1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. >
  5. Іршава

Как 71-летняя женщина работает звонарем в местной церкви в Иршавском районе (ФОТО)

28.05.2021 18:19

Как деревня не может быть без церкви, поэтому церковь не может действовать без колокола. Бить колокола - мужская штука. Крайне редко можно встретить женщину-колокольчика.

Колокол местной церкви Заступничества Счастливой Девы Марии (церковь была построена из камня в базилийском стиле в 1887 году) в селе Малый Раковец Иршавского района (ныне Хустский район) - это Анна Фанта. 71-летняя женщина небольшого роста, хрупкая; несмотря на перенесенный инсульт, ее разговор звучит так мило, как церковные колокола. Он звонит много лет подряд, если пропустить годы, то будет 25. Секрет колокольного бизнеса дала свекровь, теперь она отдает мастерство внукам - Иванке и Саше. Они звонят, когда бабушка слаба и имеет высокое кровяное давление.

Корреспондент«Карпатского объектива А»посетил колокольню и вышел с ней к факелу храма. Только представьте: чтобы подняться туда, где находится колокольня, нужно преодолеть 52 ступени! И эта женщина шагает 104 шага каждый день, и в религиозный праздник и воскресенье она поднимается на факел пять раз. Таким образом, в течение одного дня, г-жа Анна преодолевает 500 шагов!

Тесть находится в церкви уже 48 лет

Пожалуйста, расскажи мне о себе.

Родился в 1949 году в многодетной семье Ивана Бобиты. В 72-м женился. Отец человека - Илько в церкви поблагодарил и церковь 48 лет. Благодаря ему церковь действовала в советское время и сохранилась. Однажды она пошла с ним в церковь, подошла к факелу, и он сказал: "Ана, возьми веревки и колокола". Я пыталась, я ударила. Его тестю, тогда молодому человеку, было трудно залезть на факел, потом я часто ходил звонить, он курил свечи и был вокруг. Он умер на 75-м. Никто из жителей деревни не хотел звонить, и я согласилась, пока не будет человека. Это то, что я звонила 11 лет. Я поступила в колхоз, у меня 38-летний опыт.

– Работали в колхозе и звонили? Разрешено отуавиться от работы? - Спрашиваю. "Нужно было вовремя позвонить, - отмечу.

– Свекор тоже был колхозником. Я ввязался, я побежал звонить туда, откуда я был. Наша садовая связь работала на шлагбаумах, на террасах, возле Пи (пи(ы) ла - села Велики Раковец). Когда мне пришлось позвонить, джокмонеры сказали: "Ана, оставь свою работу и уходи". Я шел пешком или на автобусе по центру (а это три километра – записка автора). Я позвоню быстро и вернусь к ссылке на втором автобусе. Тогда автобусы часто ездили, при этом не только в Иршаву, но и в Хуст, Мукачево. Мне понадобилось 20 минут, чтобы пойти в церковь из центров, подйти к факелу, позвонить, спуститься и вернуться в центры на автобусе с платками.

Тогда прихожанами церкви были Антон Янцканыч, Семен Огняник, Иван Савко. Они позвонили. И опять сложилась ситуация, что звонить не кому некого, никто не хотел браться за это ответственное дело, потому что колокол привязан к деревне, надо быть бдительным, потому что когда кто-то умирает, нужно идти, дать крест, позвонить. Покойника называют три раза в день – утром, на обед, вечером и в день похорон, когда грабли и поют «Вечную память».

Преодолеть 500 шагов

И последние 15 лет Анна Фанта снова звонит. По воскресеньям и религиозным праздникам просыпаются в пять утра по местному времени. В деревне живут в центральное европейское время. Моет, носит, молится и в 5.45 выходит из дома, не позавтракав. Через 10-15 минут - в церкви. Открывая входную дверь, поднимается по лестнице к факелу.

– Иногда я едва в встал, я пойду в церковь, у меня нет сил, думаю, я не буду идти вверх. Я буду молиться, я буду мыть мой ковбой, а затем легче, он чувствует, как чья-то няня поддерживает.

Анна Ивановна рассказала об особенностях праздничного звонка:

- В 6.15 впервые звоню в один звонок три раза 20 раз. Тогда я подожду немного и позвонить в два колокола и дайте мне знать, что люди начинают молиться Втране. Я схожу к ковбою и молюсь вместе с ними. Я знаю все молитвы. Тогда я подхожу и приглашаю вас на Службу. Звоню, когда заглядываю в Евангелие, когда верующие молятся "Я верю", "Отченаш" и на гору (на обед) в 12 часов (а это 13 киевское время). Я иду домой в первый раз в тот день. В нашем селе многие ходят в церковь на пустом сердце», - отмечает он.

Самое сложное - это святая неделя и Пасха. В Святой четверг священник 12 раз читает Евангелие, верующие встают на колени 12 раз, и в это время я звоню в три колокола. Тогда газон также используется. Молитва длится 5 часов. После страсти (страстей Христа), колокола связаны, и только дерн звучит в пятницу и субботу. В субботу в полночь и все три дня Пасхи, мы звоним все колокола, и Есть 5 из них, и derkach используется. Внуки помогают, один из прихожан – нужно много рук.

Вместе с Анной поднимаемся по ступенькам к факелу. Анна говорит, что никогда их не считала, а я стала считать - 52 шага! На платформах, а их четверо, я останавливаюсь, чтобы перевести дух и расслабиться, у меня кружится голова. На колокольне я смотрю на колокола. Их пять. На большом я вижу год от покания - "1922".

- Главный колокол и эти два маленьких – древние колокола. Двоих забрали и увезли на войну, с их сердцами слева, он показывает на полу. Поднимаю - тяжело. – Тогда, в 2008 году, люди сдали деньги и купили два новых.

Создатели церковной истории

Известно, что церковные колокола разгоняют бурю.

– Надо начинать бить колокола, когда буря еще за гектаром, потому что если вы войдете в село, то ничего не сделаете. Они закроют колокола маленькими колокольчиками, звонят 7 раз, - рассказывает со знанием дела и вспоминает, как она разогнала бурю со своей теща: - У нас одна буря, и здесь видно, что второй Виноградов идет, еще хуже, гремит, молния так страшна. Они били колокола, устали, но село не раз спасали. На этих досках они вздремнули с дедушкой до утра, потому что куда идти ночью, так как дождь льется, как ведро, лучше подождать.

Анна до сих пор не оставила эту практику – она разгоняет бурю с внуками, иногда к ним присоединяются односельчане.

Я спрашиваю, как оплачивается такая работа, хотя слово «работа» не очень хорошо для такой деятельности. Это скорее служение людям, Бог, в конце концов, это жертва, потому что колокол жертвует своим временем, здоровьем.

– В советское время давали по 15 рублей в месяц, потом платили 300 гривен. Сейчас тысяча гривен, - неловко говорит он. В то же время, колокольный бизнес несет ответственность, требует пунктуальности и всегда начеку, но, как мы видим, неоплачиваемый.

Конечно, Анна Фанта и ее тесть Илько Фанта являются создателями истории не только церкви, но и села.

Церковные колокола громкие, особенно большой колокол. Их можно услышать далеко, даже в соседние села, а Малый Раковец тянется под горами на 12 км. Люди узнают «руку» Анны – она называет длинной и мелодичной.

Татьяна ХРЫЦИЩУК

Напомним, в Ужгороде произошла панихида по погибшему солдату Максиму Полеву (ФОТО)

Читайте на ГК:Поймали с поличным: на Закарпатье полиция задержала наркоторговца (ФОТО)
Читайте на ГК:На Закарпатье распространяется очередная печальная новость: проклятая война унесла жизнь Героя (ФОТО)
Читайте на ГК:Спецоперация на Закарпатье: полиция задержала злоумышленника на сбыте нелегальных боеприпасов (ФОТО)