До 1946 года – Фелшив Шарод, в годы чехословацкой суток – Вышний Шард.
«Се село от многих лет опорожнен, а засобляєся ед священника Шардівського. Телек парохіальний, выделенный от общины, где дьяк свободно живет без принадлежащих ораниць и лук. Газдов с жилярами есть 16, неспособны к исповеди 63, все висповідалися, кроме двух: Василия и Петра Лакатош...» - писал о Широком в 1751 году епископ Ольшавський.
До 1946 года – Фелшив Шарод, в годы чехословацкой суток – Вышний Шард. Находится на расстоянии 12км от районного центра и его железнодорожной станции. Интересным в географическом отношении является то, что село находится на месте где соприкасаются границы Виноградовского, Хустского и Иршавского районов.
Село Верхний Шард переименован в Широкое Указом Президиума Верховной Рады Украинской ССР от 25 июня 1946 года. До 1980 года труднодоступное село с точки зрения возможности добраться до него, особенно в зимний период. На участке автодороги Буковое-Широкое находится серпантинная дорога с резким подъемом до высоты 231м. В зимний период, из-за опасности, здесь закрывали автобусное сообщение, через этот перевал можно было добираться только пешком, его преодолевали только совхозные молоковозы.
Еще одной особенностью этой трассы является то, что она вырублена в теле горы и на боках дороги видно сплошной высокий пласт гравия. Возникает вопрос: откуда взялся здесь речной камень, какая сила подняла его на такую высоту? Видно, эта гряда, которая поднялась над Буковым, является результатом вулканической деятельности.
Во время подготовки к олимпиаде в Москве в 1980 году открыли дорогу государственного значения Сельцо-Большая Копаня, которая пролегает через Широкое с запада на восток. Теперь можно комфортно добраться до села из-за Великой Копане, правда, дорога стала на 6км длиннее, но компенсируется живописными пейзажами и сохранностью автомобиля от чрезмерного износа.
Название села произошло от имени ручья Шардик, который протекал в той местности. Первое упоминание о селе находим в 1351 году в документе, озвученном в Гейенеші (теперь Словакия) на совещании наджупанів, о том, что севлюські и хустские госпіти, а также, сыновья білківського воеводы Карачона захватили Чингаву, Шард, Раковец и другие поселения, которые, по праву принадлежали дворянскому роду Уйгеї. Их правдивость подтвердили судьи и присяжные Угочанского и Сотмарського комитатов под клятвой.
Тем не менее, для Уйгеїв эта судебная волокита осталась безрезультатной. В 1397 году судебный спор уже велась с дерзкими воеводами Драгом и Балком, которые на то время уже владели селом. Позже, когда Шардом в 1405 году овладели бароны Перени, Уйгеї, не имея шансов на победу, даже не делали попытки возбудить иск против всесильных властителей комитата. Так до конца Верхней Шард остался собственностью баронов Перени.
Нужно отметить, что раздел Шарду на Нижний и Вышний окончательно оформлен в середине ХУ века.
По другой версии, название села происходит от фамилии семьи Шардіїв, которая переселилась из Подолья. Это предположение маловероятно, но имеет право на существование.
В 1946 году село переименовали в Широкое, хоть это и не лучший вариант. Но превосходнее, чем получили Нижний Шард – Нижнее Болотное и Шардик – Заболотное (оба села Иршавского района). Очевидно, при переименовании исходили из того, что слова «шарод», «шард», «шардик» при переводе с венгерского означают болото, грязь, грязь. Название Широкое, в некоторой степени, можно объяснить тем, что село простирается на 6км по центральной дороге с запада на восток.
В селе до сих пор есть много венгерских фамилий, носители которых не знают венгерского языка, как не знали и их предки. Старожилы говорят, что в селе бытовала традиция каждому давать уличную кличку, в которой указывалось происхождение по материнской линии. Например, Ферко Гафіїн, Тимка Марішин, и тому подобное. А возникновение венгерских фамилий объясняют тем, что люди не знали своих настоящих фамилий, а когда делали первый перепись населения, сюда добавилось еще и незнание венгерского языка. Поэтому комиссия по внешнему виду или по роду занятий записывала людям фамилии.
Так появилась плеяды Феєрів (блондинов или светловолосых людей), Сакалошів (бородатые), в то время было еще фамилию Нодьсокалу. Не менее в селе Сабових (кто-то из семьи был портным). Были в селе и Фекете (черный). В 1667 году находим такие фамилии: Чугорка, Фединец, Копинец, Когут, Костюк, Погориляк. Относительно возникновения фамилии Погориляк, которых в селе очень много и теперь, то, наверное, оно происходит от того, что в те времена погорельцы не платили налога (порции), пока полностью не відбудувалися. Следовательно в списки, для ясности, их записывали Погориляк, чтобы не было сомнений.
Село имеет свои урочища или части, которые имеют сельские названия. В Широком это - Димниця, Село, Медвежьего, Араняш, Арсаг, Гомила. Интересно происхождение последнего названия – Гомила - это граница по - румынски. Так народная память зафиксировала, что с апреля 1919 по май 1920 года в селе были румыны, а рядом в Ольховцы – чехи, а между ними проходила граница с постом , на котором дежурили пограничная стража и таможенники.
Богатым было и религиозная жизнь Шарду. Поскольку в селе преобладали русины (теперь их называют украинцами), то и вера всегда была одна – греко-католическая. ЕЕ община создана еще в середине XVII века. Первым священником, которого удалось установить, был в 1726 году Сосновский Василий.
А вот что писал в 1751 году епископ М.Ольшавський:
«Се село от многих лет опорожнен, а засобляєся ед священника Шардівського. Телек парохіальний, выделенный от общины, где дьяк свободно живет без принадлежащих ораниць и лук. Газдов с жилярами есть 16, неспособны к исповеди 63, все висповідалися, кроме двух: Василия и Петра Лакатош. Платят эт вика ржи и пов дня работы отдаю. Ни крестительниці, ни матрики, ни бабы присяжної не является. Церквей старая, вскоре распадется, с алтарем очень бедным. Чаша циняна, звезда, железная ложечка, дискос не приличный оловянный... Подсвечники два, очень бедные. Образы местные. Церквей травой покрыта. Звон один. Замок деревляный. Книги лишь четыре, обрядовые.»
В документах с 1775 года отмечают, что парафия и деревянная церковь происходят с 1674 года, но церковь уже разваливается, и в 1774 году верующие начали строить новую церковь, тоже деревянную. Служили в ней богослужения до 1886 года, когда 1 августа состоялось освящение новопостроенной каменной церкви. Она сооружалась в течение 20-ти лет. Об этом написали в газете. Церковь особенно удивляет пропорциональностью своих частей, что придает ей очаровательную привлекательность – наблюдатель не может оторвать своих глаз от нее. Эта церковь сооружена под руководством а. Андрея Фенцика (1857-1888), при кураторах Петру Роману и Федору Білаку, которые во время строительства упокоились. Поэтому дело закончили кураторы Василий Погориляк и Василий Сакалош. Строительство длилось 20 лет, потому что не было средств. Верующие ежегодно пахали, сеяли, собирали и продавали урожай, чтобы пополнить церковную кассу. Но и отдельные жители жертвовали на храм.
Так, Иван Погориляк поставил престол за 250 гульденов, Василий Погориляк перекрасив древний иконостас за 86 гульденов. Иван Феер, Михаил Купар, Петр Купар поставили хор, Михаил Чедрик – жертвеник. Иконостас, насчитывающий 42 иконы, было установлено в начале ХХ века. Последний священник, который служил в 1943-1949-х годах, до запрета греко-католической церкви, а. Иван Тегзе, воссоединился с русской православной церковью 25 июня 1949 года. Церковь подчинили Московскому патриархату. После легализации греко-католической церкви, верующие села, и в дальнейшем, остались в лоне православия.
Как указано в таблице на северной стене храма, последний крупный ремонт здесь состоялся в 1988 году за священника Василия Мадьяра, председателя общины Петра Сакалоша, членов церковного комитета Ивана Керечана, Антона Косты, Ивана и Антона Лихтеїв, Карла Купара, Степана Трояна.
Село и сейчас разрастается, в нем проживает 2437 человек. Застройка населенного пункта осуществляется все на дальшій расстоянии от старой церкви, и административный центр села переместился в новых заселень. Поэтому и возникла необходимость построить еще одну церковь на таком месте, чтобы было удобно крестьянам. В 2003 году была зарегистрирована новая православная община, а сельсоветом выделены земельные участки для новой церкви и кладбища.
Новая церковь строится на очень удобном месте и, как положено, на господствующем над селом повышении. Но сначала построили часовню, которую освятили вместе с краеугольным камнем и участком для строительства храма. Эту функцию выполнил владыка Хустско-Виноградовской епархии Иоанн. Молебны совершались в деревянной часовне, но уже 21 ноября 2015 года, первое богослужение состоялось в помещении новую Свято-Михайловской церкви. Она еще нуждается в достройке. Обслуживает верующих о. Иоанн Поштак.
Во время переписи населения в 1921 году в селе было 219 домов, в которых проживало 1074 жители, в т.ч. 563 мужчин и 511 женщин. За національностю были 967 русинов и 197 евреев. По вероисповеданию - 14 римо-католиков, 836 греко-католиков, 53 православные, 111 иудеев.
В то время был хутор Араняш, который считался земледельческой колонией, в которой проживало 100 человек, и такая же колония – Арсаг (75 человек).Через 9 лет в 1930 году на Араняші уже было 85 домов с 475-ю жителями, а на Арсагу – 96 домов из 443-мя жителями. Это показывает, каким динамичным было развитие села при чехах.
В 1925 году по инициативе Н.И Рацина и П.Ф.Погоріляка создана сельская организация компартии Чехословакии. Коммунисты пользовались в селе большим авторитетом. Во время выборов 1925-го года в чехословацкий парламент 65% избирателей села отдали свои голоса за депутатов-коммунистов.
25 октября 1944 года из села были изгнаны венгерские и немецкие солдаты. 28 жителей села были мобилизованы в Красную Армию.13 – погибли в боях.
После войны в 1948 году был организован колхоз им. Коротченко, который позже влился в совхоз «Виноградовский», здесь было его отделение, которое специализировалось на садоводстве и виноградарстве, животноводстве был мясо-молочное направление.
В районе и за его пределами, муссируются слухи, что в Широком есть люди, которые обладают удивительными способностями, в частности, повелівають змеями, снимают заболевания, вызванные колдовством, сглаз на людей и скот, особенно коров. Эти слухи, в определенной степени, имеют подоплеку, потому как в Широком, действительно проживали люди с мольфарськими и знахарскими наклонностями.
Это была семья Зеленяків, говорят, что передавали они свои тайны не прямым потомкам, а племянникам. Но один из последних широцьких знахарей, Василий Зеленяк, кстати, самый способный, спал на сеновале и случайно услышал как его отец учил его двоюродного брата. Он ту науку быстро усвоил и стал намного успешнее мольфаром. В частности, в селе подтверждают, что он лечил людей и животных, особенно коров, при укусах змей, а также при необоснованном снижении надоев (пропажи молока).
Вызывает удивление, что некоторые вещи мольфар мог делать дистанционно, не видя больного. Так вылечил многих людей, собак, кошек, коров и коз. К сожалению, умер внезапно в 59 лет, возможно, и не передав своих секретов преемнику. Как вспоминает его сын Николай Васильевич, он имел лишь 9 лет, когда отошел его отец, но помнит, как они ходили на Черную гору собирать целебные травы, еще и до сих пор знает их, но названия не сказал. Эти травы используются для снятия сглаза при пропадании молока у коров.
В селе проживает еще один человек из этого рода, которому приписывают необычайные свойства, но он сам хранит молчание.
Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района.