1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

Руины святыни в Мукачево: какой вековой монастырь монахов на Горе Чернечий (ФОТО)

22.12.2021 13:47 0 Общество Автор: Голос Карпат
 

Начало монашеского убожая в Мукачево датируется концом 9 века, так как в первую очередь о названии свидетельствует само название – Монашеская гора, где со времен вспоминали монахи.

Именно отсюда, говорят, распространилось христианство, а вместе с ним и монашеская жизнь по всей окраине исторического Закарпатья. Мукачевский монастырь издавна был главным центром монашеской жизни Серебряной Земли и самым печальным архиерейским.

Согласно открытым источникам, согласно сохранившимся историческим сведениям, первоначальный монастырь на горе Чернечий держался до 1241 года, когда татары разрушили его до основания. После татарского набега разогнанные монахи вернулись на гору Чернеч и перестроили небольшой монастырь с церковью.
Однако об их жизни до приезда подольского князя Федора Корятовича известно мало.
Став управляющим Мукачевским замком и разросшимся владычеством в 1393 году, Корятович, по древнему обычаю украинских князей, на Горе Чернечей построил монастырь с церковью, а для содержания монахов назначил села Бобовиче и Лавку, десятину вина с виноградников Ивановской горы и местных виноделен. Кроме того, Росвигово обязывалось ежегодно жертвовать монастырю десятину зерна и 9 поросят, а в качестве платы за то, что один из монахов приходил ежедневно отправлять богослужения в замковую часовню, замок обязали отдать монастырю 10 котлов пшеницы и 10 котлов ржи, 4 бочки вина, 100 солей и 100 солей.
И именно тогда, когда монашеская жизнь на горе Чернечей вновь стала соперничать, турки напали на Венгрию – османов и в битве при Могаче (1526) полностью разгромили венгерские войска. После смерти короля Людовика I, не покинувшего престол, в Венгрии началась борьба за престол. Жертвой долгой борьбы стал Мукачевский монастырь, который в 1537 году был полностью разрушен, а монахи рассеяны.
Кто восстановил Свято-Николаевский монастырь и когда монахи и епископ вернулись на Чернечскую гору – доподлинно неизвестно. Однако монастырь был восстановлен вновь, и епископ Василий в 1552 году получил разрешение на восстановление монастырской мельницы, разрушенной во время упомянутой борьбы за венгерский престол, хотя разграбленное имущество так и не было возвращено монастырю.

Однако уже летом 1657 года Мукачево и Никольский монастырь на Чернечьей горе ограбили и сожгли польских князей в отместку за стремления князя Ракоки, владельца Мукачевской крепости и владычества, силой занять польский престол.

Спасаясь от польских захватчиков, епископ Сейкан переехал с несколькими монахами в древнее сооружение Михайловского монастыря в Имстичеве и оттуда руководил реконструкцией Мукачевского монастыря. В то же время в Мукачевском замке был спрятан загнанный турками богатый волоский князь-воевода Константин Мультянский. Встречая монахов на Чернечьей Горе, в 1661 году он подарил им художественную каменную церковь-ротонду в византийском стиле. Это была первая каменная церковь в Мукачевском монастыре, которую, к сожалению, прото-игман Бонифаций Стромецкий, МНБМ в 1826 году, без ведома епископа, уравнял с землей.

В период с 1678-1685 гг Состояние Свято-Николаевского монастыря на Чернечьей горе значительно улучшилось, он был возвращен всем ранее захваченным монастырским насаждениям и закреплен за доходами. Была построена подходящая комната для епископа, при монастыре построен кирпичный хатчин, восстановлены монастырские дома. Однако именно тогда, когда Свято-Колевский монастырь на горе Чернеча начал вновь оживать, в 1703 году князь Ференц 2 Ракоци начал новое восстание против Цезаря Леопольда I (1657-1705). Заняв Мукачевский замок, он немедленно выгнал из Мукачево епископа Декамериса, как протосвятого Цезаря. Свято-Николаевский монастырь разграбили, монахи разошлись, а затем снова вторглись в монастырь. Даже монастырская церковь, т.е. ротонда, была осквернена и значительно повреждена.

В 1707 году, после смерти упомянутого епископа, был назначен его подражатель о. Иоанн Годермарский, который покинул монастырь опустошенным и сильно поврежденным. Так, перестроив и заново заселив монастырь и величественно убрав ротондную церковь, монашеская жизнь на Горе Чернечем стала развиваться вновь.

Много позже, благодаря щедрому пожертвованию богатого закарпатского дворянина Дмитрия Раца в 19 веке. В 1766-1772 годах на месте уже разрушенного деревянного монастыря на горе Чернечная был построен раскидистый каменный монастырь в стиле барокко с высокой часовой башней. Монастырь с внутренним двором был обведен каменной стеной с четырьмя бастионами по углам. Монастырь состоял из 30 монашеских келий, домашней часовни-молитвы, двух больших комнат – одной для архива, а второй для библиотеки, а также просторной столовой с кухней и кладовой. У входа еще была гостиная для гостей. Так недавно построенный монастырь на горе Чернечий близ Мукачево не только выглядел, но и фактически стал оплотом религиозной жизни в Закарпатье.
Перед смертью меценат Рац пожертвовал еще большую сумму денег на строительство новой монастырской церкви, которая в 1920 году. 1798-1804 гг. был построен прото-игумом Я. Бовыловичем. В ее склепе также покоились тлеющие останки щедрого бениарда. Построив новую церковь, Базилович сохранил ротондную церковь, построенную в 1661 году князем Константином Мультянским, как ценный исторический памятник. Но, к сожалению, подражатель Василовича, прото-игум Бонифаций Стромецкий († 1829), недооценив историческую ценность ротонды 1826 года без ведома епископа, уравнял ее с землей. Дело закончилось в епархиальной консистории, что вынудило Стромецкого отказаться от своего правительства протоправительства.

В 1862 году монастырь и церковь значительно пострадали от пожара. Несколько деревянных хозяйственных построек также были сожжены, но в течение трех лет и монастырь, и церковь были искусно отреставрированы и покрыты оловом.

После капитального ремонта монастырского храма, настоятели монастыря, чтобы возродить народные чтения Божией Матери, попытались приобрести у Ватикана древнюю, многовековую освященную икону Девы Марии. В начале 1926 года Папа Пий XI подарил Свято-Николаевскому монастырю драгоценную византийскую икону Пресвятой Богородицы с младенцем на руках, написанную в 1453 году в Царгороде, а уже в 1928 году на Успенский отдых на Чернечей горе собралось около 50 тысяч паломников, с тех пор их число заметно увеличивалось из года в год.

В марте 1947 года большевики решили ликвидировать Никольский монастырь на Чернечей горе и потребовали от всех греко-католических закарпатских монахов подписать заявление о переходе к православию. Они однозначно заявили, что никогда этого не сделают. Затем НКВД всех монахов, No 32, в сопровождении вооруженного ополчения были доставлены в Михайловский монастырь в Имстичеве Иршавского района, а Свято-Николаевский монастырь на Чернечей горе был передан православным. Заняв Свято-Николаевский монастырь на Чернечьей горе, православные монахи тут же взяли в библиотеку и сожгли аскетические произведения и книги религиозного содержания католических авторов. Также в том же году Свято-Колевский монастырь был передан православной монахине.

Летом 1953 года монастырская библиотека была взята и передана Ужгородскому государственному университету, а все архивные материалы переданы в областной архив в Берегово. Отсюда же была вывезена богатая сокровищница древних церковных памятников и реликвий, которые были помещены в Краеведческий музей в Ужгороде.

Кстати, после реконструкции Годермарского монастыря (около 1721 года) монастырская библиотека стала наполняться ценными рукописями, старинными книгами из первых рук и уникальными изданиями, так что по каталогу библиотеки с 1951 года насчитывалось 6400 рукописных книг и книг из первых рук и печатных книг, причем не только литургических и религиозных, но и литературных изданий на 17 различных языках. Также стоит отметить, что монастырский архив, в котором каким-то чудом сохранились важные грамоты XV-XV веков, хотя Святоколаевский монастырь на Чернечьей горе часто разрушался. Однако со времен архимандрита Ходермарского († 1729 г.) все монашеские грамоты и исторические памятники старательно охранялись. Кроме того, Святомыколаевский архив значительно обогатился новыми историческими памятниками и ценными свидетельствами, благодаря историческим поискам архи-игума Иоаники Бзыновича и игумана А. Кралицкого.

Так Святомолевский монастырь на горе Чернеча в Мукачево перестал казаться культурным центром закарпатских украинцев, а для греко-католиков с 1947 года перестал быть их религиозным и культурным центром.

Как выглядит монастырь в наши дни, его окрестности и руины монастырского монастыря, сохранившиеся на территории возле святыни – смотрите фотогалерею ГОЛОСА КАРПАТ.

Вспомните, как выглядит недавно построенная спортивная площадка в городе над Латорикой (ВИДЕО)

Читайте на ГК:Смертельный пожар на Закарпатье: один человек погиб, пятеро эвакуированы (ФОТО)
Читайте на ГК:Мальчика сбила машина возле пешеходного перехода: первые подробности ДТП в Мукачево (ФОТО)
Читайте на ГК:Неподкупные полицейские «упаковали» женщину-правонарушительницу: известно, что произошло (ФОТО)
Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский