В очередном историческом очерке краевед Иван Биланчук рассказывает об одном из крупнейших сел Виноградовского района, его прошлое и современное.
До 1946 года - Егреш, находится в 5-ти километрах от районного центра и железнодорожной станции Виноградов. Село расположено на болотистой равнинной местности. Свое название получило от ольхи, которая в большом количестве росла на берегах реки Бильви, что протекала через деревню (вільшняк, или, как говорят в народе –ольшник). От него пошло название села Ольшник, а для удобства произношения – позже – Олешник.
А Егреш - еще древнее название села. Венгерский историк Иштван Сабов объясняет название от фамилии владельца села Егреші. В народе говорят, что за селом есть водоем, которая получила название от имени господина Егреші, хата которого провалилась, а на ее месте образовалось озеро. От этого и пошло название села.
Есть еще одна версия происхождения названия Егреш. Учитывая, что село долгое время находилось под венгерской властью и государственным языком был венгерский, на которой «егреш» означает крыжовник. А в селе с давних времен культивировали эту ягодную культуру. Приняв во внимание, что сорт крыжовника «камнеломка болотный» любит прорастать в болотистых местах, вполне приемлемым является этот вариант.
Одно из ранних поселений, в исторических документах упоминается уже в 1284 году, когда король Ласло подарил его сыновьям Швнга – Яношу и Теке. Оказалось, что уже в это время село было опустошено. Очевидно, поселение существовало еще раньше и его уничтожили татаро-монголы еще в 1241-1242-х годах. От сыновей Швнга образовался род теребешських Егрешів. Старинный особняк в виде села в ХУ веке постепенно выскользнул из их рук и частями перешел во владение других угочанських землевладельцев, в основном Перени.
Сами Егреші нашли убежище в Шашварі (Троснику), все больше растворяясь в среде мелкой шляхты. Во второй половине XVI века Егреш полностью перешел во владение Перени. Наряду с девятиною крестьяне должны были давать господину масло, сыр, птицу, рыбу, отбывать различные повинности: строительно-ремонтные работы, заготовка и накопления местных строительных материалов, дров, выполнение охранно-сторожевой и транспортной службы. Кроме того, крестьяне ежегодно платили поземельный налог, а государству – обязательный сбор в государственный бюджет, так называемую дику – военный налог, размеры которого менялись.
Несмотря на трудности, население неуклонно росло. Так, в 1652 году в Егреші появился новый житель, который приобрел участок пахотной земли, на фамилия Любка. Чуть позже, в 1663 году, в Егреші были зарегистрированы новые землевладельцы: Чонка, Орос, Керечан. Через 4 года (1667) прибыли семьи Дубляка и Лендела, а в 1690 – Свищо.
Во время епископского визита Г.Ольшавського в 1751 году в его протоколах находим, что деревянная церковь в хорошем состоянии, покрыта шинглами, снабжена всеми образами и книгами, двумя колоколами. В 1785 году речь идет о деревянную церковь, построенную парохіянами в 1658 году. Того же года в селе создан приход. В 1877 году еще существовала деревянная церковь.
Верующие долгое время готовились построить каменную церковь. С 1820 года завозят камень и древесину. И только с 1840 года начинается строительство священнику Николаю Бачинському. ЕЕ посвятили в ноябре 1852 года в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1872-1873-х годах достроили башню. В 1896 году покрыли церковь жестью. В 1854-65-х годах построили фару. Иконостас вырезал мастер Петр Ковалицький в 1881 году.
В начале ХХ века чрезмерная мадяризация не воспринималась интеллигенцией и народом, которые потянулись к православию. Не обошло это и Олешник. Так, Кополович Михаил Иванович, вернувшись из плена, решил ввести православную веру в селе. У него сплотилось несколько человек, которые критиковали, что не так проводятся некоторые богослужения. Это вызвало сопротивление со стороны священника Николая Русинка и большинства верующих села. 23 мая 1923 года его попросили покинуть греко-католический храм.
Малочисленная община начала молиться в приспособленных помещениях и начала строительство своего храма (деревянного). В ноябре 1925 года завозят дерево и камень. Помощь деревом оказывали и греко-католики, деньгами и материалом помогали евреи, венгры из окрестных сел. И уже на праздник Рождества Пресвятой Богородицы храм был освящен.
С 1933 по 1946 год настоятелем греко-католической церкви был Андрей Фачкович, который 9 февраля 1949 года перешел в православие. С 1946 по 1949 год в селе служил а. Иван Ченгерій. В связи с запретом греко-католической церкви в 1949 году, он вместе с отцами Иоанном Маргитычем, Иваном Романом, Петром и Иваном Оросом Горінецьким уходят в подполье. После ареста отцов Ивана Маргитича и Ивана Романа и зверского убийства а. Петра Ороса, он с а. Горінецьким остается в подполье. Не выдержав нагрузок и на основной работе, и в подполье, его свалил инсульт. Прикованного к кровати забрал к себе собрат по подполью священник Иван Бровдій. Иван Ченгерій умер в Боржавском в 1992 году.
С запретом греко-католической церкви храм перешел в подчинение Московского патриархата. Нужно сказать, что и среди православных не было единства. Так, не смогли договориться те «коренные православные», которые еще в 1923 году отошли от греко-католиков с «новыми православными», которые стали ими после 1949 года. Первые посещали свою деревянную церковь, а вторые – каменную «греко-католическую». Так тянулось до 1961 года, когда райком партии дал указание снести деревянную церковь, чтобы уменьшить количество культовых сооружений на территории района.
В 1990 году, после регистрации греко-католической общины, они начали требовать возвращения храма. Чтобы сохранить спокойствие, в Олешнику было принято разумное, на первый взгляд, решение – поочередное богослужение в церкви, но православные сорвали этот неплохой замысел. Шли долгие и горячие дебаты. Греко-католики требовали поочередного молитвы, православные на это не соглашались.
Намечались различные конфликтные ситуации, поэтому власть приняла достаточно взвешенное решение: действующий храм закрыть и опломбировать до окончания строительства новой православной церкви. Православные молились в притворе, а греко-католики - около колокольни.
Было решено построить новую церковь на месте деревянной, которую снесли в 1961 году. Строили всем селом. Большую помощь оказывала районная власть, глава кооперативного хозяйства Михаил Любка да и верующие обеих конфессий, потому что все хотели осуществлять богослужения в комфортных условиях. Представьте себе, как отстоять службу на морозе, особенно для детей и людей постарше. 5 августа 1993 года имущество комиссионно поделили без всяких эксцессов. 6 августа храм был открыт, а 8 августа была проведена Божественная литургия. Работы на этом не прекратились: проводилась газификация, сооружение фары, прочее.
Расхождения между старыми и новыми православными продолжались. Так, 23 ноября 1996 года на собрании православных было принято решение зарегистрировать общину в Украинской православной церкви Киевского патриархата, 25 ноября это было официально сделано, но дальше этого не пошло.
В 1919 году в селе основан евангелистскую общину. ЕЕ основателями были Иван Андрашко и Иван Попович. Иван Андрашко руководил общиной до 1949 года. После этого пресвитером избран павел Андрашко, который руководил евангелистами вплоть до 1996 года. После получения Украиной независимости, 1 мая 1990 года было начато строительство Дома молитвы, которое закончили через четыре месяца. Сейчас пресвитером служит пастор Андрашко Михаил Михайлович.
Во время австро-венгерского периода большое значение для Егреша имело введение в действие 23 декабря 1908 года одного из участков (Виноградов-Хмельник) Боржаводолинної узкоколейной железной дороги протяженностью 19км. Первой ее остановкой после Виноградова стал Егреш. Это способствовало экономическому подъему села. Прежде всего, несколько десятков человек устроились на работу профессиональными железнодорожниками – вошутістами, боктерами и имели на то время очень приличные зарплаты. Во-вторых, облегчился связь с Виноградовом и Иршавой, не было препятствий для вывоза выращенной продукции, а позже сотни людей могли устроиться на работу в Виноградове.
Движение поездов, особенно в советские времена, был согласован с режимом работы учреждений, заводов и фабрик. К сожалению, приходится констатировать, что узкоколейка в наше время приходит к своей кончине, и в первую очередь, через экономическую несостоятельность.
Результаты переписи населения в Олешнику в 1921 году имели такой вид. В 142 домах проживало 1847 человек, в т.ч. 889 мужчин и 958 женщин. По национальности: 1 чехословак, 1774 русины, 24 венгры, 47 евреев. По вероисповеданию: 5 римо-католиков, 1654 греко-католиков, 5 евангелистов, 113 православных, 70 иудеев.
На территории села были 2 мельницы.
12 февраля 1939 года состоялись выборы в первый сейм Карпатской Украины. В них активное участие приняли и жители Егреша. За Украинское национальное объединение проголосовал 961 избиратель с 1181 жителей, которые приняли участие в голосовании.
С середины марта 1939 года Егреш был оккупирован Венгрией. Начались репрессии. В апреле 1944 года венгерской полевой жандармерией был арестован Петр Юрьевич Копча, казнен в будапештской тюрьме Моргіткирут для политических заключенных.
