1. Главная
  2. >
  3. Общество

История Виноградовского района: Тисобикень / ФОТО

1332
Общество Новости Виноградова

В 1800-х годах эпидемия холеры уничтожила половину села.

С 1946 года – Бобовое, подчиненное Пийтерфолівській сельском совете. В чехословацкий период называлось Бекень. В 1923 году при урегулировании пограничных вопросов Чехословакии с Венгрией часть земель венгерского села Могошлігет отошла к Бекені.

До 1971 года Бобовое имело свою сельскую раду вместе с Волчанским (Форкошфолво). Переименование населенных пунктов Бекень в Бобовое и Форкошфолво в Волчанское проведено указом Президиума Верховной Рады УССР от 25 июня 1946 года. Официальное объединение населенного пункта Волчанское с селом Бобовое проведено решением сільвиконкому №155 от 15 апреля 1967 года.

Сейчас два села практически срослись в одно. Решением облисполкома от 16 февраля 1971 года ликвидировано Бобівську сельский совет. Село Бобовое отнесены в подчинение Петровской сельского совета. Название Тисобикень вернули в 1995 году.

Расположено село на украино-венгерской границе на правом берегу Тисы за 22км от Виноградова и за 6км от железнодорожной станции Вилок. На границе с Вилоком построен пешеходно-транспортный мост через Тису. Второй мост в пределах Бикені соединяет два государства: Украину и Венгрию, в 1989 году здесь открыли международный пропускной пункт для пешеходов и легкового автотранспорта.

Название села происходит от собственного староугорського имени Бикень. Значение этого слова еще до конца не выяснено. Некоторые ученые считают, что староугорське слово «вик», что означает лес, дебри, чаща, с этим связано появление имени, что дала название селу. В то же время старотурецьке слово «викіп», что означает «не способен к половым сношениям, импотент», может быть принято за основу венгерского фамилии.

Украинское название села Бобовое – неудачный и неадекватный перевод с венгерского языка. Под него придумали красивую, хоть и не слишком убедительную легенду.

Тисобикень - одно из первых дрібнодворянських сел, которое появляется в письменных упоминаниях. Король Бейло IV младший в 1230 году подтвердил, что король Андрей II подарил большое имение («три плуга») своему верному прислужнику Форкошу из земель Бикеня. Этот Форкош основал возле Бикеня село, названное в его честь – Форкошфолво.

Род Бикені впервые появляется в середине ХУ века в письменных документах, в связи с необходимостью поделить принадлежащее ему село потомкам от браков с немешами окрестных сел – Осодфолу, Вербивц, Форкошфолво. В последующих веках развитие села отдалил его от дворянского направления, поскольку помещичьего поместья не было построено. Это дало возможность найти дом в деревне крепостным и простолюдинам. Этот процесс в начале XVIII века получил новый импульс, ведь во время татарского нашествия в 1717 году из взятых в плен 44-х немешів и 88 простолюдинов -13 немешів и 30 крестьян погибло.

Село много страдало от наводнений.

В 1851 году Фийнєш Элек писал: «Бикень - венгерское село в Берег-Угочанському комитате, близко возле Тисы. Живут в нем 64 римо-католики, 292 греко-католики, 186 реформатов, 11 евреев из реформатской и греко-католической материнскими церквами. С черными урожайными почвами, леса нет, местами кусты.»

В 1800-х годах эпидемия холеры уничтожила половину села. В начале 1900-х годов многие жители села уехали на заработки в Америку, Франции, Бельгии.

Согласно переписи населения в 1921 году, в селе было 140 домов, в которых проживало 845 жителей, в т.ч. 436 мужчин и 439 женщин. По национальности - 9 чехословаков, 23 русины, 704 венгры и 90 евреев. По вероисповеданию - 87 римо-католиков, 426 греко-католиков, 221 реформат и 90 иудеев. Тогда к селу принадлежали хутора Цанарія, Кираля, Козани, Штурка.

В это же время в Форкошфолу, которое в советские времена присоединили к Бикеня, было 30 домов, в которых проживало 188 человек, в т.ч. 15 римо-католиков, 120 греко-католиков, 4 иудеи и 49 верующих других конфессий. Селу принадлежал хутор Фогарашія, который имел в своем составе 6 домов.

13 человек погибло на фронтах Второй мировой войны. Осенью 1944 года бросили в лагеря Гулага 200 человек, 26 из них погибли.

В Бикені есть 4 церкви: греко-католическая, реформатская, православная и римо-католическая. Бикенська греко-католическая парафия относится к одной из самых древних в Мукачевской епархии. В 1751 году упоминается деревянная церковь св. ар. Михаила под соломой, в плохом состоянии с двумя колоколами, бедно обеспечена образами.

С 1770 по 1775 год строится новая деревянная церковь «из брусов моцних трудом верующих и филіялок», которая стоит до сих пор. Внешне трудно установить, что церковь деревянная. Стены оштукатурены, двускатная крыша, башня и высокий готический шпиль покрыты жестью. Четырехрядный иконостас происходит из XVIII века. Говорят, что его привезли из Венгрии 200 лет назад.

