1. Главная
  2. >
  3. Общество

Очерки истории Виноградовского района: Хижина – там, где эти хищные

1994
Общество Новости Виноградова

Разделили село еще по Чехословакии в 1921 году. Во время деления территории люди плакали, кричали, возмущались. Было за что.

Очерки истории Виноградовского района: Хижина – там, где эти хищные

Дома некоторых хозяев оказались на одной стороне, а земли, сенокосы, лес - на другой. Трагедией стали разобщены семьи, семьи.

До 1946 года – Малая Тарна. Село расположено в 18км от районного центра и в 12 км от железнодорожной станции Королево. Хищная разместилась в предгорье на отрогах Гутинского хребта на украино-румынской границе, который разделил село на две части – украинскую и румынскую. За рубежом находится село Большая Тарна (Тарная Маре).

В 1946 году закарпатскую часть переименовали в Чулан. Разделили село еще по Чехословакии в 1921 году. Тогда Окли, Фертешолмаш и Большая Паладь отошли под юрисдикцию Чехословакии, взамен румынам отдали Бочков, Комловш, Сухой Поток и Большую Тарну. Как это часто бывает при сечениях, село разрезали по - живому. Чтобы люди не потеряли родственные связи, правительства Чехословакии и Румынии в районе села Гудя открыли в 1922 году пропускной пункт, который действовал до 1939 года. За советского периода и речи не могло быть о его восстановлении.

В годы независимости в селе Хижа был открыт пешеходный пропускной пункт упрощенного пересечения границы, крестьянам выдавали специальные пропуска для 36 - разовых посещения Румынии. Но в 2005 году речушка Холт, которая пересекает село, во время половодья снесла мостик, соединявший два государства. С тех пор хижани о семейные встречи только вспоминают.

Первое письменное упоминание о селе в 1629 году. Но оно существовало и намного раньше. Ведь, как известно, в первой половине XVI века образовалось самостоятельное поселение Малая Тарна, путем отделения высокогорной части Тарны, и с этого времени материнское село стало носить название Большая Тарна. Первое письменное упоминание по Тарную датируется 1430-м годом. Поэтому можем считать, что и Малая Тарна (позже Хищная) существовала на то время.

Происходит название села Тарна от славянского слова ТРН – ТРНАВА, что на украинском означает терен, известный всем куст с дикорастущими плодами. Что касается слова Хижина, то еще в давние времена Малую Тарную местные жители называли Хищные.

Бытует такое народное предание. Село Тарна находилось у подножия гор. В одной из семей родился ребенок. Жестокий господин заставлял молодую маму вместе с другими отрабатывать барщину. Когда дитя заболело, мужчина взял женщину с ребенком и поднялся выше в горы, построив там в дебрях хижину. Через некоторое время и другие жители, которые были замучены господином, поднялись до того мужчины, построив свои жилища возле его хижины. Потом в деревне, когда нужно было определить ориентир, говорили: «Там, где эти хищные!» Кстати, в чехословацкий период село так и называлось – Хищные.

С самого начала существования село принадлежало нялабській доминии баронов Перени. Для примера, в 1638 году наследники барона Имре Перени владели в селе четырьмя половинными кріпацькими наделами и одной третью крепостного надела, одним неопределенным и одним заброшенным наделами. Уже в 1775 году член семьи Перени Йокоб имеет семь крепостных, трех желярів и одного желяра без жилья; Имре - шесть крепостных и одного желяра; Шандор – двух крепостных; наследники графа Яноша Телеки имеют одного крепостного.

Интересно, что в списках 1775 года, подготовленных во время проведения урбаріальної реформы, находим фамилии, которые и теперь встречаются у жителей села: Палешнік, Пелекач, Прокоп, Тотар, Філеп, Івачко, Палекач, Тимко, Богаш, Коцан, Орос, Товт, Поп. Фамилия Пінтє упоминается в 1638 году, а в 1668 году есть записи о Сідея Олексе, Крайняя, Поражу, Мушку, Филевича.

