1. Новости Закарпатья
  2. >

Закарпатский киноман рассказал о 7 лент, которые снимали на Закарпатье

28.01.2017 19:00 Общество

Кінографія с первой половины ХХ до начала ХХІ века.

Кінографія с первой половины ХХ до начала ХХІ века.

Алексей Уманский – киноман, журналист, режиссер-любитель, создатель нескольких киноновелл и автор документального проекта «Небо, горы и кино», в котором он проехался главными местами киношной славы края.

Как рассказал Varosh-в сам Алексей, Закарпатье одинаково подходит для французов, цыган, сказочных персонажей и т.д. Впрочем, мы попросили назвать ключевые ленты национального и мирового масштаба, съемочной площадкой для которых служили закарпатские земли.

«Марийка-неверница», 1934.

В начале 20 века закарпатское село Колочава, которое богато на легенды и сказки, изучал чешский писатель Иван Ольбрахт. Он пожил там немало, и дал миру знать о закарпатского «Робина Гуда» Николая Шугая и прекрасную природу Карпат. И есть у художника и сочинение «Маша неверница». По его мотивам в Колочаве в 30-х годах чехи сняли художественную ленту.

Фильм снимался без звука. После того, как он был смонтирован, актеры приезжали в Прагу, чтобы озвучить своих персонажей. Главную роль исполнила Анна Шкелебей, которая даже не умела писать. Кажется в этом и есть вся соль – и не важно насколько там развит драматический момент, прописанный сценарий и есть ли там Джейсон Стэтэм.

«Карьера Димы Горина», 1961 г.

Культовая картина, из разряда соцреализма. Дима Горин – обычный клерк, который неправильно выдал деньги «труженникам Сибири». Свою ошибку он решил исправить и отправился на север. Там Дима и деньги вернет, и тяжелый труд полюбит, и любовь найдет, как часто бывает. Вместе с любимой он свободно висит на высоковольтных проводах, покуривая махорку.

Главную роль исполнил Александр Демьяненко больше известен нам в амплуа Шурика – студента-незграби. Горин – тоже лузер, но по характеру немного другой – более уверенный и волевой. Есть эпизод, где он бьет кулаком в лицо своего коллегу. Реальный конфликт, возле леса, крупных грузовиков и женщин. Кстати, по лицу получал Владимир Высоцкий. Это была его первая роль в кино. И хорошо, что свою актерскую карьеру он начал под Ужгородом. Хотя конкретно, где именно снимали неизвестно.

«Жаворонок», 1964.

Жанр – боевик или экшн, если хотите. Вторая мировая, несколько пленных бегут из немецкого концлагеря. Беглецы – интернациональная команда – француз и несколько бойцов красной армии, и они в танке, а значит многое удастся сделать. Например, заехать в какой-то немецкий городок и в самом центре разнести памятник мифическому созданию арийских рассказов.

Собственно монумент для сноса поставили в Мукачево возле здания, где сейчас ЗАГС. Также можно спокойно опознать здание дома офицеров, из которого сделали такой себе Штаб Гестапо. «Жаворонок» номинировался на пальмовую ветвь. И несмотря на свою неизвестность очень мощный фильм.

«Война и мир», 1965 г.

Модным стало писать Must see, но в данном случае подойдет. Номер один в списке из-за того, что долгое время не имел себе аналогов по количеству денег, реквизита и людей, задействованных в съемках. Пышные балы, баталии, хруст французской булки, тысячи статистов – в режиссера несколько раз сердце останавливалось от работы, но произведение Толстого никто другой снять лучше не смог бы.

Вышла киноэпопея, которая захватила сердца миллионов. И теперь на территории стран бывшего СНГ есть дети, которые произведение не читали, но говорят, что ленту смотрели. Не зря кино получило первый ОСКАР в Советском союзе.

Приятно осознавать, что способствовала этому всему Закарпатская земля, которая понадобилась для того, чтобы снимать кровавые баталии русской и французских армий. Съемки проходили в селе Куштановица, на Мукачевщине. Локация позволила разгуляться по полной: пушки летают, эшелоны драгун на конях несутся в бой... солдаты армии Наполеона – статисты из береговского полка, россияне с мукачевского. У актера вячеслава Тихонова, который сыграл главную роль, влюбились все местные жительницы, такого секс-символа закарпастькі женщины хотели хоть немножко видеть у себя, поэтому и после завершения съемок остались легенды о «гусарькі похождения Болконского»!!!

«Трембита», 1968 г.

Из всех картин, представленных в списке, «Трембита» – единственное, что может быть причислена к мюзиклу.

Ну вы знаете, которые раньше мюзиклы были. Если выражать эмоции, то на полное горло, чтобы тебя слышали все.

Непримечательное кино, хотя в нем играют Савелий Крамаров и Евгений Весник. Снимали возле Хуста. Собственно, это единственная картина в своем духе, второй, думаю, не будет ближайшие лет 200.

«Табор уходит в небо», 1976 г.

В наши дни часто возле информации о фильме, можно увидеть и цифры, рассказывающие о кассовые сборы. Раньше такая информация не доходила до обычных граждан, хотя они могли самостоятельно подсчитать сумму, потому что существовало понятие посещаемости.

В Союзе были свои лидеры проката. В 1976 таким стал «Табор уходит в небо» – 64 миллиона людей его увидели на большом экране, а о телевидении и говорить нечего. 

Цыганская сага. И на этот раз сразу несколько локаций для съемок на Закарпатье.

Поход цыган через горы снимали в Межгорье, а остальные в городе Виноградов – там есть кадры у реки Тиса, в одном из двориков хотели повесить Зобара-конокрада, а романтическая история тесно связана с руинами замка «Камків». Местные ромы гармонично вписались в массовку, кто зарабатывал больше, поскольку снимался не только сам, но и приводил на съемочную площадку собственного коня.

В каком-то плане – это революционное кино, с обнаженной женской грудью. На то время никто себе подобного позволить не мог. Возможно Закарпатья требует кардинальных изменений!

«Импорт – экспорт», 2007 г.

Ульрих Зайдль – режиссер, чьи фильмы часто являются в основном конкурсе Каннского кинофестиваля. Многие кинокритики называют его и Михаэля Ханеке самыми яркими представителями австрійскього кино. Работы Ульриха реалистичные, актуальные, но полностью лишены сентиментальности. Собственно такой стиль режиссера, он никого не оставит с нейтральной позицию вроде «так себе кино», или «можно один раз посмотреть». Никогда бы не мог подумать, что этот австріяк захочет несколько эпизодов своего фильма «Импорт-экспорт» снять в Ужгороде в отеле «Закарпатье».

Два героя останавливаются у главного входа отеля и обсуждают город. Один из них говорит, что оно похоже на пацюкову нору, другой соглашается. Они заходят внутрь, приводят себя в порядок после длительной поездки и наступает время развлечений. Один из них берет в номер девушку и за деньги заставляет ее голышом ходить и лаять как пес, не говоря уже про сами услуги девушки в плане секса. Откровенно прямой и местами шокирующий фильм достоин просмотра хотя бы за прекрасную операторскую работу Эда Лахмана.

P. S. В наших краях снимали много лент, но я выделил лишь несколько, ибо для всех придется писать дипломную работу. Можно посмотреть ленту «Небо, горы и кино», в которой я рассказываю об остальных лент, хотя эта тема далеко не закрыта...

Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский