1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

Журналисты узнали,как в Ужгороде отмечали новогодние и рождественские праздники в досоветские годы

29.12.2016 18:30 Общество Лайт

Елка на Театральной площади, драки и ограбления в новогоднюю ночь, гуляния в ресторанах, церковные службы на Рождество, сбор сладких подарков бойцам – все это касается Ужгорода досоветских лет.

Елка на Театральной площади, драки и ограбления в новогоднюю ночь, гуляния в ресторанах, церковные службы на Рождество, сбор сладких подарков бойцам – все это касается Ужгорода досоветских лет.

Журналисты ПроЗахід специально покопалися в старых газетах и журналах, пересматривая лишь первые и последние номера, чтобы составить свое впечатление о том, как отмечали у нас новогодне-рождественские праздники от самого начала прошлого века. И нашли немало интересного.

Сейчас Рождество у нас никто не называет странноватым старинным словом "Карачун", или "Корочун". А вот в новинках конца XIX века, которые выходили в Ужгороде, такое название Рождества использовали свободно. Если вы думаете, что у нас тогда просто ориентировались на венгерское слово "Karácsony", то ошибетесь, ведь сами венгры признают, что это слово имеет славянские корни.

Интересно также, что еще чуть более ста лет назад, у нас никто не отмечал Рождества по восточному обряду. Православных состоянию на 1870-ый год на весь Ужгородский комитат насчитывалось всего 21, поэтому для них отдельных служений не проводили. Тогда вечером 25 декабря община приходила на вечернюю службу в своей церкви. Например, в одной из газет по 1870-ый речь шла о том, что Кафедральный собор не мог вместить всех желающих попасть на вечернее богослужение, ведь того дня епископ торжественно освящал церковную одежду, подаренный священникам самим императором.

Уже в начале прошлого века упоминается, как новогодний атрибут, украшенная дома елка. В одном журнале за 1913 год была напечатана новогодняя рассказ о мальчике, который уехал с папой в гостиный двор (что-то на манер современного торгового центра, то есть большой магазин с разными отделами) покупать подарки и украшения для елки. Дома елку украсили свечами, которые потом зажгли, и гостинцами. На столики рядом поставили и подарки.

В газетах начала прошлого века писали, что в Ужгороде вслед за Европой стало модным громко отмечать Новый год. Собственно, этот праздник называли по-разному. Где-то писали про Сильвестра (в европейских странах часто Новый год тоже так называют, связывая праздник с Днем св.Сильвестра 31 декабря), а в других источниках – о Маланку (31 декабря по старому стилю и 13 января, в канун "старого Нового года" –по новому).

Праздновали Новый год не только в "Короне", но и во всех больших и меньших ресторанах Ужгорода. В газете за 1933 год был напечатан интересный репортаж, в котором репортер рассказывал, что, несмотря на кризис, в ресторанах в новогоднюю ночь было полно народу. Исключение составлял разве городской театр (ныне в его здании работает театр кукол "Бавка"), где устроили кабаре.

"Говорят, что кто под Новый год весел, поэтому целый час будет весело. А чтобы обеспечить себе веселое настроение, полагается пить. Публика предпочитала танцевать и свободно кричат на улице. В эту ночь, к большой радости пьяных, полицейских не видно. Более предприимчивые воры использовали момент и обокрали несколько магазинов.

Спросил я несколько рестораторов какой заработок они имели на Новый год? Все без исключения жаловались на публику. Компания из 28 человек выпила всего два литра вина. Публика гуляла очень расчетливо. Цыган-примаш говорил, что ему стыдно было подносить тарелку к обществу, где находилось несколько адвокатов, откуда он получил... две короны. Кельнеры жаловались, что должны были сторожит у двери, чтобы гости не удрали, не заплатил по счету.

Жаловались и торговцы. Публики в магазинах, говорят, много, но покупают самые дешевые вещи, торгуются до бесконечности, и, наконец купил, просят кредит", – говорилось в статье.

Довольно частыми, действительно, в газетах были сообщения об ограблении в новогоднюю ночь.

Уже тогда среди ужгородских хозяек было очень популярным печь на рождественско-новогодние праздники медовые прянички. В декабре Ремесленная школа и Общество пчеловодов даже организовывали курсы, на которых учили девушек печь медовые печенья и пряники, а также формировать из них фигурные изделия.

Интересными были новогодние сообщения в газетах времен Второй мировой войны. Члены очень популярной тогда военизированной венгерской молодежной организации "Левенте" во всех СМИ призвали присоединиться к сбору средств и новогодних подарков для гонведов, которые воюют на передовой.

В традиционном новогоднем радіопривітанні 1942 года греко-католический епископ Александр Стойка сказал, что народы плачут под своими елками, а все потому, что люди прославляли не Бога, а себя и земных богов.

Но и тогда в Ужгороде не прекращали отмечать праздник Рождества и Нового года. Может, не так громко, и все же праздновали, веселились и радовались жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский