После войны в Пийтерфолові началась коллективизация. Згодои здесь был создан один из наиболее успешных в районе и области колхоз «Пограничник».
Согласно административным делением Пийтерфолво вобрало в себя со стороны Тисобикеня село Форкошфолу, а с другой стороны, по дороге Вилок-Дьяково – Тиводорфолво. Произошло это якобы органично, ибо границы этих сел фактически срослись. Пийтерфолвівській сельскому совету подчинены Тисобикень и Форголань, которые имеют статус сел.
В Пийтерфолві интересным была религиозная жизнь. В селе была материнская реформатская церковь, которая строилась в три этапа. К сожалению, нет точных данных о первые два этапа. Третий этап закончился в 1862 году, когда была достроена башня, этого же года осуществлялась достройка и реконструкция уже существующих зданий. В 1928 году здание церкви восстановили, и был установлен большой колокол, который отлил Егрі Ференц с Малых Геєвців, поскольку старый колокол был забран во время войны в 1914 году.
В советские времена, когда село административно было объединено с Тіводорфолво, в 1959 году церковь официально закрыли. С этого времени пастор не имел возможности служить в ней – в одной общине служение в двух церквях было запрещено. Однако верующие до 1983 года использовали церковь без присутствия пастора. Местная власть решила сделать в церкви помещения склада или спортивный зал. И в 1984 году было принято решение превратить ее в ритуальный похоронный зал.
Во время реконструкции церкви был нанесен значительный ущерб: на внутренних стенах церкви нарисовали восемь панно, которые олицетворяли жизненный путь человека от рождения до смерти. Эти работы выполнил закарпатский художник Николай Медвецкий. Правда, после этого здесь не провели в последний путь ни одного человека. 26 августа 1989 года община вновь получила в свое пользование свою церковь. К счастью, нашлись сохраненные верующими кресло, престол, посуда, фисгармония. Община решила оставить нарисованные на стенах фрески. Обслуживает общину пастор Иван Шереш.
После легализации греко-католической церкви в селе была зарегистрирована его община. Освящение камня, креста и участка под строительство храма провел владыка Милан 23 апреля 2005 года. Проект небольшого базиличнои церкви со стройной башней выполнил виноградовский архитектор Василий Черкун. Финансированию строительства способствовали благотворительные фонды «Церковь в нужде» и «Ренавабіс», а также Венгерский епископская конференция и частные лица.
Активными участниками общины и помощниками в организации и проведении строительства были Иван Вираг, который также изготовил престол, Ференц Кенийз, Бейла Шкафу, Иосиф Миня, Андрей Данкович. Строительные работы проводились под руководством Карла Горвата. Освящение завершенного храма совершил владыка Милан 20 июля 2007 года. Обслуживал общину в. Иосиф Черпак, а затем в. Роланд Певсе.
Официально в Пийтерфолво подключен Тіводорфолво, но местные жители до сих пор привязаны к названию села и в неделовых разговорах и дальше продолжают называть себя тіводарцями. Что же представляет собой Тіводорфолво? Расположен на правом берегу Тисы за 28км от районного центра и 11км от вилоцького железнодорожного вокзала. Название происходит от собственного имени венгерского Тіводор – одного из первых владельцев села.
Фийнєш Элек в 1851 году писал за это село:
«Тіводорфолво или Тіводор - венгерское село, 8 римо-католиков, 311 реформатов, 71 греко-католик, 10 евреев проживает в нем, с материнской реформатской церковью. Земли территории , с севера Его омывает, очень урожайные, луки можно косить дважды, лес маловат».
А вот что показал перепись населения в 1921 году. В 85 домах проживало 389 жителей, из них 183 мужчин и 206 женщин. По национальности 3 чехословаки, 36 русинов, 316 венгров, 14 евреев и 20 иностранцев. За 5 вероисповеданию римо-католиков, 37 греко-католиков, 330 реформатов и 14 иудеев.
Во время чехословацкой власти название села - Федорово. Тогда в селе действовала реформатская двуклассная венгерская школа с двумя педагогами. В июле 1945 года 70 мужчин бросили в сталинские лагеря, из них 22 погибли. В селе была римо-католическая церковь, которая в XVIII веке была уничтожена пожаром. На ее месте в 1906 году построена реформатская церковь в современном барочном стиле. В 1979 году церковь капитально отремонтировали.
В годы независимости на месте старой впервые на Закарпатье построена реформатская парафия, сооружением которого занимался Гододі Чоба. В ней есть 8 комнат, которые могут разместить на ночлег 50 человек.
На Закарпатье реформатская церковь имела лишь общие школы, но и те в 1945 году были переданы государству с таким расчетом, чтобы через несколько десятилетий парализовать церковную жизнь путем отделения от церкви детей и юношества. Почти 30 лет выдержала церковь без своей школы и пополнение пастырских кадров. С 1974 года в области началась, хоть и с препятствиями, подготовка пастырей, а с 1992 года - проведение молодежных лагерей. С 1994 года в Тіводорфолві начала работать миссионерская школа.
В 1995 году при той же церкви открыл двери для студентов тіводорфолвівський реформатский лицей. Обучение в заведении трехлетнее. Сюда можно поступать на обучение после окончания базовой школы. Помимо обязательных предметов, определенных государственной программой, здесь более углубленно изучающих вычислительную технику, основы библейских знаний, церковное пение, кроме этого девушки учат крой и шитье, а ребята – обслуживание сельскохозяйственной техники и вождения тракторов. Главная цель – дать необходимую базу для поступления в университеты и институты. Большой акцент делается и на духовное воспитание лицеистов, здесь проводятся молодежные и общественную уроки, утренние и вечерние молитвы, посещение богослужений в церкви в дни больших праздников.
Люди постарше до сих пор вспоминают о двух исчезнувшие села, которые были на территории Тіводора – Ондрашфолво и Чотовгазо. Когда эти процветающие деревни исчезли с исторической карты.
Пийтерфолво имеет в своем составе еще один населенный пункт – Форкошфолу, который сросся как с Тисобекенєм, так и с Пийтерфолво. Здесь местные жители, также отдают дань традициям, и, теперь, называют себя по имени своего села. Небольшое поселение, расположенное вблизи Тисы и находится на расстоянии 25км от районного центра и 7 км от железнодорожной станции Вилок. В 1851 году Фийнєш Элек писал: «Форкошфолу – русское село, близко к Тисы, 8 римо-католиков, 114 греко-католиков, 24 реформаты, 14 евреев проживало в нем. Почвы очень плодородные, в первую очередь, для кукурузы, луки очень хорошие, дубовый лес каждый год приносит большой урожай желудей. Основные владельцы: в значительной части из семьи Форкошів, далее Довжа, Балог и их наследники.» Название села произошло от венгерской династии Форкошів (1138-1329), которые были владельцами села и земель. Село называлось хутор Фогарашія. В советские времена село называли Волчанское. В 1945 году из села бросили в сталинские лагеря 51 человека, 9 из них погибли.
В 1870 году граф Фогараші построил графскую усадьбу и небольшую частную часовню. В 1935 году граф продал усадьбу евреям, а часовню подарил местным греко-католикам. Во времена преследования церкви, там был расположен склад. В 1990 году рядом построили деревянную колокольню, часовня начала действовать. В 2006 году местная греко-католическая община решила увеличить сооружение путем перестройки. Все работы выполнили собственными силами. К активистам общины принадлежат Миклош Мокар, Дюла Товт, Тибор Гайдош, свой труд вложила вся община. Рисование в интерьере выполнила Виктория Чірпак и Дюла Вереш. Три витражи, с изображениями Иисуса Христа, Богородицы и архангелов Гавриила и Михаила, изготовила специалист сакрального искусства художница Анна Бойко. Спонсорами реконструкции были католическая конференция Венгрии и «Реновабис». Освящение завершенной спаруди совершил владыка Милан Шашик 1 июня 2009 года. Храм освятили в честь святой Троицы. Обслуживал общину в. Иосиф Черпак, а затем в. Роланд Певсе.
В бывшей графской усадьбе Фогарашія открылся местный краеведческий музей, а вокруг усадьбы музей под открытым небом, где можно познакомиться с жизнью и бытом затисянських венгров.
В селе с 1945 года - школа с венгерским языком обучения, с 1947 года общая (семилетка), а с 1956 года – средняя. В конце правления Брежнева, по просьбе родителей, был открыт русский класс, в котором венгерский язык преподается как один из иностранных. В 1989-1990-м учебном году в русских классах училась 71 ребенок. В 1991 году прекратили обучение в русских классах. Школа носит имя знаменитого венгерского поэта Колчеї Ференца.
В селе была размещена центральная усадьба колхоза «Пограничник», известного на весь Советский Союз. За ним было закреплено 6634 а сельхозугодий, в т.ч. 5006 га пахотной земли, 1520 га пастбищ. В колхозе выращивали зерновые ( в основном пшеницу и кукурузу) и технические ( в основном табак) культуры. Ежегодно добивались высоких результатов. Урожайность зерновых превышала 60 ц с гектара, в то время когда в среднем по стране она составляла 19 ц. В животноводстве также были значительные успехи в производстве молока и мяса. Славился колхоз и своей огородиной. Большую роль в развитии подсобных хозяйств сыграл председатель колхоза Биров Антонин. Возглавляемое им хозяйство чуть ли не лучшие результаты хозяйствования: высокие урожаи, эффективное животноводство, высокая механизация сельскохозяйственных производственных процессов. Все это обусловило и вторую сторону, хотя крестьяне жили зажиточно, но с каждым годом рабочих рук в колхозе требовалось все меньше и меньше. Поэтому выходом из положения стало открытие разнообразных промышленных цехов. Подход у Антонина Александровича до этих дел был комплексный и прагматичный, никаких упрощенных подходов, банальных сувениров. В то время в районе велось интенсивное строительство, хронически не хватало стройматериалов, особенно кирпича. Для решения этой задачи ввели в действие две колхозные заводы мощностью по 10 млн. штук кирпича в год каждый. Большие урожаи овощей и фруктов обусловили открытие собственного консервного завода мощностью 3 млн. условных банок в год. Но для банок нужны ящики – так возник тарный цех.
Еще одно направление, который вполне оправдал себя – кооперация с мощными производственными объединениями. Так, с львовским заводом лабораторий освоили выпуск лабораторных столов, кстати, очень серьезной продукции. Для киевского завода «Арсенал» наладили выпуск объективов для фотоаппаратов. Когда об этом узнали в соседней Венгрии, сразу заказали необходимую им продукцию. Это был солидный заказчик. Для киевского завода «Сокол» изготавливали крючки, разнообразные рыболовные приспособления – продукция имела большой спрос на просторах всего Союза. Всемирно известная фирма «ИКЕА» заказала в хозяйстве некоторые изделия: крышки для унитазов, огородные лампы, и тому подобное. Эта фирма славится тем, что производит продукцию исключительно из натуральной древесины, без применения химических компонентов. Был швейный цех, который работал с Виноградовской швейной фабрикой – был заказ даже из Канады.
В целом, этот выбор оправдал себя, потому что большинство чистой прибыли давали, именно, подсобные промыслы, и удалось трудоустроить всех людей. Так, из 3000 работающих колхозников в «Пограничнику» - 1400 было занято в промышленном производстве.
Экономические успехи колхоза «Пограничник» дали возможность направить значительные средства в социальную сферу. Село в советские времена была образцом, достойным для подражания. Дом культуры на 600 мест был местом занятий фольклорных кружков, а коллектив песни и танца «Тиса», стал известным на весь Союз. Между селом и дамбой, которая защищает его от разливов Тисы, на 5-тигектарній участке построен комплекс, который не посрамил бы любой крупный город, с амфитеатром, аттракционами, спортивным комплексом с лучшим спортзалом в районе и стадионом с тартановими беговыми дорожками, парком отдыха с чардою.
Есть в Пийтерфолві еще одна достойная внимания достопримечательность. В 1987 году в местном родовом поместье Дєрдів открылась картинная галерея. В ней В течение нескольких лет собирали художественные работы лучших закарпатских художников: Андрея Коцки, Адальберта Эрдели, Иосифа Бокшая, Эрнеста Контратовича, Анны Горват, Ивана Шітєва, Василия Гобди, Антона Кашшая, Василия Скакандия, семейной пары Медвецьких и многих других. К счастью, галерея сохранилась и функционирует до сих пор.
Динамично развивалась сфера услуг, росла сеть магазинов, был введен в действие современный дом быта. Одним словом, жители Пийтерфолво за своими социальными, торговыми, культурными, бытовыми, спортивными условиями ничем не отличались от жителей любого областного центра, а учитывая экологические условия проживания, и превосходили их.
Отличительной чертой Пийтерфолво всегда была почти полное отсутствие відхідництва, то есть все жители были обеспечены работой на месте. Сейчас в селе проживает 2119 человек. В настоящее время эта традиция не сохранилась – люди вынуждены искать работу за рубежом, особенно молодежь. Да это и не удивительно – великан колхоз рассыпался, подсобные промыслы пришли в упадок. Некоторое время на базе консервного завода достаточно успешно работало предприятие «Грин Рей», потом - «Дядя Ваня», которое последние два года почти не функционирует, только розпродаує остатки готовой консервной продукции.
Определенный период в селе на базе бывших производственных помещений колхоза действовало предприятие по выпуску обуви по схеме переработки давальческого сырья «Глория». Сейчас едва ли не единственными реальными работодателями в селе есть две фирмы по выпуску заготовок и готовой обуви, которые возглавляет Николай Боднар. В них занято почти 100 человек.
Уже много лет не работает расположена на территории села птицефабрика «Виноградовская».
Так что приходится выживать за счет работы за рубежом или с хозяйствования на паях и приусадебных участках.
Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района.
Читайте также:
- Закарпатцам «не по зубам», люди в отчаянии: на местных базарах взлетела стоимость одного из главных овощей
- В понедельник 45 населенных пунктов Закарпатья останутся без света: причина отключений известна
- Дом - призрак или полтергейст?: какая история пугает жителей одной из построек в Закарпатской общине?
- Девять часов плановых: где закарпатцам отключат свет уже завтра и будут ли графики еще сегодня?