Евреи в Турья-Реметы на Перечинщине оставили много следов. В прошлые годы они существенно влияли на экономический уровень села.
В это трудно поверить, но в свое время в глубинке было открыто аж 5 мясных магазинов – Зелмановича, Лебовича, Найпавера, Нідермана, Швайгера, табачные лавки – Шуха, Бучека, Крупчинская, корчмы – Фридмана, Аккермана, Симочки, Скубенича, Яцоквича. В промышленных магазинах со смешанным товаром Штенберга, Немаговича, Зальцберга можно было купить почти все: от самого маленького гвоздя до нарядного «свадьбового» анцуга, рассказывают местные.
–Они были очень богатые, разбирались в торговле. В основном, бедные на них работали, как замечает местный Юрий Гапак.
В центре села, как отмечает господин Юрий, функционировали различные лавки, мастерские и другие заведения, хозяевами которых были евреи.
Популярностью пользовались и обувные мастерские Кібелбека, Шипа, Бешені, годинникарні – Турика и Войтека. При корчме в центре села, чтобы привлечь посетителей, можно было сыграть в кегли. Азартные игроки в «гуглізовні» решали спор на деньги, а то и на бочку пива. В одном из домов в центре села жил и еврей Дюла-бачу. И, странно, его запомнили больше всего не как торговца, а как человека с искренней душой. Способной в любое время прийти на помощь. Рассказывают: в затруднительный момент знал одолжить и деньги, и продуктами обеспечил односельчан.
Ну а что было раньше?
Интересными являются свидетельства о судьбе евреев в селе краеведа Юлия Кула. Согласно его очерков, 1944 год был решающим:
«Гитлер уже вынес им смертный приговор, но пока в Турья-Реметы евреи ходили с особыми отметками на одежде желтыми звездами. 16 апреля (по другим воспоминаниями 6 марта) 1944 года на Пасху всех согнали в вагоны узкоколейки и отправили в Ужгород, в район кирпичного завода. Схватили семью Либермана, Менделя, Шуха, Акермана, Александра Клайна, Велберів, Лейбовича, Шандора Зелмановича, Ізідора Айнгорна, Маврикия Рта, 2 семьи Гутманів, Дувода Мермелштайна, Якубовича, Дідальо, Хруньо (имя), Эрнеста Лустига, Штенберга, Хуже, Бергіду. Одни погибли неизвестно где, некоторые вернули в деревню по войне, но были молчаливы, нежелающие к разговорам, как-то тихо и обреченно уехали в разные страны Европы, воспользовавшись правом выбора гражданства до периода воссоединения Закарпатья с Советской Украиной. В селе остался только Юлий Велбер, известный в селе просто Дюла-бачу», – отмечает в исторических публикациях Юлий Кул.
Итак, как видим, в селе, после войны, остался один Юлий Велбер – Дюла-бачу. Рассказывают у него были и братья – Элек, Дюдьо, Чмільо, Гаїм. Абрум... Но и те разъехались. Помнят, что один уехал в Израиль, а кто-то до Ужгорода.
Дюла-бачу до последних своих дней оставался в Турья-Реметы, с односельчанами. Здесь и умер 11 сентября 1995 года – на Главосіки. На похороны сошлись родственники и забрали покойного на похороны до города, рассказывают очевидцы.
Да и после ухода Юлия Велбера из этого мира молодежь расспрашивает: «А кем он был – тот Юлий Велбер? И что же означает «бачу»? Где родился и в какой семье?»
Юрий Гапак рассказывает:
–Это был человек с необычайной, феноменальной памятью, человеком-энциклопедией. Все он знал, каждую человека по имени и фамилии, ее родных. Вся Перечинщина и Ужгород были в его памяти. Невероятно, сегодня трудно найти подобного человека.
Большинству реметян запомнился монотонный образ Дюлы-бачи. Рассказывают: был скромно одет и часто его можно было встретить в одной и той же одежде. В своем доме он жил один...
Каким еще запомнили реметяни Юлия Велбера?
Александр Пал: –Хоть я и не ремітський, а о Дюлу я слышал много и в основном хорошего. Был очень интересным, общительным. Со многими дружил.
Иван:
–Дюла Бачу постоянно уходил в центр. Хотел знать, что нового в селе. Всем он интересовался.
