Сегодня ночью скончался известный закарпатский литературовед Дмитрий Федака, остановилось сердце.
Совсем недавно ему исполнилось 76 лет. Земляки приносит глубокие соболезнования семье.
Трибуна опубликовала полно высказывания о творческих достижениях Дмитрия Федака, который год назад написал его товарищ, кандидат филологических наук Иван Сенько.
К 75-летию со дня рождения Дмитрия Федаки
В 1995 году, уже во времена независимости Украины, когда перестал действовать тормозной для украинской культуры советский принцип вмешательства цензуры в книгоиздательском деле, в издательстве «Закарпатье» вышел в свет фолиант «Литературное Закарпатья в ХХ веке». Заключил этот биобиблиографический указатель Иван Хланата, беспрепятственно включив в него очерки не только о пестуваних тоталитарным режимом членов союза писателей Украины, таких как Н.Тевелев, П.Цыбульский, П.Угляренко, но и о замалчиваемых в советское время поэтов, прозаиков и литературоведов Серебряной Земле (Августин Волошин, Зореслав, Марко Картошка, Василий Ґренажа-Донской, Иван Ірлявський, Владимир Бірчак) и о не удостоенных союзных титулов Владимира Гошовского, Юрия Костюка, Казимира Гурницкая, Юрия Туряницю, Петра Пойду, Петра Частая... Есть в этом указателе, среди не титулованных, и очерк о Дмитрии Федаку – на то время 55-летнего, работал ведущим редактором Всеукраинского книжного издательства «Карпаты»...
Сухой, но достоверной и точной библиографической языке Иван Хланта про своего однокурсника, с которым в 1959-1964 годах учился на украинском отделении филологического факультета Ужгородского государственного (ныне – национального) университета, сказал:
«Печатается со студенческих лет в коллективных научных сборниках, газетах «Закарпатская правда», «Молодежь Закарпатья», «ХХІ век», «Карпатская Украина», «Серебряная Земля», «Советская образование», «Литературная Украина», «Вести из Украины», «Правда Украины», «Друг читателя», «Книжное обозрение» и др. журналах «Украинский язык и литература в школе», «Октябрь», календарях «Просвещения».
Основные его публикации — литературные портреты, обзоры, статьи, эссе, рецензии — посвященные проблемам учебно-воспитательного процесса в школе, теоретико-литературной тематике, вопросам украинской литературы XIX века, рассмотрения широкого массива портретной лирики литератур народов бывшего СССР и зарубежной поэзии, литературному краеведению, жизни и творчества украинских писателей А.Маркуша, Ф. Потушняка, Зореслава, I. Ірлявського, И. Чендея, П.Скунца, В.Ладижця, В.Любимая, Д.Кешелі, А.Яхневича и др.; выдающимся культурным деятелям Закарпатья А.Бачинському, В.Довговичу, Ю.Гуці-Венеліну, М.Лучкаю, А.Духновичу, А.Митраку тому подобное».
В том указателе зафиксировано 30 публикаций Дмитрия Федаки: послесловие к заключенного им сборника «Я тебе дарю песню» (Ужгород, 1976), биографические очерки о Алексея Мишанича – «От щедрот родной земли» в газ. «Карпатская Украина» (1993, 8 апреля), Федора Потушняка – «О думу раннюю и бессмертные лучи поэзии» в газ «ХІХ век» (1990, июль), Ивана Чендея – «С дорог его жизни» в газ. «Карпатская Украина» (1992, 20 мая) и Александра Духновича – «На путях жизни и созидания: Духнович, которого не хотели видеть» в газ. «Карпатская Украина» (1993, 22, 29 апреля), рецензии «Творя будущность» (журн. «Дукля»,1985, № 5) – на сборник детских стихов «Ласточки из Карпат» (К., 1984) Владимира Ладижця, «Обжитое днем новым слово» (газ. «Закарпатская правда»,1983, 4 сентября) – на поэтический сборник «Сейсмическая зона» (К., 1983) Петра Скунца, «Корни и крылья» (журн. «Октябрь»,1984, № 5) – на 2-томник «Избранные произведения» (К., 1982) Ивана Чендея и др.
Свои мировоззренческие позиции и краеведческие и литературоведческие знания с высоты своего 55-летия Дмитрий Федака зафиксировал публикациями «Ласковая земля милая»: закарпатские строки Максима Рыльского» и «Ребенок зеленых гор: к 90-летию со дня рождения Ю.В.Боршоша-Кум'ятського» (Календарь «Просвиты» на 1995 год. – Ужгород: Гражда, 1995), в работе над сборником духовной лирики Боршоша-Кум'ятського «Христос в Карпатах» (Ужгород: Карпаты, 1995), которая не могла быть напечатана в советские годы, но сохранилась в рукописи и была издана стараниями сына поэта Юлия-Богдана Боршоша (1936-2003).
То были сложные времена финансового кризиса и перетурбаций в издательстве «Карпаты» – и Дмитрий Михайлович в 1997 году перешел работать в издательство «Закарпатье». Это был период в его жизни, когда надо было оглянуться на пройденный более чем 30-летний трудовой путь.
Педагогическую деятельность начал в 1958 году после окончания с отличием Мукачевского педагогического училища в начальной школе села Розтоки на Раховщине, а после получения университетского образования работал учителем украинского языка и литературы в средних школах городов Артемовск и Мариуполь Донецкой области (1964 – 1967), затем заведующим кабинетами воспитательной работы (1967 – 1970) и украинского языка и литературы (1970 – 1974) Закарпатского института усовершенствования квалификации учителей, но убедившись в том, что добрыми мудрыми книгами в формировании общественного мнения и морали можно сделать больше, согласился на предложение издательства «Карпаты» перейти работать книгоиздателями.
В этом издательстве в течение 1974-1997 лет на должностях редактора, старшего редактора, заведующего редакцией художественной литературы, заведующего отделом планирования и координации, ведущего редактора, заместителя директора по творческим вопросам, преодолевая различные препятствия (диктат в планировании, вмешательство цензуры), не смог реализовать все задуманное, но в пределах возможного сделал таки немало. С его участием в серии «Карпаты» выдано однотомники избранных Ольги Кобылянской, Василия Стефаника, Сидора Воробкевича, Ивана Чендея, Михаила Томчанія, Федора Потушняка и других писателей карпатского региона, книги с известными произведениями карпатской тематики Олеся Гончара (роман “Циклон”), австрийского писателя Карла-Эмиля Францоза (роман “За правду”), чешского писателя Ивана Ольбрахта (роман «Николай Шугай, разбойник»). А в серии «Народная библиотека» издано три книги – сборник сатиры и юмора Марка Бараболи «Проект автономии» (1991), повесть Юрия Станинця «Юра Черный» (1991), «Сочинения» (1993) Александра Духновича. А еще он причастен к ряду оригинальных миниатюрных изданий и воспроизведенных в 1990-х годах фототипічним способом учебника Владимира Бирчака «Литературные устремления Подкарпатской Руси» (1937) и сборника Д.Задора, Ю. Костюка и П.Милославского «Народные песни подкарпатских русинов» (1944). А еще благодаря его стараниям выходят в свет произведения С. Пушика, П. Скунца, И. Чендея, В. Вароди, В. Любимая, Д. Кешелі, В. Густые и других известных авторов, представляющих современную украинскую литературу, введено в литературу десятки молодых поэтов и прозаиков Закарпатья, Ивано-Франковщины и черновицкой области.
Да, сделано немало. И не только на книгоиздательском строчке, но и в семейной жизни. С женой Нелей Андреевной, авторитетной в Ужгороде учительницей, воспитали и вывели в люди сына и дочь. Сын Сергей Дмитриевич Федько к 55-летию отца подошел с весомыми подарками: имел на то время 16 публикаций – и интригующих («Загадка галицкого князя Осмомысла», 1990; «Почему белые хорваты?», 1993), и авторитетных («Золотая орда: взгляд сквозь века», «Внутренние противоречия казацкого государства Богдана Хмельницкого и причины Руины», «Карпатская Украина в контексте международной политики»), и резонансных («Гиби учебник» – рецензия на учебник «История Украины ХХ века», К., 1992), защитил кандидатскую диссертацию на тему «Открытия и первоиздания Слова о полку Игореве: историко-культурные аспекты» (1992). И дочь Елена Дмитриевна унаследовала от родителей любовь к книгам.
Так, до своего 55-летия Дмитрий Михайлович выполнил и другие наставления народных мудрецов: купил квартиру, построил дачный дом, вырастил при нем сад, не дает заилиться колодца, что неподалеку. Но понимал, что надо подниматься на высшую ступеньку.
До своего 60-летия в реестр добрых поступков вписал
– активное сотрудничество с родными братьями Михаилом Михайловичем и Павлом Михайловичем в краевой «Просвете»;
– труд главным редактором возрожденного маркушівського журнала «Наш родной край» (в 1998-1999 гг. вышло 7 номеров);
– начало в издательстве «Закарпатье» серии изданий «Писатели Закарпатья» выходом 1-го и 2-го тома 6-томной «Истории карпатских русинов» (1999-2000) Михаила Лучкая...
– составление вместе с украинским писателем Словакии Иваном Яцканином сборника рассказов антологического типа писателей Закарпатья и украинских писателей Восточной Словакии – А.Маркуша, Л.Демьяна, В.Ґренджі-Донского, Ю.Станинця, И.Чендея, И.Грица-Дуды, Ф.Іванчова, М.Шмайди, В.Дацея.
В статье к 40-летию Закарпатской областной писательской организации Иван Чендей отозвался и о его вкладе в литературу края:
«...Кого-кого, а требовательных, умелых профессиональных ценителей литературы у нас как не было, так нет и сейчас. Больно, но все лучше и найвартісніше из сказанного о отдельные явления в поэзии и прозе принадлежат авторам из-за пределов нашей области. Одного профессионального литературного критика в лице Дмитрия Федаки в области чуть уже и потому, что выступает он нечасто» (Чендей, И. И в этом тоже наша вечность – Серебряная Земля. – 1996. – 17 авг. – С. 15).
К своему 65-летию подошел с еще большими достижениями:
– в серии «Писатели Закарпатья», подготовив тексты, упорядочив, написав предисловие и сделав примечания, совершил резонансные издания: «Счастье и горе Карпатской Украины: Дневник. Воспоминания» (2002) и «Я тоже украинец: Публицистика» (2003).Ґренджі-Донского, «Брості: Произведения» (2002) Ивана Ірлявського, «По приказу рода: Произведения» (2005) Юлия Боршоша-Кум'ятського;
– переиздало в 2002 году факсимильно уникальный 2-томник Александра Мицюка «Очерки по социально-хозяйственной истории Подкарпатской Руси» (Прага, 1936-1938).
На возрастную ступеньку 70-летия поднялся как маэстро книготворення четырех направлений:
– издание художественных произведений в серии «Писатели Закарпатья» (избранные произведения Александра Духновича, Александра Павловича, Августина Волошина, «Мой сад: Поэзии и драмы» (2008) Федора Потушняка, «Голубая даль: Избранные стихи» Андрея Патруса-Карпатского. Голубые эскадры Зореслав.
– обнародование фольклорных богатств Серебряной Земли (заключено Д.Федакою сборник «Воспоем себе», 2001; инициированные редактором издания: «Как это давно было: Легенды, предания,бывальщины, былицы и притчи Закарпатья в записях Ивана Сенька», 2003; «Три золотых слова: Закарпатские народные сказки Андрея Калина, Михаила Галлицы, Василия Короловича в записях Петра Лінтура», 2008; «Песни закарпатских гор и долин», 2008 ) ;
– издание историко-этнографических очерков о селах Ромочевицю Мукачевского, Новоселицу Перечинского, Келечин и Синевирську Поляну Межгорского района;
– издание документов о судьбе закарпатцев в условиях сталинских репрессий («Кровавые тени Кремлю», 2006; «Тернистый путь к», 2007; «Закарпатские беглецы в СССР. 1939-1941», 2008).
Поэтому закономерно, что Указом Президента Украины от 10 марта 2009 года «за активную общественную и научную деятельность, направленную на увековечивание памяти о развитии украинской государственности и исторических событий 1938-1939 года на Закарпатье» Дмитрий Федака награжден орденом «За заслуги» III степени.
В процессе книготворення ему пришлось искать старые издания в архивах и библиотеках не только Ужгорода, но и Львова, Киева, Москвы, в частности, при подготовке собраний сочинений Ивана Ірлявського, Зореслава, Андрея Патруса-Карпатского, в домашних архивах писателей Федора Потушняка и Юлия Боршоша-Кум'ятського, сотрудничать с Дмитрием Павлычко (переводчик произведений Д.Вакарова к сборнику-миниатюры «Удар за ударом», 1980), Иваном Чендеєм («Птицы покидают гнезда», 1984), Петром Скунцем («Разрыв-трава», 1979), Степаном Пушиком («Перо золотого птицы», 1978), Юрием Бачею и Иваном Яцканином...
Для «Календарь краеведческих памятных дат», который выдает ежегодно Закарпатская областная универсальная научная библиотека, и для «Календаря «Просвещения» он охотно рассказывает о закарпатских мастеров изящной словесности. На их страницах он опубликовал квалифицированные очерки об Александре Маркуша, Федора Потушняка, Дмитрия Креминя, Юрия Боролича, Федора Іванчова, Ивана Яцканина.На очерк о себе в «Календаре «Просвещения» на 2003 год» Дмитрий Кремень откликнулся письмом благодарности автору:
13. V. 2003
Дорогой п. Дмитрий, Дмитрий Михайлович, здравствуйте!
Как бесценный подарок судьбы – бандероль от Вас с календарем ужгородской «Просвещения». С большим интересом ... читаю и перечитываю эссе о выдающихся людях Адамовой Земли, Серебряной Земли...
Эсэя Ваша обо мне («Пектораль Дмитрия Креминя: к полудню его возраста» – И. С.) очень умная и понимающая, и я счастлив от того, что мое творчество органично воспринята Вами – Вам не пришлось искать золотого руна в Колхиде, чтобы пустить его на петек (гуню), проплывая между Сциллой и Харибдой, пасквілем и панегириком, а это так в практике наших земляков! И кто, как не я, почувствовал это на своем «руни», на своей шкуре, души etc.
А статья Ваша – одна из лучших статей о поэзии не самого плохого поэта...
...У меня славная семья, но о Вашей (искренние слова Павлине Федаку ее сыновей Михаила, Дмитрия, Павла, невесток Нелли и Елены, внуков Сергея, Павлуся, Леночки, Леси, а также Наташи и Володи и Славика, правнуков Вани, Тани, Юліанки, Наденьки и Габріелки «Поклон земной родной мамке, доброй бабушке, старушке нашей глубокой прабабушки» в том же календаре. – И.С.) прочитал со слезами на глазах, Хорошо, что золотая генеалогия Федак – в пространстве и времени. Добра Вам и счастья!
От сердца –
Дмитрий Кремень.
Поднимаясь на следующую ступеньку, до своего 75-летия, Дмитрий Михайлович, словно Антей, набирается сил и вдохновения к труду от родной Серебряной Земли и поддержки большой семьи Федак и многочисленных друзей, продолжает активно работать на ниве украинской культуры.
Как не порадоваться, что в «Альманахе Украинского народного союза, 2012» (Парсипані, Ню-Джерси: Издательство «Свобода») он опубликовал посвященную памяти лауреатов Шевченковской премии Ивана Чендея и Петра Скунца разведку «Объединенные творческим и духовным подвижничеством», а затем в том же альманахе на 2015-й год подал пространный литературный портрет Федора Потушняка.
А сравнительно недавно издал книгу «Александр Духнович: Ступеньки в бессмертие» (Ужгород: TIMPANI, 2013) – эмоциональную, научно обоснованную рассказ об одном из величайших представителей исторического Закарпатья XIX века. Книга вышла в Духновичового 210-летие, которое почти незаметно прошло в 2013 году, и посвящена светлой памяти нашей землячки, уроженки города Мукачево Елены Рудловчак (в девичестве Никиты). Благодаря стараниям этой женщины (и еще М.Ричалки, И.Мацинського, В.Микитася) в 1968 – 1989 годах осуществлено издание трех томов 4-томного полного собрания сочинений Александра Духновича, четвертый, доведенный ею до завершения, ждет своего издателя. Слова из ее интервью О.Гаврошу в 2003 году о том, в чем главное значение Духновича, взято эпиграфом к книге: «В том, что он своей многогранностью вошел почти во все уголки духовной жизни закарпатских украинцев. И удерживал это жизнь. [...] Духнович всегда был над своим современником и тянул его за собой».
Такой же многогранный в своей просветительской деятельности и Дмитрий Федака. Вездесущие журналисты, собирая информацию о важных событиях на территории культуры Закарпатья, в Интернете очень часто сказывают о его активное участие в культурной жизни земляков. Вот несколько таких звідомлень.
В среду, 9 марта 2011 г., в пресс-центре «Закарпатье» состоялась презентация 2-го тома уникальной книги «Карпатская Украина. Документы и материалы. Хроника событий. Персоналии». Книгу, которая только что увидела свет в Ужгороде, представляли Сергей Федака профессор УжНУ, составитель том; Алексей Корсун – заведующий научно-редакционного отдела областной книги “Реабилитированные историей” и Дмитрий Федака – издательский редактор книги.
В понедельник, 30 декабря 2013 г., в 13.00 в Ужгородском пресс-клубе состоялось последнее в этом году заседание – презентация первого издания известного закарпатского редактора Дмитрий Федаки, который за 40 лет редакторской работы подготовил тысячи книг и только что выпустил собственную авторскую.
Речь идет о книге «Александр Духнович: Ступеньки в бессмертие»
29 июня 2014. Закарпатье упоминало автора легендарных «Жменяків». Начался томчаніївський неделю с Мукачева. В этом городе писатель написал свои первые произведения. Были такие же интересные и искренние встречи в городской и областной библиотеках в Ужгороде. В частности, Василий Густые вспомнил, как начиналась творчество этого незабываемого мастера. Пронзительный момент выделил литературовед Дмитрий Федака. Герои из произведения Томчанія «След в цементе» напоминают не так воинов Советской армии, как бойцов Карпатской Украины. И каким чудом это могло пройти мимо внимания тогдашних стражей порядка, неизвестно.
Читайте на ГК:Хотели починить своими силами, но в итоге сожгли: машина закарпатца загорелась (ФОТО)
Читайте на ГК:На Закарпатье водительница влетела в забор возле школы: подробности ДТП (ФОТО)