1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

Очерки истории Виноградовского района: Черна – Черная, Чорнотов

11.03.2016 11:53 Общество Эксклюзив

Черная является основным поставщиком на местные рынки кизила, на окраине села находятся около 10 га его плантаций.

Черная является основным поставщиком на местные рынки кизила, на окраине села находятся около 10 га его плантаций.

Село расположено в 15 км от районного центра и в 5-ти км от железнодорожной станции Королево. Существует красивая легенда, почему село назвали Черною.

Были времена, когда паны издевались из крестьян. Люди делали на них, не покладая рук, за крошку хлеба, а их дети ходили босые и голодные. И так из года в год. Но однажды появился в тех временах один молодой господин, которого звали Черный, потому что был чернявый. Он агитировал людей, чтобы шли к нему на работу. Нашлись такие, что поверили господину и стали его наймитами. У него были лучшие оплата и отношение к людям. Поэтому все больше людей напрашивался к нему. А кое-кто перебирался на земле господина Черного, который позволял им строиться. Мало-помалу выросло село вокруг поместья Черного, которое назвали в честь своего господина - Черная.

Красивый миф, но более правдоподобной является версия о том, что название села происходит от славянского слова черная – CSRNA,CSERNA – черная, темная, вторая часть сложного слова «ооо.» – венгерское слово – вода, озеро. В целом, его можно перевести как черная вода, черное озеро. В 1773 году славянское название Черна, Петров в венгерский период назвал его Черная.

Во время господства в Венгрии Арпадовичей (896-1305 гг) упоминания о селе Черну не встречаем. В исторических источниках село Черна упоминается в королевской грамоте по 1351 год как село, принадлежащее к замка Нялаб.

Предания гласят, что в Черни греко-католическая парафия была основана очень давно. О чернянську деревянную церковь, которую прихожане построили себе, письменную память оставил епископ Мукачевской епархии Михаил Мануил Ольшавський (1743-1767). Он, согласно распоряжению императрицы Марии-Терезии от 21 апреля 1750 года, посетил в 1751 году все приходы Угочанского комитата. О каждой из них написал подробные протоколы. О село Черну остались такие его записи:

«Парафия Черна. Это село администрирует настоятель новоселицкий, где теперь является священником Иоанн Горзов... Хозяев есть 16, дают по возрасту (вико – единица измерения зерна, корзина вместимостью 25-30кг) кукурузы и один день работы... Против священника ничего не имеют. Баба присяжная (повитуха) - есть. Дьяк никакого участка не имеет и ничего ему не платят. Свободного церковника нет, поэтому звоніння не было. Деревня является собственностью Сигизмунда Перени. Церковь: деревянная, покрыта дранкой, с башней. Неизвестно кем была благословенна, находится в хорошем состоянии. Евхаристия хранится в деревянной коробке, довольно чистая. Чаша с принадлежностями металлическая... два Колокола, теперь благословлены. Посвящена святому Михаілу. Книги церковные все.»

Результатом всех визитов епископа стало обращение к императрице Марии-Терезии с просьбой воплотить в жизнь привілейну грамоту короля Леопольда И от 1692 года, согласно которой священники освобождались от крепостничества и приравнивались в правах к латинского духовенства. Этой же грамотой землевладельцы обязывались выделять земельные участки для строительства школ и церквей.

Все это встречало сопротивление со стороны дворянства и землевладельцев. Несмотря на добрые намерения императрицы, дело и в дальнейшем тормозилась. Так, специальная государственная комиссия 13 апреля 1775 года село Черну отмечала:

«Черна является филиалом приходе села Новоселица и парафия здесь основана с незапамятных времен. Церковь деревянная, старая, построена парохіянами из прочных брусьев и не требует никакого ремонта.»

Епископ Мукачевской епархии Андрей Бачинский заключил договор с заместителем председателя Угочанської намісницької совета графом Павлом Фештетичем (1729-1782), согласно которому государство брало на себя обязательства оказать материальную и денежную помощь на реконструкцию и ремонт старых и строительство новых церквей. В селе Черна первым достижением этого соглашения стало то, что в 1846 году была построена школа с однокласним помещением.

Строительство новой каменной церкви в селе началось значительно позже. 20 ноября 1892 года состоялось освящение новопостроенного храма, проводил его в. Василий Воленський. Строительство церкви стало реальностью только благодаря организаторским способностям и самоотверженному труду священника о. Василия и жертвоприносящих и трудолюбивых верующих. Много усилий к строительству церкви приложили кураторы Василий Регеці, Василий Кіфор, семьи Кіфорів, Регеціїв, Чонка, Лобалів, Плисков, Барничків, Ивашков, Тудовшіїв и Баториків.

