В очередном очерке краевед Иван Биланчук рассказывает об истории и современном состоянии затисянського села Форголань.
Переименование населенного пункта Форголань на Дівичне проведено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1946 года. Старое название селу вернули в 1995 году. Село подчинено Пийтерфолвівській сельскому совету, расположенное за 30км от Виноградова и 12 км от железнодорожной станции Вилок.
Впервые в 1300 году встречаемся с Домокошом - сыном Форголана, который вместе с другими дворянами выступал с протестом против отчуждения от дворянских двух немешських поселений: Шашвара и Бонни. Согласно версии Иштвана Сабо, название села произошло от фамилии Форголан (Фургулан), который был одним из фламандских колонистов - госпітів, позже стал венгерским дворянином.
Для жителей села и окрестностей было неясным происхождение названия села. Поэтому они придумали несколько красивых историй. В частности, согласно одной, село получило название от девушки, которую, по только ей присущую манеру возвращаться, назвали «Forgolany».
Другая версия такая. На том месте, где теперь село, текла когда-Тиса, была глубокая вода с многими водоворотами. Там жил один охотник, который имел красавицу дочь. Однажды она хотела набрать воды из Тисы, наклонилась с ведрами, чтобы зачерпнуть воды, поскользнулась и упала в реку. Волна подхватила ее и потащила в водяную крутіль.
Девушка начала кричать, звать на помощь. Ее услышал парень, что был недалеко. Подбежал к реке, увидел девушку в водовороті, громко закричал по - мадярски: «Форог в лань! Форог в лань!». Мол, девушка крутится. Спасти ее не удалось. Со временем Тиса обмелела, изменила русло, там где были водокруті, стало сухо. Позже на этом месте выросло село. Люди помнили этот случай с девушкой и в ее честь село назвали Форголань.
Село дало много знаменитых семей. Так, в ХІУ веке это Форголаньфолві, в ХУ – Балинт, Бене, Форголані, Кеке, Мартон, Нодь, Сокалош, Салош, Сивке, Торма, Освальд; в XVI веке – Чотої, Доболезі, Дьердь, Колловш, Кираль, Горват.
Читателям, возможно, будет интересно узнать, кто владел селом. Так, в 1567 году Берецк Форкош имел півпорти (половину надела) Форголані , Деметер имел одного слугу. В 1672 году землевладельцами были Чотов Гергей, Нодь Ференц. В 1754-1755 годы – Йожеф Бенце, Бенце Дьердь, Гогоро Пал, братья Ковачи – Йожеф, Дьердь и Ласлов, Немешані Ференц, Шупан Иштван, Сейкель Мигаль, Тушо Пал. В 1775 году Гогоро Пал имел двух желярів и одного желяра без жилья. Комяты Жигмонд и Комяты Йозеф имели по одному желяру, Ковач Ласлов также одного желяра, Ошват Йожеф – трех желярів, вдова Тушо Пала и Винцит Дьердь - по одному желяру.
Во время татарского нашествия в 1717 году из села взяли в плен 44 немешів и 38 простолюдинов. Удалось вернуться 30 немешам и 3 крестьянам. Село стало известным во время освободительной войны Ференца Ракоци II. Здесь отряд лабанців потерпел сокрушительное поражение.
В 1851 году Фийнєш Элек сообщал:
«Форголань - венгерское село в Берег-Угочанському комитате; 12 римо-католиков, 98 греко-католиков, 540 реформатов с материнской церковью. Земли рассыпчатые, черные и очень урожайные, луки можно косить дважды, имеет дубовый лес.»
О школе известно, что в 1880-1881 учебном году в ней было 49 детей. Как описывает в своих воспоминаниях Оцил Ласлов, первый школьный инспектор Угочанщини, обучение велось в ужасающих условиях: малое, низкое помещение, в котором во время уроков собака гонялся за кошкой.
В 1891 году реформатская церковная община построила новую школу (53 кв.м). Классная комната длиной 7,5 м, шириной 7м и высотой 3м. Первым учителем был Лойош Имре (1880-1881), соответствующего диплома не имел, но был порядочным преподавателем.
Во время чехословацкой суток в 1925 году действует венгерская школа (учитель Фовріш Иосиф), в 1935 году учителем работает Шкултеті Андор. В 1939-1944-х годах реформатская народная школа, в которой учительствует Оссоні Йожефний (девичья фамилия Корош Ленке).
Согласно протоколов форголанської реформатской общины, в 1736 году в селе было 340 душ в материнской церкви. Церковь, на 450 сидячих мест, вероятно, была построена между 1780-м и 1800-м годами. Вокруг церкви уже в то время был парк. Старая церковь, к сожалению, в 1844 году сгорела, а в 1854 уже была построена новая. Ремонты и улучшения были осуществлены в 1907, 1927 и 1979-х годах, вокруг церкви установили металлическую ограду. Последние работы осуществлялись под руководством председателя общины Ференца Семака и Имре Бечке.
В церкви форголанської реформатской общины есть два колокола, восьмирегістровий орган и один электроорган. Обслуживает общину пастор Карло Етвеш.
Греко-католическая община стала материнской в 2006 году. Согласно церковным записям, ее упоминают впервые в 1792 году. С того времени и до запрета греко-католической церкви была филиалом общества Ботара.
В 1792 году в Форголані жило 72 греко-католики, в 1806 – 108, в 1847 – 171, в 1915 – 92. Это число уменьшилось еще на 40 человек во время запрета церкви в 1949 году. В 1990-х годах вновь организована и укреплена общество до 1999 года была филиалом Нового Села, до 2003 года – Чепы, до 2006 года – Тисобикеня. В этом году она стала самостоятельной общиной, к которой присоединили фертешолмашських и великопаладських греко-католиков.
Несмотря на притеснения власти после 1944 года, количество верующих и их преданность церкви росла, благодаря этому в Форголані сейчас живет 185 греко-католиков. Общине принадлежит древняя колокольня. Восстановленную общину было зарегистрировано в 1993 году, а уже в 1995 году начато строительство каменной церкви.
В 1999 году небольшую базилічну церковь с высокой башней достроили и покрыли жестью. В дальнейшем провели работы внутри церкви. Полностью завершенную постройку освятил в честь Рождества св. Иоанна Крестителя епископ Милан Шашик 24 июня 2003 года. Сначала общину обслуживал в. Степан Орос, затем – а. Виктор Сюч, а. Миклош Горонгозов, за которого проведены основные строительные работы. Преемником был. Иосиф Черпак, а с 2007 года по 2011 год в селе служил Александр Бокончош. Теперь общество обслуживает в. Отілло Гойдош.
Во время переписи населения в 1921 году в Форголані в 130 домах проживало 681 житель, в т.ч. 325 мужчин и 356 женщин. По национальности было 8 чехов, 36 русинов, 603 венгры, 16 евреев. По вероисповеданию - 31 римо-католик, 111 греко-католиков, 519 реформатов, 16 иудеев.
В ноябре 1938 года, после первого Венского арбитража, Форголань присоединено к Венгрии. Удалось найти достоверную информацию о селе, біровом (председателем) которого был назначен Ковач Лойош, реформаторским священником служил Оссоні Иштван, директором школы – Ямніцкі Йожеф.
Всего землевладельцев насчитывалось 38 человек. Наибольшее количество земли было у семей Бікі, Сабов, Тушо. А вот были ремесленниками плотники Борбей Онтол, Кинчеш Янош, Шандор Орос; швец - Семак Лойош, коваль - Нодь Альберт, кравец - Кинчеш Гейза, владелец мельницы - Шандор Товт. Лавочники – Бейла Молнар, Шварц Мартон, Винцит Шандор, корчмари Кароль Вайс, Винцит Шандор.
После смены режима в 1944 году из села вывезли в советские лагеря 64-х мужчин, 23 погибли в ГУЛАГах. В 1948 году по надуманным обвинениям осудили на семь лет пастора реформатской общины Оссоні Иштвана. Умер в 1992 году в Таллине, там и похоронен.
Село и его жители входили в состав колхоза «Пограничник», имели свои достижения и достижения. Для общины присущей была оседлость, все имели работу в известном колхозе и были довольны уровнем жизни, почти не было гастарбайтеров.
В наше время, как и в других окрестных селах, люди выживают в Форголані в основном, за счет иностранных работников. Домашние бюджеты сельчан формируются и за счет хозяйствования на приусадебных участках, паях, выращивания птицы и скота, как для собственных нужд так и на продажу. В целом село привлекательное и ухоженное, сохраняет традиции, здесь живут самодостаточные люди.
Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района