ЕЕ особенностью является то, что это единственная деревянная церковь на территории Береговского венгерского деканата. В 1943 и 44-х годах местный священник Павел Кекерчень занимался подготовкой строительства новой церкви, проект сохранился, выполнил его инженер Эмилиан Егреші. Возле церкви до сих пор стоит фундамент начатого строения. С установлением советского режима сооружения церкви стало невозможным. Более того, настоятель храма в. Павел Кекерчень (который служил там с 1936 года) попал под давление местных властей и КГБ. 24 февраля 1949 года подписал воззвание о переходе российского православия, но через несколько дней отказался от своего предварительного согласия. В апреле 1950 года его арестовали и осудили на 25 лет лишения свободы. Из-под стражи был освобожден 13 мая 1956 года. Умер в Петру в 1974 году.

После запрета греко-католической церкви храм действовал как православный. В 1991 году после легализации греко-католиков жители села, не все, вернулись к своей прежней веры, значительная часть из них осталась православными. Поэтому с 1998 года в храме молились поочередно. Интересным является и тот факт, что в 1806 году в бикенській церкви и ее филиалах язык богослужения была на русинском, в 1821 году – русинском и венгерском, а в 1878-1883-х годах – полностью перешли на венгерский. Сейчас общество обслуживает в. Иштван Певсе.

Как уже было сказано, православная община впервые в селе была создана в 1949 году. После 1991 года храм вернули его настоящим хозяевам греко-католикам, верующие нашли общий язык – молились поочередно. Но случилось так, что после наводнения 1998 года, от которого пострадал и старый храм, его посетила гражданка США Лоретта Когутич, уроженка Закарпатья, родственница православного священника о. Степана Попа, который там служил. Она ужаснулась от увиденного и решила стать благодетельницей сооружение нового храма.

Нужно отметить, что делала она это за свои личные средства, ее пожертвования на 99% обеспечили все потребности, другие собрали верующие. Местная власть, как это не странно, не очень способствовала в. Степану, видно, сработало настороженное восприятие венграми православия. Поэтому ему отказывали в выделении земельного участка на том месте, где он просил.

А решил он эту проблему весьма оригинально – выкупил у райпотребсоюза двухэтажный кафе-бар и помещения магазина и снес их. Конечно, этот ход некоторые осуждали, но, когда за два года на месте торговых точек вырос храм - красавец, который органично вписался в окружающую среду, все одобрили дальновидность в. Степана. Величественный храм освятил 14 октября 2005 года епископ Хустско-Виноградовской православной епархии Иоанн.

Настоятелю храма архимандриту Степану Попу можно только по-доброму позавидовать – церковь закончена полностью, ее разрисовали, иконостас на месте, кстати, его изготовил известный резчик из Приборжавського Василий Ковач. Церковь снабжена колоколами. Как не странно, из всех четырех конфессий в венгерском селе он имеет больше всего прихожан – 180 семей из Бикеня, 76 семей из Форкошфолво, 9 – с Пейтерфолво, 21 – с Большой Паладі, 3 с Фертешолмашу, 6 с Форголані.

Еще одной особенностью этого прихода является то, что это единственная церковь в Хустско-Виноградовской православной епархии, где богослужение ведется полностью на венгерском языке.

Не менее славную историю имеет и реформатская церковь. ЕЕ построили в конце XIII или в начале XIV века. На ней нет даты строительства. Но видно, что строили не профессиональные строители, а сельские крепостные. Сооружалась она как римско-католическая, а со времен реформации ею пользуются протестанты.

Колокольня расположена на северо-востоке церкви. Дата строительства также неизвестна. Вероятно, во время правления Марии Терезии или Леопольда, потому что в то время не разрешали строить церкви с колокольнями вместе. Современная колокольня построена в 1960 году. На ней два колокола: большой (200кг) и меньший (104кг). В 1865 году церковь была покрыта гонтом (дранкой), в 1880 году ее перекрыли черепицей, а в 1996 году – етернітом.

В церкви есть фисгармония, которую в 1881 году купили за деньги верующих, сбор которых организовал Шаркань Лайош. Также за пожертвования прихожан построили каменную ограду с лицевой стороны церкви в 1998 году. Во время наводнения в этом же году здание церкви пострадало, пришлось восстанавливать. С 1997 года до настоящего времени верующие реформатской общины обслуживает пастор Отілло Гуньоді.

Есть в деревне и община римо-католиков (до 30 семей). Еще в далеком 1999 году краеугольный камень храма освятил епископ Антал Майданек. Весной 2001 года строение на несколько лет законсервировали, скорее всего, из-за отсутствия средств. Удалось найти несколько благотворительных организаций, в основном из Венгрии.

Свою лепту внесло и министерство культуры Венгрии. Жертвовали и верующие села и окрестных поселений. Благодаря этому и организаторской работе общины, 22 ноября 2015 года епископ Майданек освятил храм в честь святой Елизаветы. Особенностью церкви является то, что она еще посвящена и священникам, жертвам советских репрессий. На дворе церкви есть крест с мемориальной доской на которой высечены фамилии священников римо - католиков, греко-католиков и реформатов, которые погибли в тюрьмах и ГУЛАГах.

Община является филиалом Вилоцької римско-католической церкви. Согласно постулатов этой церкви, она имеет право совершать все богослужения и религиозные требы, за исключением того, что все метрические записи выполняются в материнськів церкви. Обслуживает верующих о. Марио.

В первые годы советской власти колхоз организовался трудно. Был определенное сопротивление. Так, жители села Бобовое Эрдели.И., Толді Г.И., Дупко С.С. и Густые М.Ф. были осуждены за антисоветскую и антиколхозную агитацию, их семьи занесены в список кулацких хозяйств, их земли и инвентарь конфискованы. Эрдели, Иосиф, 1901 г.н., имел 9,6 га земли, 1 корову, 2 рабочих лошадей, 2 свиньи, осужден на 25 лет. Толді Гавриил, 1893 г.н., имел 5,1 га земли, 2 рабочих лошадей, 3 головы рогатого скота, осужден на 25 лет. Дупко Степан, 1915 г.н., имел земли 7га, 1 корову, 2 лошади, 2 свиньи, молотилку с двигателем, магазин и закусочную, осужден на 25 лет. Густые Николай, 1917.н., имел 7га земли, 2 лошадей, 1 корову, осужден на 10 лет. За что же они попали в немилость советской власти?

В протоколе допроса Густые М. от 29 мая 1949 года он признался, что в разговоре с жителем села Бобовое Ковачем Иосифом агитировал его, чтобы тот не вступал в колхоз. Он говорил ему, что колхоз плохая форма хозяйствования. Также он подтвердил, что Эрдели, Толді, Дупко предлагали, с целью запугивания, побить людей, которые первыми записались в колхоз. Он на словах поддержал их инициативу, но они никого не избили. Эрдели на допросе признался, что во время ночного дежурства по селу заявлял напарнику Кевежді, что скоро советской власти не будет, а существующий строй заменят другим, при котором колхозов не будет. За эти нарушения они были наказаны на указанные выше сроки самым гуманным в мире судом.

После объединения всех мелких сільгоспартілей в петровский «Пограничник» дела в колхозе наладились – это было одно из самых успешных хозяйств и не в последнюю очередь благодаря большому трудолюбию жителей Бобового.

После развала Советского Союза даже такое большое хозяйство с таким огромным запасом прочности распалось. Сейчас люди в Тісобекені живут, в основном, за счет заработков за границей, выращивания овощей, огурцов, томатов, разведение домашней птицы и скота на приусадебных участках. Большая часть использует возможности и близость границы. Занимаются челночеством: перевозят разрешенное количество топлива, водки, сигарет и различных товаров, что дает им определенный выигрыш за счет разницы в ценах.

Нельзя обойти вниманием и сельский музей в Тісобикені. Основали его летом 1968 года согласно решения правления колхоза «Пограничник». Цель была - представить широкой общественности собранные факты и экспонаты в селах Затисянщини, показать жизнь и быт бедного крестьянина. Колхоз восстановил одно домохозяйство, построенное еще в 1890 году.

Организатором и движущей силой создания и развития музея была Биров Юлия. Затем музей получил 2 га парка, в котором создали скансен – музей под открытым небом. Здесь есть перенесенные дома, водяная мельница, бывшая школа с жильем учителя, дворец из 8-ми помещений, в которых хранятся документы и вещи с археологии, истории и социального развития.

Тисобикень имеет свою славную историю и гордится своими героями. Так, в пределах села был установлен мемориальный столб с птицей Турул в честь соревнования куруцев за свободу и независимость под руководством князя Ференца Ракоци II. В советский период памятник был снесен, а 16 июля 1989 года восстановлен по инициативе Антонина Бирова, тогдашнего председателя колхоза «Пограничник».

В освободительной войне 1849-1849 годах уроженец села Иштван Фовріш был полковником Лойоша Кошута, похоронен на сельском кладбище.

Здесь родился Бои Иштван (1676-1742), бикенський землевладелец, который написал 240-страничный «Дневник», в котором, кроме событий, связанных с семьей Бои, представил проблемы реформатской церкви, а также увековечил историю татарского нашествия 1717 года.

Если с Бикеня двигаться в направлении к Вилока (Тисоуйлока), то можно найти то место, где, согласно легенде, раскинулось дерево Ракоция. Согласно устным преданиям, здесь 13 июля 1703 года князь привязал коня.

Не обошли вниманием Тисобикень венгерские литераторы. Так, Мориц Жигмонд в своем романе «Счастливый человек» пишет о Бикень, про свои впечатления, полученные в этом селе описал Сабо Леврінц в стихотворении «Музыка лошадку попрыгунчика». Семья Сірмої–Фовріш выдала однотомник местных народных сказок.

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района.

Читайте также: