1. Главная
  2. >
  3. Общество

Исторический экскурс в Малой Копани

1404
Общество Новости Виноградова

В очередном очерке краевед Иван Биланчук собрал данные по истории и современности Малой Копани – живописного села на склоне Черной горы.

Исторический экскурс в Малой Копани

МАЛАЯ КОПАНЯ

Находится на расстоянии 6,5 км от районного центра, в предгорной части в узкой котловине между горами, на склоне, что спускается к Тисы. Чрезвычайно интересное место с точки зрения праистории. На окраине села сохранилось городище – остатки укрепленного поселения северо-фракийского племени даков(i век до н.е. – начала II века н.е.). Данный центр занимал важное стратегическое положение, контролировал Хустские ворота и через них подходы к солотвинских рудников. Здесь же проходил соляной путь по Тисе, который вел на Дунай. 5-гектарное городище окружал земляной вал и деревянный паланок.

С 1977 года городище исследует В. Котигорошко. Здесь, на площади 7 тыс. кв. м, раскопано 30 жилищ и 79 хозяйственных и производственных зданий. Найдено 70 целых сосудов, орудий труда (кузнечные клещи, пробойники, зубила, долота, серпы, косы, ножи, оружие, украшения из серебра, бронзы и стекла). Во время раскопок 2013 года найдено более 100 сосудов, орудий труда, оружия и драгоценных украшений. Городище погибло, ориентировочно, во время войны даков с Римом в 105-м-106-х годах н.е.

Нынешнее село впервые упоминается в документах в 1438 году как собственность баронов Перени. О происхождении названия села смотрите в статье «Великая Копаня».


В 1775 году вспоминают старую деревянную церковь, построенную в 1474 году, которую много раз поправляли, в том же году основан приход.

В визитации епископа Ольшанского в 1751 году упоминается деревянная церковь с башней, двумя колоколами, украшенная образами Девы Марии, Спасителя, св. Николая и св. Василия. В 1797 году государственная комиссия постановила строить в селе каменную церковь. Деревянная церковь стояла до 1864 года, когда за священника Андрея Ференчика завершили строительство каменной базиличнои церкви, начатое в 1860-м году. На завершенной башни изложены 1903-й год – дату покрытия медью. Иконостас ХІХ века насчитывает 42-и иконы. Нужно отметить, что долгое время церковь внутри была лишь побеленная. Разрисовывать церковь начали только в 1954 году. В приторі церкви слева на стене была надпись, что храм украшен виноградовским художником Егрі Иваном Карловичем, благодаря благородным жертвам благочестивых верующих и большим усилиям церковного куратора и кассира Баника Ивана Ивановича, его помощника Чутори Михаила Ивановича. Закончили раскрашивание церкви в 1956 году на Покрова пр. Богородицы при активном участии церковных кураторов Костьо Василия Васильевича, Дубровки Юрия Ивановича, председателя церковного совета Микуляка Андрея Ивановича и ревизора Шелемиха Павла Васильевича.

В 1994 году всю церковь, за исключением небольшой площади под колокольней, перекрыли етернітом. Но в 1997 году над селом широкой полосой пронесся ураган, который повалил деревья в лесу и полностью снес кровлю церкви (сначала сорвало жесть под колокольней, которая дальше поломала этернит и частично деревянные элементы кровли). В экстренном порядке взялись за обустройство крыши. Дело осложнялось экономическим кризисом в государстве, огромной инфляцией. Райгосадминистрация выделила определенные средства, собирали их и верующие, но этого было мало. Тогда о. Даниил Бендас обратился к немецкой благотворительной организации «Кіргей-нот», которая выручила малокопанчан – в том же году церковь была перекрыта жестью.

Со становлением советской власти местный священник Антон Бачкай принял православие. Но в 1956 году, когда стали возвращаться осужденные греко-католические священники, не выдержав угрызений совести, он заявил в православный епископат, что снова возвращается в лоно греко-католической церкви. Как и следовало ожидать, его арестовали и в 1957 году приговорили к семи годам лагерей. Вернувшись в 1961 году из лагерей, он всегда был в поле зрения работников КГБ. Ему удается устроиться на работу в местном колхозе, где работал до выхода на пенсию. После легализации греко-католической церкви в 1991 году храм возвращен верующим. Долгое время в селе служил а. Даниил Бендас, стараниями которого на главном фасаде установлена мраморная доска с перечнем всех священников и приходских священников, служивших в селе. Сейчас общество обслуживает в. Иван Кормош.

Гордостью села является его уроженец Иоанн Семедій – епископ Мукачевской греко-католической епархии. К сожалению, большинство людей очень мало знает о нем, а он - знаковая фигура к Мукачевской греко-католической епархии. И. Семедій отдал 54 года душпастырской работе, в т.ч. 40 лет в подполье, в катакомбній церкви. 22 года он возглавлял епархию. Еще 12 января 1979 года вся ответственность за подпольную греко-католическую мукачевскую епархию легла на плечи подпольно рукоположенного епископа. Первые десять лет прошли в условиях глубокой конспирации, но он сумел сплотить всех священников и верующих для основного – выживание и укрепление греко-католической церкви на Закарпатье.

После легализации в 1989 году в сложной обстановке епископу удалось отстоять самостоятельность Мукачевской епархии, ее статус собственного права с непосредственным подчинением Ватикану, а не Верховному Архиепископу Львовскому. Пришлось вести борьбу с частью свяшенослужителів епархии и высокопоставленными дипломатами Апостольского Престола, которые пытались провести в жизнь идею объединения. Но непреклонный Иоанн Семедій выдержал многолетний дипломатический давление сверху и сумел противостоять попыткой части духовенства войди в состав Украинской греко-католической церкви.

Епископ Иоанн сумел в короткое время заключить устав епархии, должным образом зарегистрировать его в местных органах власти и зарегистрировать его в Ватикане. Он решил еще одну болезненную проблему – преодолел большой дефицит священников в епархии, особенно в селах с венгерским населением. Одним из способов решения стало возрождение Духовной Академии, а позже на улице Минайская в Ужгороде были построены новые корпуса Академии. Епископ Иоанн Семедій в июне 1995 года начал и успешно завершил в июне 2001 года уникальное дело в истории Мукачевской епархии – процесс беатификации (причисления лица к лику блаженных) епископа Теодора Ромжи, убитого в 1947 году. Умер владыка Иоанн в 2008 году и похоронен в Малой Копани.

В целом население.Копани положительно отличается от других сел большей набожностью, твердостью в отстаивании своей прадедовской веры – это одно из немногих сел, где все верующие относятся к греко-католикам. Здесь свято берегут свои традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Согласно переписи населения в 1921 году, в селе в 156-ти домах проживал 701 житель, в т.ч. 338 мужчин и 363 женщины. По национальности 1 чехословак, 687 русинов, 8 венгров, 5 евреев. По вероисповеданию 22 римо-католики, 647 греко-католиков, 2 протестанты, 60 иудеев. Сейчас в селе проживает 1379 человек.

Расположение деревни в предгорье, на склонах бугров и повышений предопределяет малоземельність, особенно пахотной земли. Это течение веков положило свой отпечаток на стиль жизни малокопанчан. В советский период большинство из них работало в Виноградове на обувной , швейной и мебельной фабриках, керамзаводі. Некоторые жители были железнодорожниками, доезжали до Хуста, работали в местном совхозе «Коммунар». Дома вели хозяйство, занимались садоводством, выращивали скот.

Сейчас жителям Малой Копани живется нелегко. Большинство мужчин на заработках. Как и в Буковом, здесь очень хорошие условия для выращивания клубники. Держат в домашнем хозяйстве птицу, свиней. Большинство женщин работают в Виноградове на швейной фабрике «Гроздь», «Сандерсі», «Новітексі», а также в Большой Копани в фирме «Копанські источники». Частный предприниматель Н. Шандалі открыл в селе швейный цех, услугами которого сейчас пользуется фирма «Мільтекс».

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района

 

Читайте также:

Поделиться:
Facebook
Twitter(X)
Whatsapp
Telegram
Viber