1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. >
  5. Виноградів

Кто прославил Карачин

21.12.2015 16:57 Эксклюзив

В очередном очерке краевед Иван Биланчук отслеживает историю села, получившее свое название от имени татарского завоевателя.

К А Р А Ч И Н

Село подчиняется Перехрестянській сельсовете. Расположено в 3 км от Нового Села. Название поселения появляется еще в 1260 году в описании границ Черного Потока. Первые жители покинули его по неизвестным причинам, потому что в 1300 году оно не упоминается в документах по обмену Вышкова за Подвиноградово, Рокосово и Ніртелек (Вилок), вместе с пустыми не обжитыми территориями, которые попали в собственность Гонт-Пазманів. В 1310 году название Карачин снова появляется и фигурирует в документах вместе с Новым Селом. До конца село остается собственностью Уйгеїв – наследников угочанських Гонт-Пазманів по мужской линии. В конце XVI века село вновь вымерло неизвестно от чего и только через десятилетия было заселено вновь. Во время татарского нашествия 1717 года из села было взято в плен 52-х человек, из которых 17 не вернулись.

Согласно версии уроженца Карачина Ивана Горонді, его название происходит от имени татарского военачальника Карача, который в 1242 году во время монголо-татарского нашествия расположил свою палатку на самом высоком участке села. Кругом были болотистые места, а через село протекала река Бродок ( от слова брод). На берегах этой реки располагалось село, а его жители, в основном женщины, попрятались в густых зарослях камыша. Татары кричали им: “ Німпі баба” ( Не бойся женщина), поэтому эта часть села позже так и называлась. О том, что село находилось не там, где сейчас расположено, свидетельствуют многочисленные находки остатков стройматериалов и бытовых вещей во время проведения мелиоративных работ. К сожалению, они не были изучены.

В 1757 году вспоминают церковь св. Михаила в хорошем состоянии, с башней, покрытой соломой, с двумя колоколами, посредственно снабженную образами. По данным 1775 года, парафия происходит с 1674 года, а старую деревянную церковь построена в 1694 году. В селе Оросієво была ее филиал. В 1847 году еще существовала деревянная церковь, а вскоре построили каменную (вероятно, в 1859 году). ЕЕ соорудили напротив деревянной. 9 октября 1909 года церковь благословил Евмений Сабов. Иконы, с начала ХХ века, на бляхе. Первым греко-католическим священником, которого удалось установить, был Иван Пак в 1727 году. В последние годы до 1949 года церковь была филиалом Вилока.

В церкви было 2 колокола. Третий подарил уроженец Карачина епископ Мукачевской епархии Александр Стойка ( 1932-1943). Он же приобрел для храма золотые чаши и дискосы. Известный харезматичністю, писал пастырские письма, начал акцию “ У каждого бедняка – белая пасха”, с этой целью собирал средства по всей епархии. Открыл интернат для священнических сирот и общежитие при женской семинарии в Ужгороде. Рукоположил 158 священников. За время его служения было построено и отремонтировано 67 церквей.

Принес ведомость Карачину еще один знаменитый его уроженец – Зейкан Иван Алексеевич, который в 1797 году начал служить при русском посольстве в Вене, затем был переводчиком Петре и Возніцину в их дипломатических миссиях, позже 2,5 года был воспитателем наследника царского трона, внука Петра i. Подковерные интриги царского двора заставили Зейкана вернуться через 30 лет в Карачин в свое имение. Здесь он попал под подозрение австрийской жандармерии, был под ее надзором с запрещением выезда за границу. Интересным является то, что ряд историков считали И. Зейкана выходцем из с. Имстичево Иршавского района. Но найденные в областном архиве документы преподавателем истории УжДУ Штейнбергом подтверждают, что Зейкан, без сомнения, является уроженцем Карачина. Об этом свидетельствуют и материалы в газете “Будапеште гірлоп” №332 от 3 декабря 1902 года.

Из описания Е. Фийнєша в 1851 году: “Корачфолво русское село Берег-Угочанского комитата, близко к Тисоуйлоку: 16 римо-католиков, 284 греко-католиков, 3 реформаты, 6 евреев, равнинные, но малые земли”.

Согласно переписи населения 1921 года, на площади 682 га в 91 доме проживало 382 жители, в т.ч. 181 человек и 201 женщина. По национальности: 111 русинов, 257 венгров, 10 евреев; по вероисповеданию: 12 римо-католиков, 17 протестантов, 10 иудеев, 343 греко-католиков. Сейчас в селе проживает 397 человек. Как видно, почти за столетие численность населения значительно не изменилась. Этому способствовало и то, что в отличие от других окрестных сел, оно характеризовалось особым стремлением к знаниям. Так, только в течение 60-х-70-х годов прошлого века 11 уроженцев села закончили вузы стационарно, и что характерно, ни один из них не остался в селе.

Своеобразной визитной карточкой этого села есть частный греко-католический лицей им. епископа Александра Стойки. В селе еще в советские времена начали строительство школы и детского садика, но закончить их не могли из-за отсутствия средств. В 2000 году греко-католическая община села приняла решение приватизировать незаконченное строение и земельный участок площадью 1,23 га из своих паев, что им принадлежали при разгосударствлении колхоза. Для продолжения строительства были выделены гранты из Венгрии и Германии, спонсорские средства физических и юридических лиц, Мукачевской и Гайдудорозької епархий.

К началу 2003 учебного года объект сдали в эксплуатацию. Большую помощь оказала районная власть. В экстренном порядке к селу был подведен газ, в том числе и для его жителей. Благоустройство лицея силами міжгоспшляхбуду было сделано бесплатно. Сейчас в лицее на венгерском языке обучается 83 детей 8-11 классов, работает 18 учителей. На первый взгляд, в школе, подчиненной греко-католической епархии, основной акцент будет сделан на религиозное обучение, но вопреки этому, главное внимание в лицее обращено на глубокое изучение классических дисциплин и трудовое обучение, освоение специальности резчика по дереву, организатора сакрального туризма и цветочного дизайнера.

Конечно, не остается в стороне и религиозное воспитание. Каждый день в лицее начинается с совместной молитвы в часовне. На праздники коллективно ходят на богослужение в сельскую церковь. Это дало результаты – из выпускников лицея один священник, а четверо учатся в духовной семинарии. Финансирование осуществляет Мукачевская греко-католическая епархия, средства на энергоносители выделяет районо. Служит в церкви и занимается лицеем в. Евгений Товт.

В последнее время в деревню переселились несколько десятков семей, которые принадлежат к православной конфессии. Часть из них посещает греко-католическую церковь, а большинство ходит в православный храм в Новом Селе.

В отличие от соседних сел, жители Карачина меньше выезжают на заработки за границу. В основном, это молодые люди, которые еще не создали своих семей. Другие успешно занимаются выращиванием парниковых овощей, работают в Вилоці и Виноградове. Предприятие “Лидер” с Виноградова открыло в бывшем магазине цех по пошиву спасательных жилетов. Здесь работают 10 швей, часть которых привозят из Нового Села.

( Дальше будет...)

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района

Читайте на ГК:В Виноградове произошел прорыв на водоснабжении: какие улицы останутся без воды
Читайте на ГК:На Закарпатье отключат свет: где не будет электричества более 7 часов
Читайте на ГК:«Пальмовая лихорадка» на Закарпатье: экзотические деревья в Ужгороде были не первыми в области (ФОТО)