Король влюбился в юную местную красавицу и ласково называл ее Фончіко. Потом возле хижины егеря начали поселяться другие семьи, что дало начало новому поселению - Фончіко.
До 1946 года Фончіко. Расположено в бассейне реки Тисы за 8км от районного центра. В селе находится железнодорожная станция на линии Ужгород-Королево. Центральная улица примыкает к автомагистрали Ужгород-Рахов.
Свое название село, вероятно, получило от фамилии ішпана Фончіко (Фончко) из рода Гунт-Пазманів, которому землевладения с селом ,досталось от брата Мигая, в свою очередь, в 1303 году он отпустил его другому брату Мартону. Потомки Мартона были фанчиківськими дворянами.
По другой версии, на месте нынешнего села были густые дебри, чащі, леса, куда любил приезжать на охоту король Матяш. Там был дом местного егеря, у которого была дочь Фоне (Фончі). Король влюбился в юную красавицу и ласково называл ее Фончіко. Потом возле хижины егеря начали поселяться другие семьи, что дало начало новому поселению - Фончіко.
Село на протяжении веков много раз уничтожалось, а затем снова отстраивался. Еще в начале ХХ века его вспоминали, как «обрубленный населенный пункт». В 1717 году татары взяли в плен 50 шляхтичей и простолюдинов, из которых лишь 26 вернулись домой. В селе постоянно шла миграция, о чем свидетельствуют новые фамилии крепостных. С 1632 по 1695 год здесь были такие фамилии: Мигай, Онтол, Валла, Кочиш, Локотош, Коста, Сас, Чутко, Бико, Ийлеш; 1695 год – Баторе, Чепері, Кейс, Кезеш, Нири, Помар, Сенєш, Кота, Петайт; 1715-1775 года: Фанта, Куруц, Санісло, Каньо, Мийгеш, Белей, Дочейніч, Кушінскі, Лущак, Макар, Шипош, Тарішка,Борбей, Густые, Газдик, Котлан, Кутнич, Лемак, Сербак, Русолович, Корпош, Орос, Пушкаш, Товт, Урбан.
Фанчиківська греко-католическая община принадлежит к древнейшим приходов кроаю. В шиматизмі 1908 года она была филиалом підвиноградівської с 1693 года. С 1747 года покровителем церкви была семья Язычников, с 1814 года она была в совместном владении нескольких собственников. С 1821 года церковная община была причислена к тем, которые ее могли поддержать любые благотворители. Это значит, что, изначально, церковь полностью зависела от помещиков, которые ее финансировали, но без их согласия епископ не мог назначить священника на приход, а с 1821 года это стало прерогативой епархии.
В 1741 году в описании упоминается деревянная церковь, покрытая соломой, парафия того времени была приличной общиной из 40 семей. На его древность указывает запись ,сделанная в 1821 году - parochia antique. Греко-католическая община проводила свои богослужения в деревянной церкви до 1902 года. 26 октября этого года епископ Юлий Фирцак освятил теперешнюю каменную церковь, построенную в типичном базилічному стиле усилиями священника Андрея Сабова и кураторов Георгия Параски и Андрея Неймета. Храм освящен в честь Вознесения Господня. В советские времена церковь действовала как православная. В 1991 году ее вернули греко-католикам.
Количество греко-католических верующих росла динамично. Если в 1747 году было 30 семей, то в 1792 году – уже 494 верующих, в 1915 – 504, а в 1947 году – 730 греко-католиков. С 1806 года богослужение велось на церковнославянском языке. Между 1825 и 1861 годом литургия велась на церковно-славянском и венгерском языках. С 1874 по 1878 год – на русинском языке, а после 1881 года - также на двух языках. Естественно, что с 1949 по 1991 год служба велась исключительно на церковнославянском языке. Сейчас это чуть ли не единственная церковь в районе, где богослужения ведутся на двух языках отдельно.
В церкви хранится книга «Минеи» ( Почаев 1775 год) с дарственной надписью в 1949 году от священника Андрея Грабаря.
В 1936 году возле церкви освящен крест, заказанный за 5200 корон Андреем Оросом и его женой Марией Чонкой. В 1949 году священника Ивана Карпинца был осужден на 25 лет каторги за отказ перейти в православие. В 1956 году он вернулся домой. Сейчас общество обслуживает в. Михаил Пазуханич.
Старинной, основанной в XIV веке римско-католическая приход. Во время реформации попала в руки протестантов и была возвращена во времена контрреформации. В водовороте исторических событий была уничтожена и старинная церковь. Своим восстановлением, которое произошло в 1756 году, парафия благодаря самоотверженной работе егерского каноника Яноша Комароми. О подъеме приходы свидетельствует тот факт, что определенное время (1774 – 1863) ее филиалом был Севлюш.
Большой ремонт костела, в котором 120 сидячих мест и два колокола), последний раз проводился в 1992 году. В 1996 году молния повлекла незначительные повреждения строения, которые были исправлены еще в том году. Фисгармония костела установлена в 1870 году. Начало метрических записей – 1756 год, язык литургии – венгерский. Церковь освящена в честь Святейшего Имени Иисуса. Обслуживает общину в. Марио.
Реформатская община в Фанчикові одна из древнейших в Угочанському комитате. Первые письменные сведения о общину упоминаются в 1598 году. Тогда пастором был Фанчікі Иштван. В 1759 году, в годы тихой контрреформации, во время пасторства Уйвароші Мигая реформатов выгнали из храма католики, которые до этого времени его и используют. Во время этого процесса приняли смерть три верующие реформаты: Чебі Язычников Янош, Гулачі Ласло и Поп Иштван. В XVIII веке вместо отобранной церкви на пожертвования верующих-реформатов построили новый храм. Последний раз его ремонтировали в 1990 году, в 1997 году – перекрасили башню. В этом же году на боковой стенке установлена мемориальная доска в честь погибших верующих в 1759 году.
В 1940-х годах реформатская община насчитывала 400 членов, которые хозяйничали на 40 га церковной земли. В советские времена землю и приход забрали, последнюю вернули в 1993 году. Про живучесть и преданность традициям реформатов Фанчікова свидетельствует и то, что в 1989 году восстановили религиозные учения, сейчас община насчитывает 190 верующих. Обслуживает их пастор Лорант Молнар.
После легализации греко-католической церкви и передачи ей храма, православная община была зарегистрирована в государственных и церковных органах в 1991 году. Сначала верующие ходили на богослужения в Тросник, а в 1992 году начали строительство своей церкви. За основу была взята традиционная форма храма, крыша которого украшен по православным обычаям тремя куполами. Кураторами и активистами общины были Иван Ярема, Иван Сусик, Степан Византий, которые приложили немало усилий, чтобы построить церковь. Они были инициаторами введения специального налога для членов общины. Эти средства направлялись на строительство храма.
Старшие женщины, по примеру Анны Ситар, ходили по селам из дома в дом, собирая пожертвования на новый храм. В его строительстве помогали и верующие из соседнего Тросника. А. Дмитрий, тросницький священник, призвал мужчин не стоять в стороне, а приложить свои знания и навыки на строительно-монтажных работах. Фанчіківці работали с особым рвением, даже женщины из рук в руки передавали кирпичи, растворы – одним словом, была настоящая народная стройка. Поэтому и не удивительно, что за два года вырос красавец-храм, комплексно завершен. Стены разрисовал Иоанн Лях, иконостас изготовили межгорные мастера, колокола закупили в Воронеже. Сейчас общество обслуживает в. Михаил Кивак.
В 1851 году Элек Фийнєш писал:
«Фончіко - венгерское село в Берег-Угочанському комитате, на 2,5 часа ходьбы от Севлюша, 689 реформатов и греко-католиков живут в нем, обе общины имеют материнские церкви. Земли равнинные, в окрестных краях считаются среди лучших. Владеют ими много владельцев».
Согласно переписи населения 1921 года в Фанчікові было 150 домов, в которых проживало 884 жители, в т.ч. 434 мужчины и 450 женщин. По национальности были 3 чехословаки, 232 русинов, 532 венгры, 93 евреи; по вероисповеданию - 151 римо-католик, 460 греко-католиков, 158 реформатов, 114 иудеев. К селу принадлежали хутора: Бонова, Чепея, Дубича, Фишера, Гортія, Кондаша, Малый, Сабова, Большой, Вейса.
Особенностью Фанчікова является то, что, после первого Венского арбитража через село прошла граница между Чехословакией и Венгрией: ¾ села были в Чехословакии, ¼ - в Венгрии. Так продолжалось 4,5 месяца. 15 марта 1939 года на окраине села велись настоящие боевые действия, даже с применением танков, которые закончились победой венгерских войск.
Во время гортіївського режима в селе был замучен в 1939 году секретарь сельской организации КПЧ М.И.Габор.
26 октября 1944 года Красная армия выбила из села венгерские войска. 50 жителей были мобилизованы в армию, 17 из них погибли. В июле 1945 года, согласно архивным данным, 81 человек из села находился в неизвестных местах.
В послевоенные годы в селе размещалась центральная усадьба колхоза «Искра», выращивали зерновые (в основном кукурузу и пшеницу) культуры. Были развиты тютюноводство и животноводство мясо-молочного направления.
Объединение населенных пунктов Ухачова Тоня, Фрідова Тоня с селом Фанчіково проведено решением облисполкома №155 от 15 апреля 1967 года и №431 от 30 июля 1962 года.
В Фанчікові была винокурня – ректифікаційний завод по очистке спирта, который принадлежал Вайсу ( некоторые авторы пишут Вейс). На дымовой трубе есть надпись: «1885», так строители оставляют память о годе постройки. К винокурне принадлежало до 10 га садов, в основном яблоневых. В советский период на базе спиртзавода был открыт Закарпатский соковый завод Министерства продтоваров Украины. Действовал он в течение 1950-1956-х лет. Его возглавляли Панченко, Черныш, главным инженером был.Фирцак. В 1957 году предприятие реорганизовали и ввели в состав Виноградовского консервного завода.
Здесь выпускали соки и крепленые вина, некоторое время – горіховку – водку, настоянную на недозрелых орехах. Мощность цеха составляла 4 тыс. тон продукции, в т.ч. 1 тыс. тон соков и 3 тыс. тон плодоягодных вин. В зависимости от сезона здесь работали 25-85 человек. С 1978 года цех возглавлял Юрий Медвецкий. Борьба с алкоголизмом при Горбачеве и экономические неурядицы привели к тому, что в 1989 году полностью был прекращен выпуск вин, а в 1993 году цех, вообще прекратил производственную деятельность.
Рядом с этим предприятием в колхозе построили подсобный консервный цех. Выпускал он плодоовощные консервы и разнообразные вина, служил надежной опорой в финансовых делах хозяйства «Искра». После разгосударствления паи консервного завода выкупили московские инвесторы, создав, на базе бывшего консервного цеха, успешное предприятие «Универ». Оно имело мощности по выпуску 6 млн. банок плодоовощных консервов. Для обеспечения сырьем, заключали с населением договора на выращивание огурцов, томатов. В последние годы возле села Онок завод по современным технологиям выращивал баклажаны для собственной продукции, которую сбывал, в основном, в России. Сейчас здесь построили много новых теплиц, в которых планируют выращивать овощи для киевских рынков.
Как уже упоминалось в начале статьи, Фанчіково не раз переживало трудные времена. Но всегда поднимался, в т.ч. и за счет переселенцев. Одним из первых известных эмигрантов был Дмитрий Ленчур, который достался Фанчікова в 1887 году из села Тюшка Межгорского района. Купил большие наделы земли, создал семью, которая имеет много славных потомков, в т.ч. и Михаила Ленчура - организатора рентгенорадіаційної службы на Закарпатье.
Значительное количество переселенцев была из Боржавского. Случилось так, что в 1945 году, когда делили землю, согласно земельной реформы в Закарпатской Украине, в Боржавском, где мало земли, ее не хватило для всех. А в Фанчікові, откуда вывезли много евреев, на хуторах Фрида и Вейса были, даже, жилые помещения для батраков и большое количество земли. Этим воспользовались чингавчани (более 20 семей), которые переехали сюда, постепенно строя себе дом в самом Фанчікові. Во времена, когда колхоз возглавлял В.Ю.Костаки, по разным причинам в село эмигрировала вторая волна из Боржавского, которые в Фанчікові, в основном, поселились по вул. Комсомольской.
E связи со строительством Теребле-Рицкой ГЭС, почти вся территория села Ольшаны в Хустском районе была затоплена. Около 100 жителей села во второй половине 1950-х годов переселилось к Фанчікова. Здесь они разрослись, укрепились, стали успешными, берегут свои традиции и составляют основу православной общины.
Сейчас в селе проживает 2086 человек. Экономический спад в Украине привел к ухудшению уровня жизни людей и в Фанчікові. Как и во всем районе, выручают гастарбайтеры, приусадебное хозяйство, работа в районном центре.
Славу и признание селу принесли известный закарпатский художник, педагог, артист и спортсмен С.В.Кутлан , известный футболист, мастер спорта СССР Василий Рац. В последние годы хорошо о себе заявила талантливая художница, поэтесса Валентина Костьо.
Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района.
Читайте также:
- Закарпатцам «не по зубам», люди в отчаянии: на местных базарах взлетела стоимость одного из главных овощей
- В понедельник 45 населенных пунктов Закарпатья останутся без света: причина отключений известна
- Дом - призрак или полтергейст?: какая история пугает жителей одной из построек в Закарпатской общине?
- Девять часов плановых: где закарпатцам отключат свет уже завтра и будут ли графики еще сегодня?