1. Главная
  2. >
  3. Общество

Очерки истории Виноградовского района: село под горой Холмовецькою

4829
Общество Новости Виноградова

В очередном очерке краевед Иван Биланчук рассказывает о селе Холмовець, которое образовалось в 19-м веке.

Очерки истории Виноградовского района: село под горой Холмовецькою

До 1946 года – Гомловц. Современное название Холмовець начала вживаться в советский период. Деревня находится на расстоянии 25км от Виноградова и 5км до железнодорожной станции Чорнотисово. Подчиненное Чорнотисівській сельском совете. Расположено на берегу реки Ботар, которая берет начало возле Бугорков, а вблизи Холмовця в нее впадают ручейки, что текут с румынской стороны. Над селом возвышается Холмовецька гора высотой 328м.

Холмовець – название славянского происхождения и образована от слова холм, на что указывает и рельеф пагорбкуватої местности, на котором расположено село.

Точной даты возникновения села пока не удалось установить, несмотря на то что образовалось оно в XIX веке. Историки указывают разные годы. Так, венгерский исследователь Л.Міжер подчеркивает, что населенный пункт Гомловц возник после урбаріальної реформы Марии-Терезии 1767 года. Эта версия ничем не подтверждается. А.Петров пишет, что село основано в 50-х годах XIX века.

Интересно, что в географическом словаре 1851 года, который содержит перечень населенных пунктов тогдашней Венгрии и краткие сведения о них, название села не фиксируется (возможно, потому что Холмовець в то время еще не был отдельным населенным пунктом). Исследования шематизм Мукачевской греко-католической епархии показывают, что впервые Нижний и Верхний Холмовець упоминаются в качестве филиала сасовского общины в 1821 году с 19-ю греко-католическими верующими.

Последний раз Нижний и Верхний Холмовець упоминается в шематизмі 1891 года. Тогда в селе было 198 греко-католиков. Начиная с 1893 года, засвидетельствовано одночленну название Холмовець (HOMLOCZ). Из этого можно сделать вывод, что село сначала было хутором, который возник в начале 1820-х годов, а затем отделился от Чорнотисова в период между 1850-м и 1893-ми годами.

Наличие в селе деревянной церкви с 1857 года – один из главных аргументов в пользу такой версии. Деревянную церковь из села Великая Копаня купили за 255 золотых. Ее освятили в честь Всех Святых. Постепенно церковь приходила в упадок. В 1908 году на снимке здание было еще целым, но уже в 1920 году алтарный сруб разобрали, а на фотографии 1929 года церковь без шпиля, башня покрыта жестяным куполом. В 1924 году церкви передали иконы из разобранной деревянной церкви в Троснику.

Уже в 1920 году вокруг церкви на высоту 2,5 м были выложены из камня стены нового храма. В 1930 году полуразрушенную церковь купил за 15 тыс. крон сенатор Вацлав. Клофач. Ее перевезли в село Добржиков в Чехии, где В.Клофач имел имение. Церковь на месте отремонтировали и торжественно открыли с посвящением епископом Густавом Прохазкою 6 июля 1931 года как храм Чехословацкой Гуситской церкви.

Церковь стоит на гранитном цоколе посреди парка. У входа стоит трьохметровий крест с распятием, перевезен вместе с церковью. Длина храма 15м, ширина 6м, высота вышки 17м. Колокол отлит на средства.Клофача мастером из Хомутова. На одной из стен вырезана дату строительства церкви – 1669 год. Храм имеет иконы и части старых иконостасов, которые рисованные масляными красками на липовых и дубовых досках. Часть из них с того времени, когда церковь стояла в Большой Копани, другие - происходят из Холмовця и Тросника. Церковь идеально сохранена и внесена в реестр исторических памятников Чехии.

После переноса деревянной церкви в Чехии в Холмовці достроили типичную каменную церковь. Главным мастером был чех Пугнер, шестерых строителей из Мукачева возглавлял мастер Козманка. Торжественное освящение готовой сооружения состоялось в воскресенье 27 июня 1937 года в день Всех Святых. Начинал строительство Иван Азарий, а закончили работы стараниями священника Степана Ильницкого, учителя Александра Поповича, кураторов Михаила Довгія, Ивана Молнара, Василия Ференци и Андрея Зелди. Обошлось строительство в 170 тыс. корон.

Жертвенностью отличился Михаил Корчинский, который тогда приехал с заработков в США. Он выделил 5га земли, доходы с которой шли на строительство церкви. Иконы к иконостасу нарисовал маслом на холсте художник Сюч в 1937 году. С отдельной колокольни, что стояла возле церкви, перенесли на башню большой колокол, купленный в 1920 году. Один малый колокол купил М.Корчинский, а второй – жители села.

В 1945-1949-х годах в селе служил а. Гейза Сіксай, который 4 марта 1949 года воссоединился с русской православной церковью. Этого же года храм был подчинен Московскому патриархату, а также изменен посвящение, церковь стала Покровской. Большой внешний ремонт сделан в 1985 году за куратора Лугоша. Последний ремонт был в 1998 году. Сейчас православную общину обслуживает а. Павел Кормош.

Есть в селе община христиан евангельской церкви «Живого Бога». Зарегистрированы они в 1997 году, пока своего молитвенного дома не имеют, богослужения проводят в частном доме одного из верующих. Эта церковь специализируется на работе с ромских населением. В сферы своего влияния холмовецькі последователи этой веры относят цыган с чорнотисівського, пейтерфолівського и вилоцького лагерей. Первым пастором общины был Зелди, после его смерти обслуживает общину его жена Ирина Антоновна.

С самого начала основания села его жители занимались земледелием, а также добычей строительного камня, который высоко ценился, за то что был пластинчатым, отличного качества и использовался в соседних селах для строительства жилья, дорог и имел большой спрос при сооружении колодцев.

Первое упоминание о церковно-приходскую школу датируется 1861 годом. Тогда в школе обучалось 18 учеников, учителем был Георгий Сочка.

Согласно переписи населения, в 1921 году в селе было 83 дома, в которых проживали 344 жители, в т.ч. 170 мужчин и 174 женщины. По национальности были 323 русины, 11 венгров, 5 евреев и 5 других. По вероисповеданию - 7 римо-католиков, 318 греко-католиков, 9 протестантов и 10 иудеев. Кроме того, к селу принадлежал хутор Винница, в котором было 10 жилых домов.

В 1925 году, при окончательном урегулировании государственных границ между Чехословакией и Румынией, к Холмовця были присоединены земли сельских общин Ботарча и Комловша, а с территорий, принадлежавших Холмовцю, была відчуженна на пользу румынских общин некоторая их часть.

В 1939 году село было оккупировано гортивской Венгрией. 60 человек были мобилизованы в венгерскую армию, из них 10 погибли на фронтах. Среди них - Бровди Янош Яношович, 1918.н., погиб в Хусте; Копча Пийтер Пийтерович, 1917.н., пропал без вести; Корчинські Янош Дєрдєвич, 1917.н., пропал без вести; Корчинські Миклош Міклошович, погиб в 1944 году; Никита Янош Ласлович, 1916 г.н., пропал без вести; Молнар Янош Дєрдєвич, 1910 г.н., пропал без вести.

После смены режима в 1944 году мужчины были мобилизованы в Красную армию. Среди тех, что не вернулись, Бич Иван Елемирович, 1928 г.н., погиб 15 апреля 1945 года в Польше; Зелди Михаил Иванович, 1927 г.н., погиб 1 апреля 1945 года в городе Катовице; Исаак Михаил Павлович, 1927.н., погиб 17 января 1945 года; Неймет Иосиф Иванович, 1927 г.н., погиб в 1944 году в Венгрии в городе Овад. Как видно, забирали в армию 17-ти и 18-тилетних юношей.

В советские времена в селе была бригада колхоза «Россия» (центральная усадьба в с. Чорнотисові). В 1961 году было сдано в эксплуатацию новую восьмилетнюю школу (ныне она девятилетняя). Дом культуры открыт в 1977 году, теперь находится в аварийном состоянии.

Сейчас в селе проживает 731 житель. Большой проблемой в селе является трудоустройство. Выручает холмівчан подработка, а также работа на приусадебных участках и земельных паях. На склонах Холмовецької горы собирают раннюю клубнику, неплохие урожаи винограда, овощей различной. В отличие от окрестных деревень, относительно больше людей работают на виноградовских предприятиях. Их отправляют на «Новые-Текс», «Гроно-Текс», «Джентерм».

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района

Читайте также:

Поделиться:
Facebook
Twitter(X)
Whatsapp
Telegram
Viber