После освобождения села от фашистских оккупантов (26 октября 1944 года) 45 местных мужчин мобилизовали в Красную армию – 15 из них осталось на полях сражений. 27 человек из Егреша погибли во Второй мировой войне, воюя в венгерской армии. К сожалению, до этих жертв надо еще добавить и Поповича Михаила Михайловича, который в 20 лет погиб в Афганистане.
В боях за Олешник погиб стрелок-радист 471 штурмового авиационного полка, старший сержант Иван Степанович Соломин. Он похоронен в центре села, установлен в 1981 году памятник спроектировал Николай Ігнатик.
После войны в селе, как и по всюду, началась коллективизация. Сейчас много людей считает, что колхозы - это панацея от всех бед в сельском хозяйстве и снисходительно относятся к тем формам и методам, которыми людей принуждали вступать в коллективные хозяйства. Сегодня можно услышать, что во время коллективизации на Закарпатье не было ни одного случая насилия. Покажем некоторые из форм принуждения на примере Олешника.
Кирилл Кополович в 1948-1949-м годах учился в Ужгородском университете вместе с сыном Иосифа Сойки – Иваном. Вызвали их деканы – они учились на разных факультетах – и дали срок, в течение которого они должны принести справки из сельского совета, что их родители записались в колхоз. Если такого документа не будет, значит, они не будут более студентами.
А вот что рассказывает ветеран Великой Отечественной, один из первых колхозников Юрий Гергель:
«Когда уже засевали колхозные земли, то засевали подряд – и того крестьянина, вступившего в колхоз, и того единоличника, чья земля была рядом. Возражать никто не пробовал. Так же собирали первый урожай. Колхоз не признавал границ, поэтому собирали урожай по всему полю. В 1949 году колхозники имели очень хорошую оплату за работу. Ведь записалось было в колхоз не много, а урожай засчитали и тот, что был собран на участках единоличников. Волей, не волей в 1950 году в колхозе были те единоличники, земли которых граничили с колхозными.»
Надежным методом вербовки в колхоз был страх. Особый террор использовался до единоличников, которые не хотели в колхоз. Вот выдержка из приговора Закарпатского областного суда по уголовному делу на Сойку С.И. за неуплату сельскохозяйственных налогов.
Сойка Семен Ильич, 1888 года рождения, уроженец и житель села Олешник, из крестьян - кулаков. 17 июня 1948 года ему было вручено обязательство на сдачу зерна в количестве 682кг. Подсудимый и сам не отрицал, что за ним числится недоимка по поставке зерна в количестве 23кг. Подсудимый имел в своем пользовании свыше 25га земли. Советская власть сразу отобрала от него 8га земли, которая была разделена между безземельными гражданами села Олешник, а в 1949 году зісталось за подсудимым Сойка 8,53 га земли. Подсудимый имел наемную силу и отдавал еще ранее землю в аренду Судебная коллегия считает, что вина подсудимого полностью доказана, поэтому он должен понести суровую меру наказания. Его лишили свободы сроком на 10 лет, без поражения в правах, с конфискацией всего имущества.
Указанный приговор Сойка С.И. обжаловал 9 февраля 1949 года в Верховном суде СССР, который принял постановление: «Кассационная дело не заслуживает внимания.» ЕЕ оставили без удовлетворения. Члены судебной коллегии Верховного суда сознательно не учли тот факт, что в пользовании Сойки уже давно не было 25га земли, а лишь 8,53 га, как и не было необходимости в найме рабочей силы. Но основной причиной, все же, было нагнетание страха в единоличников.
Легче всего записывались в колхоз бывшие безземельные. В 1945 году им выделили землю, но то земля была «давана». А «давана» - будто не твоя, как дали так и забрали. Другое дело, когда ты купил ту землю за свои кровно заработанные деньги. Еще и сейчас пожилые люди безошибочно угадывают прежние границы своих земель. Особенно тяжело было первому поколению, теперь уже не крестьян-землевладельцев, а колхозников, которые болезненно восприняли эти издевательства над собой и своей кормилицей. Было уничтожено сердцевину существования и самого крестьянства – его безмерную привязанность к земле, цинично снят ореол святости, которым наш народ всегда наделял ее.
Но, тем не менее, жизнь шла вперед. Местный колхоз «Новая жизнь», благодаря нещадной эксплуатации колхозников, их добросовестной работы с каждым годом были определенные успехи, особенно в выращивании зерновых. На значительных площадях собирали по 40-43ц пшеницы с гектара. На каждый трудодень в конце года выдавали по 3кг зерна. Но все это осуществляли на фоне сплошных долгов.