В выданном свидетельстве в 1773 году о последствиях местного переписи и в годовом нотариальному отчете за 1862 год на языке жителей села указана рутенская (русинский).

В 1925 году прошли конечные урегулирования спорных вопросов по границе между Румынией и Чехословакией. Тогда часть от румынского села Большая Тарна отошла к Хижине, а соответствующая часть ее территории была присоединена к Румынии.

В окрестностях села обнаружены археологические памятники раннежелезного времени: площадки со следами производства железа. Вероятно, Хищная входила в Новоклинівсько-Дяківського металлургического центра. В пределах территории, закрепленной за селом, есть несколько месторождений полезных ископаемых: камень строительный бутовый, песок, источника пресной и минеральной воды.

Центр села украшают два храма, которые посещают верующие православной и греко-католической конфессий. В 1751 году упоминается деревянная греко-католическая церковь св. Дмитрия в плохом состоянии, покрыта соломой, снабжена малыми образами и одним колоколом.

jpg" align="left" />В 1775 году Имела Тарна является филиалом греко-католической общины Большой Тарны. Так было вплоть до 1818 года, а затем с 1818 по 1922 год – была филиалом Новоселице. В 1775 году вспоминают старую деревянную церковь, построенную прихожанами из мощных брусьев. Стройная каменная церковь базиличнои формы появилась благодаря самоотверженному труду и организаторским способностям местного священника о. Василия Воленського (1863-1894) в 1872 году и трудолюбия и жертвенности верующих села. Новые колокола, купленные усилиями кураторов Василия Філепа, Василия Батина и дьяка В. Філепа, посвященные 2 февраля 1937 года.

Двор с каменным крестом в 1907 году окружили каменной оградой. Последний греко-католический священник, который служил в храме перед запретом церкви, Мінчич Золтан (1941-1949) воссоединился с русской православной церковью 6 марта 1949 года. Этого же года церковь переподчинили Московскому патриархату.

Греко-католическая община возродилась в 1991 году. Греко-католики проводили свои богослужения возле каменного креста на дворе своей бывшей церкви, а позже - в помещении сельского совета.

Власть приняла решение в 1994 году о поочередное богослужение в старой греко-католической церкви, которое не было исполнено из-за непримиримую позицию православных. Чтобы исправить положение, было принято решение о строительстве новой церкви для греко-католиков.

Освящение краеугольного камня состоялось в день Великомученика Дмитрия в 2002 году. Строительство начали 1 октября, каждый день верующие работали при любой погоде. В фундамент будущего храма в. Юрий Рак заложил капсулу и мемориальную доску для будущих поколений. Деньги на строительство собирали среди верующих, благотворителями строящегося храма стали завод железобетонных изделий в Виноградове (директор Ф.Ю.Щербан), Королевский щебзавод (директор В.И.Сергеев) и спецкарьер ( П.А.Бродюк), строительные организации ПМК-78 и Агрошляхбуд, предприниматели Ф.Ю.Довжан, А.А.Исаак.

Церковь построена в традиционном базилічному стиле, не очень отличается от старой. Освящение завершенного храма и трех колоколов провел владыка Милан Шашик 8 ноября 2005 года. Ровно через два года он же освятил иконостас. Первыми священниками были в. Штефан Іштваник, Олекса Маргитыч. Сейчас здесь проводят богослужения монахи-редимптористи из монастыря в Королеве.

Как уже было отмечено выше, в 1949 году была образована православная община, которой было передано бывший греко-католический храм. В 1949-1950-х годах общину обслуживал в. Золтан Мінчич. В советские времена, особенно в период воинствующего атеизма, православной общине также было нелегко. Не допускалось увеличение количества верующих, церковь облагалась большими налогами. Было запрещено проводить любые строительные работы без согласования с государственными органами. Приходилось выкручиваться.

Как вспоминает а. Василий Максимишинець, настоятель хижанської общины, которую возглавляет с 1984 года, принял храм в запущенном состоянии. Пол из плоских каменных глыб местами была побита, вищерблена, стены закіптявлені, на полу пласт плавленного парафина. Иконостас требовал срочной замены. Наводить порядок приходилось по ночам, чтобы не видели снаружи. Так, плитку клали с помощью фонарика, накриваюи его сверху, чтобы не было бликов в окнах. Иконостас изготовили известные резчики с Приборжавського.

Непросто было перевезти и установить иконостас. В то время никто не брался везти грузы без сопровождающих документов. А. Василий принял решение выполнить эту операцию ночью с 7 на 8 марта 1987 года, когда, по его мнению, милиция не была столь пристальное. Везли на грузовой машине, сверху засыпав его сеном. Тогда же, ночью, его и смонтировали. За иконостас верующие заплатили 14 тыс. рублей. В то время это была цена двух легковых автомобилей. Заново порисовал церковь художник с Хустщины Василий Фризина. За работу ему заплатили колоссальную сумму – 22 тыс. рублей. Хижанські верующие были и остаются жертвенными, сплоченными и очень набожными.

Есть в селе община евангелистов-назарян. Молитвенный дом ими построен в 2007 году, в котором они проводят свои богослужения под руководством пастора Пелехача Ивана.

В марте-апреле 1919 года в доме была советская власть, которую ликвидировали румынские оккупанты. В 1922 году была создана сельская организация компартии Чехословакии, ее организаторы – А.М.Бордок, П.И.Вражья, И.П.Батин.

Согласно переписи населения в 1921 году в селе было 205 домов, в которых проживало 925 жителей, в т.ч. 438 мужчин и 487 женщин. По национальности были 2 чехословаки, 865 русинов, 9 венгров, 38 евреев; по вероисповеданию - 14 римо-католиков, 870 греко-католиков и 38 иудеев.До деревни принадлежал поселок Корнет, который насчитывал 41 дом.

В период Второй мировой войны жители села Хищные приняли активное участие в борьбе с гортіївцями. Так, М.И.Батин был связным у подпольщиков Хуста и Севлюського округа, он собирал разведданные, имел связь с подпольной группой Ф.Потокі. В 1944 году вместе с другими подпольщиками его схватили и после пыток расстреляли в июле 1944 года в Хусте.

После смены режима в октябре 1944 года 29 жителей села мобилизовали в Красную Армию, 12 из них погибли.

В 1948 году в селе был организован колхоз им. Мичурина, который в 1960-х годах влился вместе с хозяйствами окрестных сел в королевский колхоз им. Шевченко. В селе размещался участок №4 колхоза, а позднее - совхоза. Развивалось виноградарство и садоводство. Животноводство мясного направления. На территории села работал прививочный комплекс по выращиванию саженцев винограда (более 2 млн. саженцев в год).

Уроженец села Иван Петрович Палінчак сделал попытку организовать разлив минеральной воды в промышленных масштабах из источника, который находится в верхнем конце села. Скважина-дебет 80куб. м за сутки. Есть заключение Одесского института курортологии: вода по своим лечебным свойствам не уступает Шаянская. Дело затормозили отсутствие начальных инвестиций и надлежащей дороги до места добычи воды. Последнее, видимо, и является основной причиной, потому что ни один инвестор не хочет рисковать своими средствами, пока нет нормальной дороги, хотя бы до Виноградова, а это - 18км пути.

Сейчас в селе проживает 1710 человек. Жители Хищные отличаются сплоченностью, умением мобилизоваться, когда нужно решить проблемные вопросы, а также бережным отношением к многовековым традициям предков.

02in;">В этот тяжелый период жизни хижани одними из первых начали выезжать на заработки, и что характерно, в отличие от других, которые облюбовали Россию и окружающие соседние государства, их можно найти во всех уголках мира – Испании, Аргентине, Англии, а больше всего - в США. Те, что остались дома, работают на приусадебных участках, откармливают птицу и скот.

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района

Читайте также:

Поделиться:
Facebook
Twitter(X)
Whatsapp
Telegram
Viber