1. Главная
  2. >
  3. Общество

История Виноградовского района: Тросник – село колопошів

3582
Общество Новости Виноградова

Крупнейшим достижением техники в селе были біціглі (велосипеды) марки «SK». На все село их было 4-5 штук и 3-4 радиоприемники «Телефункен».

История Виноградовского района: Тросник – село колопошів

Село подчинено Фанчиківській сельсовете и расположено в 2,5 км от нее. До 1946 года - Шашвар. Название происходит от венгерского сложного слова тростяний замок, имелся в виду замок на берегу Тисы, окруженный густыми зарослями тростника. Отсюда и украинское название села.

Есть еще один вариант происхождения названия села, менее вероятный, построенный на игре слов. По преданию, когда - то давно- давно на правом берегу Тисы стоял высокий каменный замок, в котором гнездились орлы. Жителям села нужно было приносить в жертву им молодого парня или девушку. За это якобы и назвали село Шошвар, то есть шош - орел, вар – ждет очередную жертву. Можно перевести, что это орлиная крепость. Возможно, поэтому на старинном гербе села изображен крепость, тростника и орла, который взлетает со стен замка. А, как известно, на герб никакое изображение случайно не попадает.

Замок входил в систему безопасного беспрепятственного продвижения грузов соли из солотвинских солерудників.

Тростник - один из самых древних населенных пунктов района. Первое упоминание в 1220 году. Его владельцы с самого начала были в родственных связях с семьями других немешів (дворян), прежде всего, Сірмої и Егреші. Шашварські благородные семьи разрастались, но в селе так и не было построено дворянского поместья. С ростом числа немешів одновременно происходило и их обнищание. Этот процесс был характерен и для простолюдинов, среди них скачкоподібно увеличилось количество безземельных желярів – беднейших слоев сельского населения.

Фамилии большей части шляхтичей и коренных крепостных известны со средних веков. Так, в 1689-1775-х годах в селе находим такие фамилии: Югас, Ковш, Ласло, Ловас, Мікловш, Молнар, Пустой, Ивегеш, Варга, Пов, Богля, Бучела, Чопко, Цибор, Гоздик, Ильку, Исаак, Кончік, Лемак, Макар, Сірінеза, Терента, Вербіч, Казак, Майор, Олаг, Орос, Маркуш, Котлань.

В мае 1514 года, во время крестьянской войны под руководством Дьердя Дожи в Угочанськомі комитате возглавлял повстанцев Кермеш, мелкий шляхтич из села Шашвар. Понятно, что он был не один с этого села. Довольно ощутимым были потери в 1717 году при набігові татар. Шашвар потерял 32-х простолюдинов, а в то время это было трудно восстанавливаемая потеря. В 1751 году вспоминают деревянную греко-католическую церковь Пресвятой Девы Марии в посредственном состоянии, покрытую соломой, с двумя колоколами, «образами как-то заосмотрену, загорожену плотом». Приход основали в 1716 году.

В 1771 году речь идет о новую деревянную церковь, построенную в 1770 году. В 1923 году в селе стояла деревянная церковь, построенная в 1854 году, а также деревянная колокольня. Того же году выстроен новую кирпичную церковь, а в следующем году деревянные постройки разобрали. Иконы из деревянной церкви были переданы в село Холмовець, а позже вывезены вместе с холмовецькою церковью в Чехию. Царские ворота перевез в Ужгород искусствовед С. Маковский и поместил их изображение в своем альбоме «Народное искусство Подкарпатской Руси» (1925 год).

Новую каменную церковь построили на участке, выменянной для церкви крестьянином по сельским прозвищем «Кертовий». На главном фасаде строитель храма оставил свой автограф: «Будованна 1922-1923 час. Будовал Козмянко, ставитель». Иконостас имеет 44 иконы. Новую церковь освятил епископ мукачевский Антоний на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1923 году. В это время в церкви служил а. Корнел Єлеш (1919-1945), который уехал в Венгрию к своим родственникам в 1945 году.

С установлением советской власти в нашем крае началось преследование греко-католической церкви. Так как в селе не было греко-католического священника, сотрудники КГБ вместе с местными властями пытаются организовать инициативную группу «двадцатку», которая подписала заявление о перерегистрации греко-католической церкви в православную. Когда же это не удалось, они закрывают церковь, а позже передают ее православным.

Тогдашний богослов Ужгородской духовной академии а. Михаил Маслей так описывает те события:

«... Нашу церковь передали православным. Об этом я как богослов сообщил епископа. Вскоре к нам прибыл в. Антон Станканинець, монах-василианин, с задачей, чтобы по просьбе верующих, вернуть незаконно отобранную у них церковь. В воскресенье рано в сопровождении верующих мы пошли к церкви. Дождались конца службы утрени, попросили православного священника оставить церковь. Он уже был согласен на это. И в церковь вбежали 6 человек с подсвечниками из иконостаса, начали бить нас. Верующие, выведя нас из церкви, вымыли наши раны от крови и мы, в присутствии сотни верующих, во дворе школы напротив церкви отправили святую литургию» («Благовестник» №11, 1994 год).

Так, греко-католики окончательно потеряли свою церковь. После легализации греко-католической церкви в 1991 году большинство жителей осталась верными православию. В Троснику уже более 25 лет служит в. Дмитрий Попович. Он сплотил вокруг себя людей, его почитают и уважают. Он требователен к верующим, но, в первую очередь, к себе. В том, что в селе такая дружная православная община – заслуга в. Дмитрия.

Согласно переписи населения в 1921 году в Шашварі было 174 дома, в которых проживали 972 жители, в т.ч. 468 мужчин и 504 женщины. По национальности - 708 русинов, 165 венгров и 75 евреев. По вероисповеданию - 28 римо-католиков, 791 греко-католик, 64 протестантов и 84 иудеев.

А вот как описал Тросник чехословацкого периода Михаил Ленчур в книге «Жизнь прожить – не поле перейти»:

«... Большинство домов, построенных из валек (самодельного кирпича), были покрыты етернітом (асбестом), но помню и те страшные пожары, которые уничтожали еще гораздо более старые дома, покрытые соломой. В селе были два великомаєтники – Лотор и Грин, 4 учителя, священник, дьячок, церковник-звонарь, староста села С. Качур, сельский бубнар, ночной сторож, повивальная бабка. Кроме того, были 2 магазина – «Шейные» и «Габор», которые получили такие названия по именам их владельцев. Свои услуги по ремонту обуви предоставлял шустер, который тоже назывался Габором. В село раз в неделю из соседнего Ардовця (ныне Подвиноградов) приезжал старый врач, русский эмигрант. Он принимал больных и осматривал детей в школе.

В селе не было ни электричества, ни газа, ни телефона. Свет давала керосиновая лампа №12, которая блимала вечером в крестьянском доме. Почта и железнодорожная станция находилась в селе Фанчиково на расстоянии 9км от нашего села. Крупнейшим достижением техники в селе были біціглі (велосипеды) марки «SK». На все село их было 4-5 штук и 3-4 радиоприемники «Телефункен»».

Село освобождено 24 октября 1944 года. В нем была участок №2 колхоза «Искра». Оно развивалось как и другие окрестные села. Единственное, что не успели достроить – сельский клуб. Ход строительства сначала притормозила находка скелетов при выкопке траншей под фундамент. Видимо, на этом месте было старое захоронение. А потом экономические трудности не позволили завершить эту постройку.

И хоть Тросник от Фанчикова отделен небольшим мостиком, все же в них живут люди, которые очень отличаются между собой. Так, жители Тросника составляют более сплоченную общину как по национальному так и по конфессиональной принадлежности. Еще одна особая черта, присущая шашварцям – чувство собственного достоинства. Если у них спросить, кто они и какие они, то в ответ имеем такие слова: «Мы колопоші!» (то есть люди, которые носят шляпы и сами управляют своей судьбой).

Современное состояние в экономике заставляет жителей села выезжать на заработки. Сначала подавляющее большинство людей работала в России, сейчас наметилась их переориентация на Чехию и другие страны Европы. Те, что остаются дома, занимаются на приусадебном хозяйстве и на распаеванных землях. Если домашняя птица и свиньи есть в каждом дворе, то количество коров имеет тенденцию к значительному уменьшению. Сейчас в селе, ориентировочно, около 100 голов КРС.

Случилось так, что в Троснику сейчас проживает больше людей, чем в Фанчикові, которому оно подчинено – 2285 человек.

Есть на территории села уникальная режимная геофизическая станция «Тростник» имени Т.С. Вербицкого. Инициатор и основатель станции Тарас Зиновьевич является отцом члена Небесной Сотни Юрия Вербицкого. Сын также имел прямое отношение к директору этой станции Василия Ігнатишина – они в один день 3 декабря 2013 года защитили кандидатские диссертации. А уже в феврале 2014 года Юрий Вербицкий получил ранение в глаз, его срочно повезли в больницу, откуда он был похищен и замучен до смерти.

Станция занимается наблюдениями, фиксацией толчков, вариацией движений земной коры, а также осуществляет комплекс измерений магнитного поля, электромагнитной эмиссии, радиоактивного фона, метеорологических параметров, гидрологического состояния в скважинах и в реке Тиса. Кстати, за уровнем воды наблюдают на глубине 8 и 530м.

Относится это учреждение в отдел сейсмичности Карпатского региона института геофизики имени Субботина НАН Украины. Станция имеет подразделение в Королеве, в сорокаметровой штольни установлено деформографічне оборудования и другие метеорологические приборы. Ведется круглосуточное наблюдение, все данные автоматически записываются на цифровых носителях. Конечно, предсказать точное время землетрясений пока невозможно, но данные станции изучаются и помогают ученым приблизиться к решению этой проблемы.

Эти данные служат также для лучшего изучения строения Земли, ее недр. Не менее важны для науки и использование в народном хозяйстве и другие измерения. Оказалось, что радиоактивный фон не превышает допустимых пределов для горной местности. Поделились с нами и данным о количестве осадков за последние годы. Для нашего района нормальным является годовой показатель 800-900мм. В 2010 году было 1040мм, в 2011 – 350мм, в 2012 – 270, в 2014 – до 600мм.

Есть еще одна особенность этой станции – она находится на территории парка помещичьего дворца Лотора. Здесь построено двухэтажное здание и закреплено за ней гектар земли. На этой территории находится дендропарк с экзотическими деревьями: тюльпановое дерево, сосны Веймутова, дубы, клены, липы, которые были бы давно вырезаны, как в части парка, которая не вошла в владения станции. Жаль, что раньше станция не была размещена в бывшем дворце Лотора, тогда бы его не разобрали на стройматериалы.

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района

Читайте также:

Поделиться:
Facebook
Twitter(X)
Whatsapp
Telegram
Viber