С шематизм видно, что к 1693 году Черная была самостоятельным приходом, а в 1775 году упоминается как филиал приходе села Кривая, а с 1811 по 1921 год – филиал села Новоселица. Последним священником перед запретом греко-католической церкви был Владимир Попович (1941-1949), который 22 февраля 1949 года перешел в русское православие, без согласия верующих перевел церковь и их к русской православной церкви. Позже за это был переведен на более престижную приход в Королево.

Церковь осталась в пользовании православной общины и после легализации греко-католической церкви. Община этой конфессии была зарегистрирована в 1991 году.

Поняв, что надежды на возвращение церкви в их пользование являются напрасными, греко-католики решили построить себе новую церковь. Освящение краеугольного камня, креста и участки под строительство новой церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы провел владыка Милан Шашик 9 декабря 2007 года. Руководил всеми работами тогдашний настоятель общины о. Степан Федорко.

Одной из важнейших забот было финансовое обеспечение строительства храма, который спроектировал архитектор Василий Черкун. Помогла немецкая благотворительная организация «Церковь в нужде», райгосадминистрация, ПМК-78, Агрошляхбуд, управление осушительных систем. А все же основными спонсорами были верующие села, все греко-католические общины Мукачевской епархии. Работа велась с рвением.

Недаром Черна славится своими строителями. Почти все работы выполнены местными мастерами. Бригадиром, двигателем всей работы был уже покойный Иван Рацин, ему помогал Юрий Богаш. В целом все строители заслуживают наивысшей похвалы, благодаря их неустанной и качественной работе вырос за три года красавец храм, который ни в чем не уступает старому.

Храм 21 ноября 2010 года освятил владыка Милан Шашик. Часть отделочных работ, в частности, иконостас вырезал а. Тарас Бурлак, который сейчас обслуживает общину. Церковь имеет четыре колокола (500, 350, 120 и 60кг). Их закупили семьи заробитчан: Філеї Наталья и Василий, Баторики Анна и Михаил.

Есть в Черни община «Церковь Живого Бога». Свои богослужения проводят в арендуемом помещении. Общину официально зарегистрировали в 2000 году. Хотя ее верующие появились в селе еще в 1920-х годах, во время чехословацкой суток. Пастором служит Татач Иван Иванович.Помогают ему пресвитер Барыбина Анна Васильевна и диакон Сакалош Петр Павлович.

В марте-апреле 1919 г. в селе существовала советская власть.

Во время пререпису населения в 1921 году в Черни в 194 домах проживали 838 жителей, в т.ч. 394 мужчин и 444 женщин. По национальности были 1 чехословак, 702 русины, 16 венгров, 117 евреев; по вероисповеданию - 11 римо-католиков, 707 греко-католиков, 1 протестант, 2 православные, 179 иудеев. За селом стояла одинокая хата - хутор Дуброва.

В годы гортівської Венгрии М.В. Дербак тайно хранил у себя красный флаг. Чернянські патриоты - коммунисты В.И. Сидей и Ю.М. Трясогузка распространяли листовки, обеспечивали паспортами советских разведчиков. После смены режима в 1944 году 42-х мужчин мобилизовали в Красную армию, 17 из них погибли.

После Второй мировой войны в селе был образован колхоз им. Чапаева, который в 1960 году влился в колхоз им. Шевченко, который, в свою очередь, в 1976 году был реорганизован в совхоз-завод. В селе было отделение этого совхоза. За ним было закреплено 1070га сельхозугодий, в т.ч. 212га пахотной земли, 188га садов, 152га виноградников. Были развиты садоводство, виноградарство и животноводство мясо-молочного направления.

Была в селе и опытная станция совхоза, на землях которого проходили апробацию 40 сортов винограда, с целью изучения, какой из них лучше плодоносить в местных условиях. Потребность в ней отпала во время горбачевской борьбы с алкоголизмом.

До 50-ти человек были заняты в Хустском лесхозе. Работала пилорама, которая выпускала дубовые клепки для изготовления бочек.

После приватизации совхоза и распаевание имущества почти 400 человек получили земельные паи, на которых выращивают клубнику и раннюю огородину. Все больших масштабов достигает их выращивания по новейшим технологиям. Начали интенсивно сажать плодовые сады. Многие люди пополняют свои бюджеты сбором и продажей на рынке грибов, дикорастущих шиповника и ежевики. Черная является основным поставщиком на местные рынки кизила, на окраине села находятся около 10га его плантаций.

Сейчас в селе проживает 2221 человек, большинство из них вынуждены заниматься подработкой.

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района.

Читайте на ГК:Проблемы с «эликсиром жизни»: важное предостережение для жителей Виноградова (Список улиц)
Читайте на ГК:В Виноградове продолжается реконструкция: заработал музыкальный фонтан (ФОТО)
Читайте на ГК:«Вбежал взволнованный мужчина со словами...»: что произошло в Виноградовском районе после полуночи? (ФОТОГРАФИИ)
Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский