1. Новости Закарпатья
  2. >

Дело жизни. Село в Закарпатье превратили в яркий туристический центр

29.04.2016 08:54 Общество Лайт

Финансист Станислав Аржевитин превратил закарпатское село Колочава в туристический центр.

Финансист Станислав Аржевитин превратил закарпатское село Колочава в туристический центр.

Население села Колочава в Межигорском районе Закарпатья – всего восемь тысяч человек, пишет Диана Еременко в №15 журнала Корреспондент.

Но гостей за последний год там побывало в пять раз больше. В Колочаве стоит провести не меньше недели, уверяют местные. Ведь нужно не только посетить все десять музеев и сфотографироваться около 20 памятников. Еще надо искупаться в чанах с теплой минеральной водой, сварить сыр, вурду из овечьего молока, отведать фирменную колочавську риплянку (блюдо из картофеля и кукурузной муки).

А еще – посетить форелевое хозяйство, лечебную пасеку и птицепарк, хозяин которого Василий Макар на прозвище Швеган держит более 45 видов попугаев, в том числе и собственной селекции. Ну и, конечно, выкроить время на поход в горы и общение с природой, ведь Колочава расположена в пределах национального парка Синевир.

Пока политики только говорят о децентрализации и развитие местных общин, село в живописной Тереблянской долине уже лет десять «живет по-новому», превратившись в важный туристический центр региона.

«На туристической карте Закарпатья мы далеко не последние», – гордится колочавец Юрий Радивилов, экскурсовод.

Он уверен, что подобного успеха могли бы добиться много городов и сел – важно лишь выполнить одно условие.

«Каждый город, каждое село и даже хутор имеют свою историю, – говорит Радивилов. – Нужно просто, чтобы нашелся человек, который занялся бы популяризацией».

Все началось со школы.

«У нас был необычный выпуск – 5 классов, 150 человек, – вспоминает Аржевитин. – Сразу после окончания школы мы взялись за общественно полезные дела в родном селе: красили памятники, убирали мусор, обустраивали минеральный источник Боркут».

Когда появились финансовые возможности, банкир понял, что надо выходить на новый уровень. Так появилась цель открыть в селе десяти музеев и выдать о нем десять книг. На этот момент издано три книги: Шугаи, Религия и Карпатская Украина. А план по музеям уже выполнено.

Паровозы, повстанцы, пионеры

Любимый музей в самих колочавцев – скансен Старое село, который воспроизводит быт верховинского поселение в старину. Побывав в нем, можно посетить жилье ткача, бондаря, чабана, еврейскую корчму, деревенскую парилку, жандармерию и старинную деревянную церковь Сошествия Святого Духа. А недавно в старинных хат добавилась советская, которая показывает быт села в 50-80-е годы.

Здесь же расположен и музей Колочавская узкоколейка – малая железная дорога была тем единственным надежным средством передвижения в горах. Вот почему один из экспонатов музея – скорая помощь на рельсах. Сегодня по узкоколейке можно покататься на механизированной дрезине. И проезжая мимо реку Колочавку увидеть, как работали в старину сплавщики – так называли в Карпатах тех, кто сплавлял по лес. Этой опасной профессии посвящен свой музей и памятник.

Отдельного музея удостоен чешский писатель Иван Ольбрахт, который увековечил Колочаву в своих произведениях. Кстати, благодаря ему в деревню и начали ездить чешские туристы. Привлекает чехов и музей Чешская школа, да и в Советской школе побывать интересно.

Не обходят здесь и военную историю. Национально-освободительное движение Закарпатья представлены в музее Бункер Штаера, Вторая мировая – в музее Линия Арпада, так называлось оборонительное укрепление венгерской армии. О войне в Афганистане напоминает мемориал Воинам-интернационалистам.

Идеи Аржевитина разделили его одноклассники и друзья. Уроженец Колочавы львовский скульптор Петр Штаер, дальний родственник того самого Штаера, в честь которого назван музей, превратил Колочаву на деревню памятников.

«Пока я жив, я хочу для своего села что-то сделать», – объясняет Штаер, почему все свои работы создал для села бесплатно.

Его работы посвящены не только известным личностям, таким как Тарас Шевченко, Николай Шугай или Иисус Христос, но и собирательным образам – Чабану, Работникам, Учительнице. Есть и совсем необычные.

Скульптура Перло Драгоценное посвященная рукописи колочавця Ивана Лугоша, который перевел Евангелие с церковнославянского на местный диалект. А композицией Шабатні гуси Штаер увековечил птиц, которых прежде в Колочаве было так много, что они и шагу не давали ступить местной детворе. Шабатні они потому, что их местные евреи готовили на шабат, – гусь забивался накануне специальным ножом по всем законам кашрута. Экскурсоводы подробно описывают туристам этот ритуал.

Поведают они и о происхождении названия села. По легенде, берега реки, что течет рядом с селом, были очень болотистыми. Обувь местных жителей во время хождения издавало звуки «чавк-чавк», и когда их спрашивали, где они живут, отвечали: «Коло Чавки».

Кстати, экскурсии здесь проводят не простые, а устраивают целые театрализованные представления. В корчме водки вам нальет еврей-корчмарь, а по местам своей боевой славы проведет «Николай Шугай», в советской школе встретят ребята в пионерских галстуках и пилотках.

Интересно, что колочавцы одними из первых в независимой Украине свой памятник Ленину не снесли, а отправили в музей.

«Это история, нужно показывать ее такой, какая она есть. Каждая эпоха имеет свои плюсы и минусы. Нам нужно просто выбирать плюсы и двигаться дальше», – говорит Радивилов.

Понять и примириться

Сложные вехи истории села отражает также недавно открытый памятник Нелегальный переход через границу. Название рисует в голове каких-то контрабандистов, но речь идет о массовой эмиграции местных жителей в СССР.

«Вторая мировая война для украинцев началась в марте 1939 года, когда венгерские войска оккупировали Карпатскую Украину», – говорит Аржевитин.

Вооруженное столкновение 16 марта армии Венгрии и Сечевых стрельцов Карпатской Украины – это «Закарпатские Крути». За ним последовала оккупация территории Закарпатья венгерскими войсками, которые пресекли деятельность Карпатской Украины.

«Перед молодыми людьми встал вопрос куда идти. В венгерскую армию стрелять в братьев-украинцев, ведь Венгрия воевала на стороне Германии, или в Советский Союз? – продолжает Аржевитин. – И около 20 тыс. выбрали второе. Но в СССР их ждали лагеря Гулага за «нелегальный переход границы». Треть погибла в заключении, треть – на фронтах в составе Советской армии, а остальные всю жизнь «мариновали» кагебисты, чтобы они не рассказали правды».

«В сталинские лагеря попали более ста колочавцев», – добавляет Радивилов. Имена 81 удалось восстановить, они сейчас высечены на стеле.

В селе чтят жертв всех периодов истории. На еврейском кладбище установили три стелы с именами евреев, замученных в нацистских концлагерях, и одну – с именами тех, кто погиб в Гулаге. Есть памятники погибшим в Первой мировой войне, и в Афганистане, и в мирное время.

Но, несмотря на трагические страницы истории, сегодня колочавцы могут дать всей стране урок примирения. Именно так называется теперь обновленный обелиск в честь погибших во Второй мировой. Памятник примирения хранит имена воинов всех противоборствующих сторон.

«Украина в 2015 году впервые отмечала День памяти и примирения, а мы больше десяти лет назад сделали это! – сообщает Аржевитин. – У этого памятника стояли еще живые ветераны – венгерские, советские, чешские, УПА. Обнимались и просили прощения друг у друга. Наконец государство дошло до того, что мы в глухом горном селе сделали десять лет назад. Знаете, нам, как говорят на Закарпатье, было «насторо» – гордо».

Гордятся колочавцы и единственным в Украине памятником гастарбайтерам.

«Это была идея Станислава Михайловича, – объясняет Радивилов. – Зарабатывая деньги в другой стране, заробитчане привозят их в Украину и является движущей силой экономики своей страны. Но нужно создавать условия, чтобы эти деньги не держали в носках и трехлитровых банках, а клали на депозиты под выгодные проценты. Ими можно кредитовать малый и средний бизнес».

Заработок – больная тема для Колочавы. Практически половина жителей регулярно ездит на заработки за границу.

«Каждая семья попробовала заробитчанского хлеба, – говорит Радивилов. – Нередко они возвращаются домой в гробах. А это преимущественно молодые ребята и мужчины».

За последние 50 лет 100 жителей села погибли в чужом краю. Столько жизней не унесла в Колочаве ни одна война. Эта трагедия повторяется из года в год», - грустно констатирует Радивилов.

Земля-кормилица

Однако в последние годы в колочавцев появилась надежда зарабатывать на хлеб дома. Сегодня в туристической индустрии задействовано около 300 крестьян, подсчитал Аржевитин. Появляются малые предприниматели, создаются новые рабочие места.

В Колочаве действуют 30 зеленых усадеб. Одна из них – Колочавки, которую три года назад открыла уроженка села Мария Шетеля. И хотя сейчас туризмом здесь можно зарабатывать максимум шесть месяцев в году, Шетеля мечтает, что с развитием зимнего отдыха в их регионе гостей станет больше.

Иностранцы с осторожностью едут в Украину через войну, сетует Шетеля. Но зато украинцы, для которых поездки за границу стали слишком дорогими, теперь предпочитают отечественному отдыху.

«Раньше много людей приезжало из Луганской и Донецкой областей. Это были наши любимые туристы, – рассказывает хозяйка усадьбы. – Они открывали для себя Карпаты, этот колорит, для них все было в диковинку».

За прошлый год через Колочаву прошло 35-40 тыс. туристов, говорит Аржевитин. При этом об маленькое село уже знают не только в Европе, но и в мире – сюда приезжали гости из Африки, Китая, Японии. И село готово к большему: по оценкам Аржевитина, его «производственные мощности» загружены процентов на 30.

Однако деньги, которые музеи зарабатывают от продажи билетов едва покрывают расходы на содержание персонала. «Я, как и раньше, главный финансист проекта», – сообщает Аржевитин.

По словам Шетелі, и сами жители Колочавы сильно изменились за последнее время: «Прогресс был очень заметен. Люди начали интересоваться своей историей, гордиться своим селом и ценить его. Теперь им есть что показать гостям и куда их повести».

Аржевитин верит, что пример Колочавы вдохновит другие села.

«В каждом селе должен быть этнографический музей, потому что в каждой сельской хате есть экспонат, который завтра умрет, если его не сохранить. Я бы хотел, чтобы в Украине была ассоциация таких сел. Мы удивим украинцев тем, что маленькое село может так представить свою культуру».

Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский