1. Главная
  2. >
  3. Общество

Вампиры и мега-рептилия, которая тащила скот: какой ужас и мистику пришлось «пропустить через уши» жителям Закарпатья?

610
Общество Новости Берегова

Поразительная мистика или реальность. Во что верили люди и чего боялись раньше в регионе?

Вампиры и мега-рептилия, которая тащила скот: какой ужас и мистику пришлось «пропустить через уши» жителям Закарпатья?

В свое время от пожилых людей можно было услышать разные истории, некоторые из них даже мистические. Довольно часто на сельских пастбищах рассказывали почти мифические истории. Здесь же детям рассказывали о ведьмах, которые воруют молоко у скота, летают на метлах в сумерках ночи в образе прекрасных девушек, упырях, отнимающих у людей силы, и о другой нечи. Интересно, что некоторые люди до сих пор верят в такие страшилки, но кто знает, сколько правды в таких историях и действительно ли стоит бояться того, чего, мол, не может быть в реальном мире. При этом в вампиров на Закарпатье верили давно. Такие истории до сих пор живут во многих селах и даже городах области. Не исключение и исторический город над Латорицей, где в свое время, говорят, в глубоком водохранилище плавали корабли.


А вот в Береговском районе туристов манит не менее мистическая история о «черной шафле». По легенде, водяной черный дракон в виде огромной змеи-плози поселился в одном из популярных водоемов – озере «Дыйда». По сей день место считается опасным и многие боятся купаться в этом водоеме. Ходят слухи, что существо все еще может находиться на дне озера. Но хотя сегодня никто из местных жителей и туристов не видел загадочного существа из озера, змеи – змеи на территории места встречаются крайне редко. В самом озере водится крупная рыба.


Дно озера не исследовано, поэтому оно и по сей день остается, говорят, загадочным объектом. Краевед Александр Шершун рассказывает о мукачевской истории с упырями в одном из местных изданий, где приводит конкретные подробности.


Если брать Мукачево и его окрестности того времени, то благодаря труду Иосифа Балаити «Мукачево. Топографическое, географическое, историческое и статистическое описание города Мукачево и Мукачевской крепости» – у нас также есть информация о местных упырях. В главе, описывающей религиозные общины города, автор сетует на то, что вера в ведьм, гадание и магию все еще широко распространена в этих краях, что это не есть хорошо, и что все конфессии должны быть более эффективными в борьбе с этим явлением (сам Балайти был реформатским проповедником).

Собственно, вампиры упоминаются в примечаниях к тексту. В частности, Балаити приводит письмо управляющего Мукачево-Хинадьевским владением графов Шенборнов от 10 апреля 1737 года. В документе описаны верования местных жителей в вампиров. При жизни это люди, которые практикуют «черную магию», после смерти они восстают из могилы и пьют кровь людей и животных. Когда люди разорвали захоронение такого существа, чтобы проткнуть тело колом и сжечь, они обнаружили, что оно было «свежим» и не разлагалось даже через 4 месяца в земле.

Чиновник напоминает, что греко-католический епископ расследует подобные случаи и жестко реагирует на факты опустошения могил и осквернения тел. Еще один эпизод связан с вампирами и датируется 1817 годом. В одном из окрестных сел под Мукачево Росвыгова местные жители выкопали тело 70-летнего деда, проткнули колом сердце, а также отрезали ему голову и ноги, заподозрив мужчину в вампиризме. «Расстрелу» предшествовал массовый падеж и бесплодие скота. Представители всех конфессий пытались воздействовать, чтобы не допустить подобных расправ над мертвецами, но упоминания о «борьбе» с вампирами, особенно в верховинских селах, встречаются еще в 20-х годах ХХ века.

Но в одном из сел Перечинской громады рассказывают историю, которая когда-то пугала многих детей. Говорят, что раньше в окрестностях села Заричева можно было увидеть огромную змею, которая, по словам пожилых людей, оттягивала у людей скот. Правдива ли эта история, мы не можем утверждать на данный момент, в то же время, говорят, такого змея видел ранее на пастбище покойный Михаил Сивохоп. Именно от него молодое поколение узнало много интересных подробностей из прошлого Заричевцев, а также о паромах, на которых переправляли местное население через реку Уж.

А вот что вспоминает его родственница госпожа Мария из рассказов Михаила Сивохопа:

- Дедушка знал много интересных историй. В детстве я любила его рассказы», — говорит Мария. - Я помню рассказ моего деда об огромном змее, который ел коз и овец у своих односельчан. Скот перегоняли пастись на пастбище в село. Под огромным берегом, говорят, рядом с пашковым была немалая яма или яма, откуда постоянно выходила на охоту голодная гадина, - рассказывает Мария.
Однажды, рассказывал мой дедушка, как маленькая коза была затащена рептилией прямо в его логово. Трудно сказать, было ли это правдой или дедушка просто рассказывал детям какие-то выдуманные истории. В то время мы верили в такие истории, сегодня больше смеемся над такой фантазией. Кто знает. Каждый раз на пастбище пропадал скот, который потом не находили. Наверное, все-таки было какое-то животное в то время, которое вкусило свежую пищу, – говорит собеседница.

Были ли когда-нибудь в том селе на Закарпатье действительно масштабные змеи, чтобы отгонять скот от людей, вряд ли кто-то сейчас это подтвердит. Однако люди старшего поколения знают много интересных историй из прошлого и с удовольствием делятся ими с подрастающим поколением. Так что то ли это мистика, то ли реальность, то ли просто богатая человеческая фантазия, иногда рождает такие легенды, но услышав их, можно получить массу впечатлений от того, во что верили и даже боялись в свое время жители.



Читайте также:

Поделиться:
Facebook
Twitter(X)
Whatsapp
Telegram
Viber