В 1961 году сумма непогашенного финансового обязательства перед государством составляла 1млн. 700 тыс. рублей, в 1963 году долг был сокращен вдвое. И только через 20 лет существования колхоз начал выходить на самоокупаемость. Это стало возможным, когда в районе началось бурное развитие подсобного хозяйства на селе. Оно давало почти столько доходов, как и основная деятельность. Не остались в стороне и в Олешнику: действовали колхозные мельницы, маслобойня, тарный, швейный, сувенирный цеха.
Нужно отметить, что много внимания уделялось улучшению пахотных земель. Осушались многочисленные болота, проводился их дренаж, прокладывались системы осушительных траншей. В такой способ у природы было отвоевано свыше 150 га земли. Конечно, это вроде и неплохо помогло хозяйству. Но уже сейчас сказывается вмешательство людей в регуляцию природных процессов.
Мелеют и высыхают реки, речушки и ручьи, пропадает вода в колодцах, снижается уровень подземных вод. Было бы необъективно винить в этом тогдашнее руководство хозяйства, эти планы были приняты и профинансированы на высшем уровне. В жизни часто так случается, то, что мы сегодня считаем победой, своей удачей, в будущем оборачивается чуть ли не трагедией.
Под конец 80-х годов произошел существенный спад в хозяйствовании, остановить который не удалось: нарастала задолженность, приходило в упадок производство, терялись целые отрасли.
Во времена независимости пришлось переходить на новые формы хозяйствования. В 1996 году колхоз был реорганизован в кооперативное предприятие «Новая жизнь». Все, кто работал в колхозе, получили двохгектарні земельные паи. 92 бывшие колхозники, которые захотели вести хозяйство самостоятельно, получили земли в натуре. 306 бывших колхозников стали членами кооператива, сдав в аренду свои земельные наделы. С самого начала были определенные успехи в работе. Но сейчас не удается затормозить падение производства, кооператив борется за выживание.
Олешник – одно из крупнейших сел района, в нем проживает 4721 человек. Начиная с чехословацких времен, очень много сельчан работали в Виноградове на самых разных работах. Особенно эта тенденция усилилась в советские времена. Почти на каждом промышленном предприятии работали олешницькі мужчины и женщины, а комбинат хлебопродуктов был для них базовым.
Немало их было и в бюджетных организациях, и в учреждениях сферы обслуживания. Это объясняется, в первую очередь, большим количеством населения, хорошей дорожной инфраструктурой, и, не в последнюю очередь, предприимчивостью и сообразительностью олешницьких жителей. Это самое наблюдается и сейчас. Возможно, еще в большей степени, потому что в сельском хозяйстве все меньше рабочих мест.
Конечно, кое-что делается и в селе для развития предпринимательства. Здесь успешно действуют фермерские хозяйства Товта, Некоторая, часть земли арендуют, а значит и дают работу, фермеры из венгерских сел района. Действуют в селе 17 продуктовых и промтоварных магазинов, две аптеки, заведения общественного питания, которые полностью обеспечивают потребности жителей. Успешно работает частное предприятие «Саламандра», занимающаяся выпечкой хлеба, пошивом обуви и швейных изделий.
И даже при таком раскладе, многим мужчинам приходится искать работу в дальнем и ближнем зарубежье.
С давних времен Олешник был центром выращивания ранней редиски. Теперь к этой специализации присоединились ранние огурцы, помидоры, клубника.
Несмотря ни на какие трудности, село развивается, растет, расширяется, в архитектурном плане все становится красивее. Это дало основание жителям окрестных деревень назвать егрешчан – пискуряниками. Почему именно так? И действительно, если вдуматься, то жители одного села, кроме Олешника, не имеют персональной клички. Пискурі – вьюны, чрезвычайно хитрая рыба, ее невозможно поймать удочкой, и в селе нашли выход: сплели из ивняка корзины с специальными ловушками и успешно ловят эту вкусную рыбу. Если, на первый взгляд, в кличке есть что-то неприятное, то в целом - это дань уважения людям ловким и хитрым, которые найдут выход из любого положения.
Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района.
Читайте также:
- Закарпатцам «не по зубам», люди в отчаянии: на местных базарах взлетела стоимость одного из главных овощей
- В понедельник 45 населенных пунктов Закарпатья останутся без света: причина отключений известна
- Дом - призрак или полтергейст?: какая история пугает жителей одной из построек в Закарпатской общине?
- Девять часов плановых: где закарпатцам отключат свет уже завтра и будут ли графики еще сегодня?