Любил помогать другим в любом деле. Чаще всего встречал его в центре села возле тогдашнего хлебного и овощного магазинов. Здесь он помогал раскладывать определенный товар.
Илона Белей:
–Долгое время проработала в кооперации, многие встречались с ним. Сколько помню этот человек был очень культурным, вежливым и шутливым. Любил «фіглювати».
Ирина Гивчак:
–Он был хорошим человеком. В трудное время помогал реметянам: и денег мог занять, и продуктов. Почти никогда не отказывал в помощи. Однажды и мне помог, искренне отдав целый «кошар» с картофелем. Он жил в достатке, всего имел вдоволь.
Екатерина Герцег, 90-летняя жительница села, на то время была ближайшим соседом Велбера. Жили дом в дом, рассказывают односельчане. От женщины мы узнали, что родился Юлий – Дюла-бачу в Турья-Реметы. Его родные все время торговали в центре села – корчмарями были. Помогал в этом деле и Юлий.
–После войны, после депортации евреев из села (одних вывозили в Сибирь, а других и бо-зна куда), Юлий приехал в деревню и помню, было очень осунувшимся. Крестьяне его выходили, помогали с продуктами, – рассказывает Екатерина Герцег. – Он рассказывал, как в ссылке (в концлагере) его мучили, моря голодом. Как он здесь мучился, пока не вышел из этой «каторги». Жизненный период был достаточно тяжелым, –замечает собеседница. – Юлий постоянно болел... Однажды как-то его придавило между вагонами поезда. Мог и умереть, но выжил, слава Богу... –Я помню Велберів ґаздівськими и набожными людьми. В дому они держали кур и гусей. В основном и потребляли птичье мясо, так свинина у евреев была запрещена. Почитали субботу. В этот день регулярно посещали синагогу. На молитву надевали специальную одежду. И женщины не шли в синагогу, им запрещалось. У мужчин были преимущества в этом, – добавляет жительница.
На сегодня на месте бывшей синагоги - местный дом культуры.
А каким был магазин Велберів в прошлом?
–Находился в центре села (за водой, или за мостом, как люди говорят). Магазин был одним из крупнейших в Турья-Реметы.
А что же говорят в селе о хозяевах магазина, который был очень популярным в свое время?
Тайну нам открывает женщина в летах – Маргарета Шлосар. Охотно делится невероятными воспоминаниями:
–Еврейский магазин Велберів был действительно большим. А хозяевами здесь были родные родители Юлия Велбера – Шангля и Шамо. Торговали в этом заведении почти всем: от хлебо-булочных изделий, различных круп и конфет. Мне же нравился хлеб, который завозили из заграницы – святоянський, с зернами. Он был очень вкусный, – отмечает собеседница. Еще и обувь можно было купить в Велберів. А называли то магазин «Склеп». Тогдашние владельцы были исключительно порядочными и искренними, как замечает бабушка: – От них мы всегда могли получить конфеты, а тогда их не было так много, как сейчас, или булочку даром. –Однажды мы с сестрой пришли в магазин и что-то нам захотелось сладкого. Здесь был Юлий – Дюла-бачу. Он и угостил нас конфетами на палочке. О! Какая это была радость, – отмечает госпожа Маргарета. Мы же за конфету отблагодарили, позамітавши во дворе господина Велбера.
Женщина рассказывает, что в доме евреев было очень чисто: «Горничная с Вільшинок здесь все распоряжалась...»
Почти исторический дом Юлия Велбера (Дюлы-бачу) и сейчас можно увидеть в живописной глубинке, перейдя железо-бетонный мост через реку Тур'ю, в направлении до Лумшоров (села с чанами). Какое-то время, на добрую память о Дюлу-бачу, реметяни открыли в доме еврея и одноименную торговую точку – «Дюла-бачу». На сегодня этот дом арендован одним и предпринимателей.
Кстати, у туристов есть хорошая возможность заглянуть в глубинку и посетить уникальные исторические объекты, одним и которых является и сохранен определенным образом еврейское кладбище. Хотя в туристическом плане местным властям еще есть над чем попотеть, в том числе и над обновлением исторических достопримечательностей на территории населенного пункта.