось их обращение, но вскоре ( на дворе нынешней швейной фабрики) севлюська община построила деревянную церковь, которая позже сгорела. На основе метрических записей установлено, что с 1791 года реформатская община стала самостоятельной.

Существующая сейчас реформатская церковь построена в 1828 году без башни. У нее была колокольня. Башню в 1879 году достроили. Прицерковна приход построена в 1912 году при священнике Шаркаді Мігаю с такой целью, чтобы позже достроить еще один этаж и открыть учреждение “Кальвініум”. Эти планы не удалось осуществить через две мировые войны.

Севлюш был центром Мараморош-Угочанского реформатского религиозного округа. Более чем 10 епископов можно найти среди духовенства, которое здесь служило.

В церковной жизни большое значение имело то, что начиная с 1935 года вплоть до самой пенсии здесь служил пастырем Горкої Борно. В советский период был репрессирован, отбыл семь лет каторги, вернулся домой, И только благодаря настоянию общины, вопреки позиции местной и религиозной власти, он продолжил свое служение.

Несмотря на многолетние преследования виноградівські реформаты остались стойкими в своей вере. Полная внешняя реконструкция церкви завершилась в 1984 году, а в 1993-94 годах осуществлено внутреннее переоборудование. Малый орган приобрели еще в 1853 году, настоящее, больший, в 1930. Достойным для подражания является установление мемориальной доски на церкви со списком всех служителей культа. Хорошо вписалась в дизайн двора стела с десятью божьими заповедями. Обслуживает общину пастор Молнар Лорант.

Значительной является количество православных верующих в городе. В конце ХІХ – начале ХХ века венгерская власть запретила греко-католикам проведения богослужений и религиозных треб на старославянском языке. Кроме того, многие их священников установили неподъемные тарифы на похороны, крещение, брак, что вызвало справедливое недовольство. Одним из проявлений этого стали массовые выходы из лоно греко-католической церкви и переход в православие.

В Севлюші это произошло так. По вул. Копанській и Льва Толстого компактно проживали семьи Ком'ятіїв. Это были состоятельные люди. Которые обладали целым рядом домов и землей, в том числе и на Черной Горе. По не установленным до сих пор причинам они вошли в конфликт со священником греко-католической церкви, поэтому поехали по православным священником, как говорили в народе : “с гор”, привезли его и семью на телеге, поселив их в один из своих домов по ул. Копанській в районе бывшей средней школы №2. Богослужения проводились в помещении, которое принадлежало Ком'ятіям и было переоборудовано под церковь. В советские времена здесь размещался корпус школы №2, который в народе так и называли “православная”. Сейчас в этом помещении магазин продтоваров по вул. Копанській,101.

После освобождения города в 1944 году православной общине была передана церковь Иоанна Капістряна монастыря францисканцев. А уже с 1949 года православной церкви подчинена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Сейчас здесь настоятелем является архимандрит Симеон Голубка, помогающими священниками в. Степан Мельник и а. Василий Голубка.

Уже во времена независимой Украины построена церковь ( свято-троицкая) по вул. Мира, 50. Городской совет, чтобы разрядить напряжение между конфессиями, приняла решение о строительстве православного храма, выделил земельный участок. Нужно подчеркнуть, что это было нелегкая задача – переселили 12 семей и мебельный магазин. За средства горсовета изготовлен проект и техдокументацию на строительство современного храма. Но, несмотря на то что проект был согласован с Мукачевской епархией, по настоянию настоятеля православного храма в. Михаила Бидзили за основу строительства взяли копию православного храма в селе Драгово Забродь в Хустском районе. В течение строительства власть оказывала помощь, в частности, на сооружении стен был использован кирпич из спортивного комплекса стадиона “Пластмасовик”. После перекрытия церкви в ней начались богослужения. Работы ведутся и в дальнейшем.

А. Михаил Бидзиля не ошибся в выборе образца для храма, который украсил наш город и органично вписался на углу улиц Мира и Ивана Франко. Это красивая и величественная постройка, которая даже у атеистов вызывает восхищение.

Для удовлетворения религиозных потребностей верующих вул. Первомайской (Лемаковиця) , часть которых молилась в Олешнику, а другая в Виноградове, городской совет в 1996 году выделили участок для строительства церкви “Всех Святых” в этом районе. Краеугольный камень был освящен епископом Мефодием в 1998 году. Сейчас богослужение совершается в недостроенном храме, строительство которого продолжается. Обслуживает общину в. Иван Андрашко.

По вул. Копанській в 2001 году начато строительство мужского Свято-Симеонівського монастыря. При нем в 2013 году освящена церковь Воздвижения Креста, в которой ежедневно проводятся богослужения. Обслуживает церковь архимандрит Симеон Голубка.

В 2010 году протоиерей Василий Максимишинець в городе Виноградове на вул. Гренджи-Донского построил детский дом семейного типа. Сейчас в нем 28 детей – 5 своих и 23 приемных. Параллельно с сооружением детдома возводилась церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 22 сентября 2014 года освятил митрополит Хустский и Виноградовский Марк. Настоятелем храма является вышеупомянутый е. Василий, помогает священником о. Ярослав.

Религиозная община Украинской православной церкви Киевского патриархата с 2013 года строит церковь Успения Пресвятой Богородицы по ул. Ивана Франко. Обслуживает верующих о. Арсений Гесня. Богослужения совершаются во временной приспособленной часовни. Через сложную экономическую ситуацию строительство храма ведется медленно.

Виноградов, как районный центр, привлекательный и для других течений и религий. Как известно, накануне войны в городе только греко-католики численно преобладали иудеев. Говорят, что в Севлюші было пять синагог. Ныне существующая построена в 1874 году. Каждую субботу на молитву приходит 15-18 человек со всего района, проводит их Вайс Николай Германович – председатель районной организации евреев. До 1946 года синагога использовалась по назначению, а потом ее превратили в спортивную школу и ее фіззал. В годы независимости синагогу вернули еврейской общине, проводилась реконструкция, которая временно приостановлена.

Религиозная община евангельских христиан-баптистов проводит свои богослужения в доме молитвы, который строился в 1989-1993-х годах по вул. Макаренко, 6. Возглавляет общину пресвитер Виктор Копич.

Свидетели Иеговы построили свой Зал Царства на 200 мест в 2001 году по вул. Тюльпанов, 2. Богослужения проводит координатор совета старейшин Иван Ухач.

В 2002-2009-х годах осуществлялось строительство молитвенного дома религиозной общины адвентистов седьмого дня по ул. Малой Полевой, 176. Пастор церкви Павел Процюк.

Религиозная община христиан евангельской церкви “Живого Бога” в Виноградове зарегистрирована в 1998 году. Свои моления проводит в арендованном помещении по вул. Кооперативной, 11. Эту церковь еще называют “харизматичной”. В нашем районе они делают акцент на работу с ромами. Поэтому и в Виноградове приближаются к месту их проживания. На вул. Островского, 37 ведется строительство их храма, который предполагается освятить в 2016 году. Возглавляет общину пастор Святослав Брайляк.

С 1991 года религиозная организация “Церковь христиан веры евангельской Украины” (баптисты) арендует помещение клуба глухонемых по вул. Пушкина, 7. По вул. Борканюка, 51викуплена участок, где планируется строительство храма этой общины. Сейчас богослужения проводит старший епископ Закарпатья Виктор Хрипта.

Приміщення по вул. Станционной, 9А христианское религиозное братство “Свет любви” приобрело в 1991 году. Возглавляет это братство Василий Поличко. В урочище “Теплица” с помощью благотворителей из Германии построено помещение детдома, где сейчас находится 10 детей. Нужно подчеркнуть, что это очень кропотливая работа. Каждый день после завтрака ребят из “Теплицы” развозят по учебным заведениям: общеобразовательные школы, ПТУ и даже в колледж. Обедают дети по вул. Станционной, а потом их снова везут на “Теплицу”, где их кормят ужином. И делает это все неутомимая Ирина Васильевна – жена председателя братства.

Мы гордимся своими знаменитыми земляками и почти всех их хорошо знаем. Поэтому отойдем от принятых традиций перечислять их, вместо этого приведем архивные данные о появлении тех или иных фамилий в городе. Возможно, коренные виноградовке смогут найти свои корни среди них. 1342 год – Гоннус сын Тельмана, Зумбур; 1450 год – Фодор, Гил, Ревден; 1451 год – Ботош, Лістеш, Шоланкі, Черник, Губаль, Тот; 1458 год – Фейер, Фабер, Ковач, Сабо, Богач; 1574 год – Адам, Остолош, Болог, Борат, Борто, Биро, Фекете, Фозокош, Горонгозо, Кадар, Котоно, Киш, Локотош, Лазарь, Молнар, Орбан, Поп, Пушкаш, Шимон, Шікет, Санісло Секереш, Сильваши, Варга, Ваш, Вереш, Рац; 1574-1671роки – Чик, Домокош, Модьор, Тар, Винцит, Болдог, Лукач, Бенедек, Чонтош, Неймет, Калман, Нири, Давид, Гашпар, Болаж, Заруба, Горват, Солмо, Болдижар, Копос, Шереш, Лешак, Лісічка, Мігайко, Верника, Бур”ян, Філеп, Колиба, Орос, Бок, Кертейс, Меддєші, Сокач, Кочиш, Сеге, Батьок, Молока, Козма; 1671-1787 года – Бадер, Пасочка, Подушка, Сомар, Лавічка, Шандор-Панько, Броди, Данко, Молчан, Поляк, Сас, Чири, Мади, Дудан, Гелета, Глеба, Станко, Санісло, Разгоне, Бочкор, Ловас, Шкопотка, Тобака, Фанта, Токач, Ивегеш, Онофрій, Корнеліжка, Черепанько, Демко, Кудря, Логойда, Олезар, Чорба, Борбель, Боршош, Чейпеш, Дудаш, Гал, Керекеш, Мезеи, Погош, Повк, Шутов, Сорводі, Сьюч, Тіводор, Зевді, Данила, Гера, Гандера, Гецко, Гудак, Гузичка, Кавка, Козушка, Худая, Коблін, Кулина, Куртяк, Могорита, Марканич, Маринич, Марушка, Мошкола, Онисько, Полянский, Продан, Советуй, Сасин, Тупица, Вощинець, Вусик, Лягушка, Егреші, Йовня, Бучок, Кросної, Магочи, Мойор, Потокі, Роман, Томаш, Вайнагі, Зейкан, Давидович, Зеликович.

Для любителей статистики приводим данные двух переписей населения, которые проводили чехословаки в соответствии с мировыми стандартами – каждые десять лет. Так, в 1921 году в Виноградове было 1394 дома, в которых жило 9248 человек, в том числе 544 чехословаки, 3930 русинов, 1977 венгров, 2583 евреи и 99 других национальностей. По вероисповеданию: 1349 римо-католиков, 3475 греко-католиков, 959 реформатов, 417 православных, 2913 иудеев и 135 других конфессий.

Через девять лет в 1930 году перепись показал, что домов стало на 688 (48%) больше. Численность населения выросла на 1806 (20%). Эти две цифры красноречиво свидетельствуют, лучше чем любые другие факты, о росте благосостояния и уровня жизни людей во время чехословацкого правления. По национальности в 1930 году расклад был такой: 516 чехословаков ( на 26 человек меньше чем было, что отрицает, те утверждения, что все властные должности в городе предоставлялись чехам и что они заполонили Севлюш), 4429 русинов ( на 498 человек больше (13%), 2630 венгров (+653 (33%), евреев 3619 (+ 706 (24%). Эти данные показывают, что наиболее динамично росли общины венгров и евреев.

И, напоследок, хочу напомнить землякам, что в Венгрии веками был знаменитым и известным высказывание:” UGOCSA NON CORONAT” - Угоча не голосует за коронацию императора Австрии. Его произнес наш земляк в парламенте. Эти слова, сказанные вслух, без страха за последствия, стали символом мужества, неподкупности, свободы слова и свободного волеизъявления. Искренне желаю всем виноградівцям при следующих выборах перед тем, как бросить бюллетень в ящик, вспомнить уступок нашего предка.

(Дальше будет...)

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района

Читайте на ГК:В Виноградове продолжается реконструкция: заработал музыкальный фонтан (ФОТО)
Читайте на ГК:«Вбежал взволнованный мужчина со словами...»: что произошло в Виноградовском районе после полуночи? (ФОТОГРАФИИ)
Читайте на ГК:Современное искусство процветает: в Виноградове открылась первая персональная выставка молодого художника (ФОТО)
Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский