1. Главная
  2. >
  3. Общество

Исторический очерк о Новом Сеео - Уйгей, Тісоуйгей / ФОТО

1345
Общество Новости Виноградова

В очередном очерке краевед Иван Биланчук рассказывает о Новое Село.

Исторический очерк о Новом Сеео - Уйгей, Тісоуйгей / ФОТО

Расположен на расстоянии 11км от районного центра и в 4км от железнодорожной станции Вилок. До 1946 года – Уйгей, Тісоуйгей. Название происходит от фамилии землевладельцев – семьи Уйгеї, которая берет свое начало от выдающегося вождя Гунт-Пазманя, что пришел к Венгрии во времена святого Иштвана. Современное название - неудачный по смыслу перевод с венгерского языка.

Известный краевед Элек Фийнєш сообщал: « плодородные Земли села, особенно подходят для чистой пшеницы, луга могут быть кошені два раза. Поселение имеет большой фільварочний лес.»

Село известно также и из судебных споров в 1500-х годах между Уйгеї Дьєрдєм и Бекені Мікловшом с Тисобикеня за земли, которые прилегали к Тисы. Дело в том, что река меняла русло, нарушая существующие размеры их владений.

Впервые в письменных документах греко-католическая община в Тисоуйгеї упоминается в 1747 году как филиал церкви в Карачині. В переписи 1792 года уже самостоятельная община, филиалом которой была Тисоуйлоцька община. В 1821 году в шематизмі вспоминают ее parochia antique или древняя парафия. В 1751 году речь идет о деревянную церковь с башней, хорошими образами. Эту церковь, что стояла тогда в селе и была перевезена в соседнюю Русскую Долину, датируют XV веком.

Вот как ее историю описала в своей курсовой работе учитель истории Карачинського лицея Марьяна Маргитыч.

Вследствие эпидемии в селе умерло больше половины жителей. Пришлось завозить наемников из других поселений. Их завезли из горных районов, которые характеризуются высокой набожностью населения. Они также хотели ходить в воскресенье в церковь, как и дома. Землевладельцы заключили соглашение с реформатами, что в их церкви до обеда они будут молиться, а после обеда батраки.

Первого года было хорошо, а на следующий реформаты не пустили наемников к храму. Тогда наемники собрались и отправились по домам, оставив работу. Помещик поехал за ними, вернув их с таким условием, что поможет построить церковь. Так в Уйгеї появилась греко-католическая церковь, которой пользовались вплоть до 1928 года.

Уже согласно данным 1891 года упоминалось, что церковь в плохом состоянии. Поэтому новую каменную каменную церковь начали строить в 1924 году. Как показывают надписи на стене, закончили ее строительство в 1926 году. На венгерском языке написано: «Построил Биров и Гейци 1924-1926». Конечно, верующие полюбили новую, удобную и нарядную церковь. Это было за чехословаков, правительство выкупило у греко-католической общины старый деревянный храм за 25 тыс. чехословацких крон. Он должен был стать действующей церковью в Праге и экспонатом музея. Одновременно жители Русской Долины подали заявление на эту церковь, потому что в новообразованном селе не было культового сооружения. Им пошли на уступки.

Они получили письменное подтверждение о том, что церковь передают им. Жители Русской Долины, не теряя времени, того же дня на телегах перевезли здание церкви к себе. Как показывает история, их оперативность была оправдана, потому что вскоре люди получили письма, что церковь все таки нужно передать музею. Но в связи с тем, что церковь уже была частично смонтирована в Русской Долине и учитывая настойчивые просьбы переселенцев, власть склонилась в их пользу.

gif" align="center" />

Музейные работники выставили только одно условие, чтобы поставили церковь на высокий фундамент и покрыли ее теми же дранки. Церковь ввели в список исторических памятников Чешской республики. Сейчас, к сожалению, нет возможности осмотреть ее, потому что 2 мая 1999 года церковь сгорела. По официальной версии - вследствие короткого замыкания, и народ уверен, что это был умышленный поджог. Пожар нанес такой вред, что церковь было невозможно реставрировать.

В Уйгеї до запрета греко-католической церкви местным священником был Дезидерий Гарайда, заключенный в советских лагерях с 1950 по 1955 годы. В 1949-1989 годах церковь была закрыта, службу в ней проводили православные. С 1990-го года ее вернули греко-католикам. Сейчас на дворе церкви стоит деревянный крест, перенесенный из старой. Церковь много раз обворовывали, но каждый раз драгоценные церковную утварь чудесным образом возвращалось к храму.

Еще и теперь в церковных шкафах находят изданные еще в начале XIX века Евангелия, молитвенники, метрические книги с 1816 года, а также много других хозяйственных и финансовых документов. При перекрытии башни нашли старые документы и бумажные деньги. Но под влиянием времени и изменения температурных режимов бумагу стал нечитаемым. На месте старой прихода построена новая, современная. Сейчас общество обслуживает в. Николай Горонгозо.

В пользовании реформатской общины памятник архитектуры – костел. О его возрасте разные источники называют разные цифры. Так в «Истории городов и сел Украины. Закарпатская область» на странице 219 говорится, что он построен в ХУ веке. Ботлік Йожеф и Дупко Дьердь в книге «Magyarlakta telepulesek ezredeve karpatolyan» (страница 174) пишут, что церковь построили в 1236 году, в книге «Karpatalyai reformatustemplomok” ( ст. 90) - в 1220 году. Вообще, установить точную дату ее строительства еще не удалось.

Согласно преданиям, костел для католиков построила Уйгеї Юстиния. При набегах татар башня церкви была повреждена и только в 1895 году восстановлена. На прицерковном площадке нашли скелеты взрослых и детей. Из этого можно сделать выводы, что возле церкви убивали жителей деревни. После победы реформации владельцы села вместе с католиками перешли в реформатскую веру, так церковь стала реформатской.

В 1913 году церковь перекрыли, потому что накануне сгорела кровля. Есть два колокола. На них надписи, что на пожертвования реформатской общины села во время служения пастора Сийп Ференца и куратора Дєврі Иштвана в 1909 году вылитые в Шопрону Шелтенгофером Фрідєшом и его сыновьями.

Сейчас на башне колокола вылиты Егрі Ференцом в Малых Геевцы в 1926 году с надписью: «Во время великой войны 1914-1919 переданы на пушечное железо колокола заменены вылитыми на пожертвования тісоуйгеївської реформатской общины при пасторе Сийп Ференцеві и кураторі Уйгеї Йожеф в 1926 году».

Большую роль в жизни церкви сыграл пастор Сийп Ференц, который в 1895 году построил башню и приход. Ремонт внутренний и внешний сделали в 1985 году при пастыри Горкої Борно. Кстати, приход от общины забрали в советский период и долго не отдавали обратно, а вернули тогда, когда это уже были руины. Верующие решили, что построить новую приход будет выгоднее, чем реставрировать старую. Сейчас ведется ее строительство. Обслуживает общину пастор Габор Гомокі.

Как уже было сказано, греко-католическая община вместе с церковью в 1949 году перешла в православие. После возвращения храма в 1991 году не все православные перешли к греко-католической церкви. Кроме того, в селе поселилось много украиноязычных жителей из других сел и районов, а богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы проводится на венгерском языке.

Поэтому, в 2005 году была зарегистрирована православная община. Сначала молились в школьном тире, одновременно им был выделен земельный участок. Сразу приступить к строительству храма помешал дефицит денег, поэтому было принято решение сначала построить на выделенной земле домовую церковь, в которой сейчас проходят богослужения. Одновременно начато строительство храма Рождества Пресвятой Богородицы, но в последнее время община приняла решение освятить новый храм в честь Введения Божией Матери. Сейчас ведутся работы по строительству кровли.

Вырисовывается привлекательный семикупольний храм. Заслуживают благодарность организаторы строительства церкви Иван Гече и Василий Федько. Служит в селе а. Ярослав Попович.

Зарегистрирована и действует в Новом Селе община «Поместная церковь евангельских христиан баптистов». Существует она с 1920-х годов. Молились люди, в основном, в частных домах в Чонкаші и Новом Селе. В годы независимости официально зарегистрирована, в 2014 году открыт Дом молитвы, в котором легально проводят свои богослужения. Характеризуются лояльным отношением к власти, гуманитарными и благотворительными акциями, особенно для малоимущих, организуют летнее оздоровление детей в детском христианском лагере в Буковом. Обслуживает общину пастор Вячеслав Бовсуновский.

29 и 30 августа 1717 года на Угочанский комитат совершили набег татаро-турецкие войска, они ворвались в Новое Село, из которого забрали 9 человек. Жители села принимали активное участие в революции 1848-1849-х лет. В ответ на призыв революционного правительства в июне 1848 года в состав 2-й роты Национальной гвардии, которая дислоцировалась в Угочанському комитате, село делегировало 64-х гвардейцев, кстати, одним из первых организаторов этой роты был Уйгеї Йожеф.

В марте – апреле 1919 г. в селе существовала советская власть. В 1925 году создана сельская организация коммунистической партии Чехословакии, организаторами которой были Г.Г. Болдог и А.А. Молнар.

Согласно переписи населения, в 1921 году за селом числилось 1153 га земли, было 113 домов, 679 жителей в т.ч. 327 мужчин и 352 женщины. По национальности 3 чехословаки , 236 русинов, 379 венгров, 57 евреев. По вероисповеданию 76 римо-католиков, 393 греко-католиков, 124 реформатов, 11 православных, 58 иудеев, 17 других конфессий.

В то время на сельских землях была мельница Чергеш, хутора Герцега, Уйгеї, Финта, Кадарча. В годы оккупации населенного пункта гортіївською Венгрией фашисты замучили в тюрьме 6 местных жителей, более 20-ти погнали на каторжные работы. После освобождения села (24 октября 1944 года) 17 местных жителей были мобилизованы в ряды Красной армии, 4 - погибли в боях, еще 33 не вернулись из советских лагерей, в которые их бросили осенью 1944 года.

О том как осуществлялась коллективизация в деревне, ярко свидетельствует выдержка из отчета отдела сельского хозяйства Севлюського округа по коллективизации на 01.04. 1948 года по колхоза им. К.Маркса в Новом Селе: 1. Колхоз организован 31.03.1948 года. 01.04.1948 года зарегистрировано окрвиконкомом, утверждены председателя колхоза и председателя ревкомісії. Председатель колхоза – Воров Михаил, председатель ревкомісії – Пінтє. 2. Дворов в колхозе – 15, трудоспособных -27 человек. Из них мужчин - 12, женщин – 15. 3. Землю сейчас отводили в количестве 70 га, пахотна. Лошадей -2, волов – 2, повозок – 3 штуки. Бригад будет организовано – 1. Производственный план 04.04.1948 года будет утвержден на общем собрании.

Этот документ дает полное представление о плачевном состоянии создаваемого колхоза и его экономической несостоятельности. Именно отсюда идут истоки недоверия большинства крестьян в тот период к коллективной форме хозяйствования, отказ не только богатых единоличников, прозванных кулаками, но и массы состоятельных середняков к вступлению в колхозы. Они нередко обладали значительно большим количеством земли, тягловой силой и сельскохозяйственным инвентарем, чем отдельные вновь созданные колхозы.

Главным препятствием вступления в колхоз было для единоличников – фактически принудительный отбор от них состояний, нажитых, в большинстве случаев, долговременным трудом многих поколений в шахтах Европы и Америки и благодаря разумному хозяйствованию. Но был опыт преодоления сопротивления, приобретенный еще в 30-х годах в восточных и центральных областях Украины: массовый террор против хозяев-кулаков, ликвидация единоличных форм хозяйствования, осуждение на длительные сроки лишения свободы заставили крестьянство быть покорными советской власти. С ее стороны велась работа по оказанию помощи по частичной механизации колхозного производства.

Имел бы успех единоличный способ сельского хозяйства в районе в конце 40-х и начала 50-х годов за возможности широкого применения механизированных средств производства? Этот вопрос остается без ответа. . Впрочем, бремя прошлой неудачной практики колхозного хозяйствования и современные фермерские просчеты все еще продолжают обесценивать крестьянский труд и разрушать наши села.

Позже, колхоз им. К.Маркса вошел в состав фанчиківського хозяйства «Искра». В селе находилась бригада №3. Выращивали зерновые (в основном пшеницу, кукурузу) и овощные (главным образом помидоры, огурцы, капусту) культуры. Неплохо развивалось виноградарство, животноводство мясо-молочного направления.

Сейчас в селе проживает 1886 человек. Как и во всех селах района, выживают, в основном, за счет гастарбайтеров, не только в соседних странах, но и по всей Европе. Незначительная часть людей, около 150-200 человек, работает в Виноградове и Вилоці. Другие занимаются выращиванием ранней овощей, откормом птицы и свиней. Есть частные предприниматели, которые заняты в торговле, общественном питании, автосервисе. Выделяются несколько семей, которые заговляють речной бамбук и плетут из него циновки, маты. На земле, выданной во время распаевания, выращивают неплохие урожаи пшеницы, кукурузы, овса и других зерновых.

В самом центре села еще до сих пор стоит поместье Уйгеї, которое в свое время использовалось как школа, а затем детский сад. Сейчас оно заброшено, штукатурка осыпается, кровля протекает, понемногу это сооружение превращается в руины, которые в ближайшем будущем будет невозможно восстановить. Сейчас сельский совет для спасения этой архаичной строения могла бы за бесценок продать ее с условием сохранения первоначального вида. Возможно, найдутся инвесторы, в т.ч. и венгерские и даже из семьи Уйгеї.

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района.

Читайте также:

Поделиться:
Facebook
Twitter(X)
Whatsapp
Telegram
Viber