1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

Новоселица - село под Фрасином

03.01.2016 13:25 Общество Эксклюзив

В этом очерке краевед Иван Биланчук рассказывает о Новоселице – горное село на равнинной Виноградовщине, где бытуют древние грецкие традиции.

В этом очерке краевед Иван Биланчук рассказывает о Новоселице – горное село на равнинной Виноградовщине, где бытуют древние грецкие традиции.

Расположено село на гористой местности в юго-восточной части Гутинского хребта, за 22км от районного центра и в 8 км от ближайшей железнодорожной станции Королево.

На территории села находится самая высокая гора района – Фрасин (821м). В разные времена село называлось по разному: Шовшфолу, Думбрава. Это было новое поселение среди лесов, поэтому и назвали его Новоселица. В селе придерживаются мнения, что название Новоселица происходит от слов «новые поселенцы». Это были беженцы-сербы, которые прятались от преследований. Возможно, это и так. Но это могли быть не беглые, а строители королевского замка Нялаб, одна из башен которого называется « Не бойса», что свидетельствует о сербский след.

Первое письменное упоминание о Новоселице встречается в записках, датированных 1619 годом. Но есть сведения, что в письменных источниках село упоминается и ранее – 1388 год (Крыса В.И. «Очерки истории Севлющини», с. 160) и 1351 год (Сергей Федака «Населенные пункты и районы Закарпатья», с. 154.).

В течение ХV-ХІХ веков село принадлежало семье Перени. Жители села отрабатывали барщину, платили оброк. В 1848 году было отменено крепостное право, но все лучшие земли, пастбища, леса остались в руках Перени.

До 1867 года Новоселица находилась в составе королевской Венгрии, а затем, до 1918 года – Австро-Венгрии. После Первой мировой войны село перешло под юрисдикцию боярской Румынии, а затем с 1920-го до 1939 года под властью Чехословакии.

jpg" align="left" />В феврале 1921 года был проведен перепись населения, согласно которого установлено следующее: за селом было закреплено 1893га земли, на которых расположены 142 дома, проживало 628 человек, из них 327 мужчин и 301 женщина (здесь в отличие от других деревень мужчины были в большинстве). По национальности 2 чехословаки, 558 русинов, 68 евреев. По вероисповеданию 552 греко-католики, 6 православных, 6 иудеев.

Чехословацкий период характеризовался повышением социально-экономических стандартов, в частности, школ. В Новоселице школа была организована еще в 70-80-х годах XIX века. ЕЕ помещение находилось в урочище «Дякурня». Это была обычная крестьянская изба, покрытая соломой. В начале ХХ века построили новую церковно-приходскую школу. И только во время Чехословакии открыли шестилетнюю народную школу, в которой обучение велось на родном языке. Обязательным было изучение религии, которую преподавали греко-католический и православный священники.

Тогда же в селе был основан ячейка «Просвиты» с центром в избе-читальне Лукача И.И. В этот период в селе была создана партийная организация коммунистической партии Чехословакии, первым ее секретарем был Жолдош Михаил Дмитриевич. В 1939 году развернулись бурные события, было провозглашено молодое государство – Карпатская Украина, на ее защиту на Красном Поле стали жители села Богаш М.И. и Кочиш М.И. К счастью, им удалось спастись, но потом они долго скрывались от венгерских жандармов. В то время в школе учителем работал Михаил Леньо, 1911 года рождения. Он рассказывал, что из Новоселице на Красное Поле был отправлен отряд местных жителей. Но дошли они только до Королева, потому что бой на Красном Поле уже закончилось и ребята вернулись домой.

Во время венгерско-фашистской оккупации 78 жителей села было отправлено на каторжные работы.

После освобождения села 24 октября 1944 года 32-х юношей призвали в части Красной армии, 8 человек не вернулось с фронтов. Сельский совет создан в 1946 году – первым ее председателем был избран Жолдош Михаил Дмитриевич.

В 1949 году в селе создали колхоз им. Горького. Первый его председатель -Чічіна Петр Михайлович. В 1960 году колхоз реорганизован и влился в состав совхоза им. Шевченко, который специализировался на выращивании фруктов и винограда. В селе находилось отделение №3 совхоза, здесь было заложено 202 га садов, 83 га виноградников.

В этот период в Новоселице осуществлялись позитивные изменения: в 1963 году построен восьмилетнюю школу, в 1966 году закончено электрификацию, 300 домов радиофицирован, в 1977 году построен детский сад на 90 мест, в следующем году реконструировано продтоварний и промышленный магазины, в 1980 году построен первый в районе типовой фельдшерско-акушерский пункт. В 1986 году открыто почтовое отделение. За годы независимости, в 2005 году , село полностью газифицировано. Теперь в Новоселице есть около полтысячи домохозяйств, проживает 1465 человек.

Украшением села является старинная Успенская церковь –одна из древнейших памятников церковного строительства – деревянная церковь безупречных пропорций, прекрасно вписана в панораму села. Сегодня, более чем через три века, церковь вызывает восхищение и очарование мастерством древних зодчих, совершенством линий и форм. Даже сейчас, имея научно-исследовательские и проектные институты, современную технику, новые технологии, вряд ли смогли бы повторить этот шедевр, не то чтобы сделать лучше него.

Описание уникальной новоселицкой церкви и легенд, связанных с ней, требуют отдельной статьи.

В 1927 году в греко-католической церкви произошел раскол. Есть две версии. Согласно первой, священник требовал от верующих оплатить ему долги, а крестьяне, по бедности, не могли этого сделать. Поэтому часть перешла в православие. Согласно второй версии, возникли противоречия между священником и дьяком, что привело к отделению части верующих. В 1928 году построили православную Юріївську часовню, а в 1929 году ее перенесли на другое место. Свои богослужения православные совершали в ней, а в 1930-1933-х годах построили деревянную Успенскую Церковь. В ночь на Пасху 10 апреля 1977 года церковь сгорела. Была в короткие сроки восстановлена и расширена каменная церковь. В ней православную общину обслуживает а. Михаил Голубка.

В старинной греко-католической церкви, перед ее запретом, служил священник о. Иван Матейко, который в 1949 году был осужден на 25 лет каторги за отказ перейти в православие. Греко-католическая деревянная церковь не использовалась, а с 1988 года ей присвоен статус музея архитектуры и живописи. В 1990 году постройка была удостоена звания «Народного музея».

В 2006 году в селе зарегистрирована греко-католическая община, которая имела намерение молиться в старой деревянной церкви. Но им в этом отказали, мотивируя тем, что церковь имеет статус музея. Сейчас они проводят богослужения в частных домах. Бывший депутатский корпус безосновательно отказывал греко-католической общине в выделении земельного участка для строительства нового храма. Беззубость и позицию сторонних наблюдателей в этой ситуации проявили и районный совет, и прокуратура. Есть надежда, что новый состав сельских депутатов проявит толерантность и взвешенность, приняв решение, которое не будет противоречить законодательству о свободе совести. Обслуживает общину в. Тарас Бурлак.

Населения Новоселицы из поколения в поколение наделено особыми способностями и талантами. Жили в нем и сказочники и певцы, и музыканты, и танцоры. И сегодня помнят рассказчиков-сказочников Богаша И., Кочиш И., зажигательные народные мелодии музыканта-скрипача Жолдоша И.В., бубнаша Сугая П.М., сопілкаря Густые М.М., а певцов, живших в Новоселице, не перечесть.

И сегодня сохранились и бытуют в народе местные грецкие традиции и обычаи. Они передаются из поколения в поколение в быту, особенностях кулинарии, одежды, песенном творчестве. Известные во всем крае новоселицкого частушки, тематика их очень разнообразна: и свадебные, и рекрутские, и жатки, и бытовые и другие песни лирические, шуточные. В селе умеют беречь и развивать традиции. В нем открыт еще один музей этнографии и народного быта. Мало какое село может похвастаться двумя музеями.

Нужно сказать, что современная жизнь не дается легко жителям села. Как и в соседних селах, чтобы выжить, большинство людей на заработках. Как метко сказал один священник: «В селе остаются учащиеся, пожилые люди и матери, которые кормят грудью.» Но вместе с тем часть людей занята работой в лесхозе, другая часть выживает также за счет леса.

В Виноградове лучшие грибы продают новоселицкого женщины, кизил оттуда, дикорастущие сдают заготовителям. Особенно хорошие заработки у сборщиков корня калгана, который применяется в фармацевтике, косметике и при производстве элитных сортов водки. Несколько семей занимаются прививкой различных экзотических кустов и деревьев, хороший сбыт имеют саженцы сакуры и магнолии.

Недавно с семьей в селе стал жить писатель Алекс Штрай. Он нашел в местном лесу легендарный камень разбойника Григория Пинти. Здесь планируют организовывать фестивале силачей и построить рекреационный комплекс международного значения. Намерения креативного писателя активно поддерживают местные жители, они надеются, что это поможет сделать Новоселицу туристической изюминкой края.

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района

Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский