В очередной публикации об истории Виноградовского подаем очерки краеведа Ивана Біланчука о села Дротынци, Дюла и Затисівка.
Очерки содержат не только исторические сведения, почерпнутые из различных источников, но и описания современного состояния населенных пунктов.
ДРОТЫНЦИ
Село расположено на правом берегу Тисы в 5 км от районного центра и в 3-х км от железнодорожной станции Фанчиково на линии Ужгород-Солотвино. Первое упоминание в 1251 году – одно из самых древних сел района. До 1946 года – Сірма. Указом Верховного Совета УССР от 25 июня 1946 года село переименовано в Дротынци. Объяснить название села Сірма довольно трудно. В венгерском языке его значение неизвестно, в турецком языке SYRMA ( сербской SRMA), болгарской (СЪРМА), албанском (SERME) - означает золотое или серебряное пряжу. Если исходить из этой версии, то можно осознать и украинское название Дротынци, потому что золотое или серебряное пряжа имеет форму струн , дротиков. Скорее всего, фамилия владельцев села происходит от его названия, а не наоборот – Сірмої. Они в 1399 году вели судебные споры с Осодфолуївськими , а 1433 – с семьями Бекені, Чотовгазі, Четеварі за владение Сірмою.
В 1717 году татары нанесли значительный ущерб селу. Взяли в плен 30 немешів ( шляхтичей) и 51 крепостного. Из них не вернулось домой 14 немешів и 13 крестьян.
В строительство нынешней каменной церкви в селе была маленькая старая церковь из дерева. Церковь разобрали после сооружения каменной. Земельный участок под ним выкупил крестьянин, который еще долго сохранял престол старой церкви. Церковь Рождества Пр. Богородицы построен в 1910 году. Иконы начала ХХ века принадлежат кисти Юрия Вірага.
С приходом советской власти священника села Василия Микуляка был заключен в 1949 году на 25 лет каторги. Вернулся в 1956 году. Сейчас эта церковь принадлежит православным, которые не согласились на поочередные богослужения. Служит здесь в. Юрий Сігеті.
В 1991 году была зарегистрирована греко-католическая община, которая взялась за строительство собственного храма неподалеку от старого. 1 сентября 1996 года-краеугольный камень освятил епископ Иван Семедій. Строительство велось по инициативе а. Тараса Ловски и его брата богослова Иосифа. Архитектором храма стал Ярослав Плескач, строительные работы возглавил Михаил Химинец. Верующие села бесплатно отработали более 6000 рабочих дней. Значительную помощь оказали общины соседних сел, а также украинцы из Америки и Канады.
Основные работы завершены в 1998 году. На двоярусній и каменной колокольни расположили 5 колоколов. За образец иконостаса приняли иконостас украинской церкви св. Софии в Риме. Василий Рубіш вырезал его из дуба. Иконы в византийском стиле нарисовал Юрий Фозекош.
19 сентября 1999 года в честь Рождества Пречистой Девы Марии освятил храм епископ Иван Семедій. Как уже упоминалось, большую спонсорскую помощь в строительстве оказали верующие украинской диаспоры из Америки и Канады, поэтому на праздник были приглашены представители всех штатов, которые принимали участие в сборе средств. По случаю открытия оттуда приехали 34 священники. Владыка Иван Семедій рукоположил на приход а. Иосифа Ловску – тогда молодого священника. Теперь общество обслуживает в. Роман Лозак.
Есть в деревне и община адвентистов Седьмого Дня, зарегистрированная в 1994 году. Дом молитвы находится по вул. Тисівській в бывшем здании сельского совета. Житель села Бодов, согласно архивных документов, доказал, что эта постройка принадлежала его семье. Сельсовет отдал это помещение ему, а он его продал сельчанину, который, в свою очередь, перепродал его общине адвентистов Седьмого Дня. Обслуживает ее пастор Иван Липей.
В марте-апреле 1919 г. в селе существовала советская власть. Согласно переписи населения 1921 года в Сірмі на 719 га в 116 домах проживал 661 житель, в том числе 318 мужчин и 343 женщины. По национальности: 1 чех, 501 русин, 72 венгры, 80 евреев. По вероисповеданию: 29 римо-католиков, 516 греко-католиков, 36 протестантов, 86 иудеев.
В годы оккупации села гортіївською Венгрией 15 местных жителей посадили в тюрьму, где один из них скончался от пыток. Значительная часть военнообязанных была мобилизована в венгерскую армию, которая вела бои с Советским Союзом. 5 жителей села пропали без вести или погибли: Габор Андрей Иванович 1921 г. н. – пропал без вести в 1944 году, Гандера Юрий Юрьевич 1918. н. – пропал без вести в 1942 году, Орос Василий Васильевич, 1905 г. н. погиб в 1942 году в Шепетовке, Ченгері Бэйла Васильевич, 1917 г. н. пропал без вести в 1944 году, Шпиньович Василий Иванович, 1911 г. н. пропал без вести в 1942 году.
После освобождения Сірми ( 24 октября 1944 года) 33-х жителей призвали в ряды Красной армии – 6 из них погибли в боях: Козьма Иван Иванович, 1925 г. н., погиб 19 апреля 1945 года в Чехословакии, Сурдюк Василий Иванович, 1925 г. н., погиб 8 февраля 1945 года в Татрах, Товт Иван Иванович, 1926 г. н., погиб 19 марта 1945 года в Чехословакии, Химинец Михаил Степанович, 1904 г. н., погиб 29 марта 1945 года, похоронен на дуклянському кладбище, Шкафу Георгий Васильевич, 1905 г. н., погиб 26 марта 1945 года в боях за Моравскую Остраву., Ягер Василий Васильевич, 1925 г. н., погиб 5 сентября 1945 года.
В Дротинцях находилось отделение совхоза “8 Марта” ( центральная усадьба была в городе Виноградове). Специализация – огородные культуры и овощи, под это было отведено 72 гектара земли. Выращивали и зерновые ( в основном кукурузу и пшеницу), было налажено производство кормов. Животноводство мясо-молочного направления.
Сейчас в селе проживает 2026 человек. Традиционно сложилось так, что его жители в советское время были трудоустроены на заводах пластмассовых - сантехнических и железобетонных изделий, комбинате хлебопродуктов. Но после резкого сокращения на этих предприятиях большинство из них осталось не при делах. Женщины, особенно швеи, работают в городе, а мужчины в основном выезжают на заработки в Россию. Сложилась парадоксальная ситуация – за время независимости в селе растут дома, которые строятся за счет гастарбайтеров. Дома не простые, в архитектурном плане очень удачные, с применением современных технологий строительства и отделки.
Пожалуй, ни одно село в районе не может похвастаться такими детсадом и школой, которые стали в строй за последнее время. Конечно, большую роль сыграл в этом и депутатский актив, и председатель сельского совета Богля М.М. Известен он тем, что впервые в Украине создал и зарегистрировал в 2005 году в селе Ассоциацию председателей сельских и поселковых Советов Украины. Впервые в районе, еще в 1995 году, в селе осуществили разгосударствление совхоза.
Приятно, что в Дротинцях с уважением относятся к своим знаменитых людей. Есть здесь улицы Гандери, известного сказочника, В. Костюка – музыканта и композитора. Уроженцем Дротинців является генерал-майор налоговой милиции Степан Степанович Богля, который сейчас проживает в Винницкой области.
И в целом жители села - покладисті, трудолюбивые люди. Лучшую характеристику им дал православный священник о. Юрий Сігеті, который уже 16 лет служит в этом населенном пункте: “ Это скромные труженики с крепкими моральными и духовными устоями и с чувством собственного достоинства.”
Д Ю Л А
В советские времена село имело название Юлівці. Находится между реками Ботар и Ботарч на болотистой местности. В описании границ между Окли и Черным Ардовом в 1337 году еще не упоминается. С названием села впервые встречаемся в 1396 году. Вероятно, село было создано между 1337-м и 1396-ми годами, подчинялось нялабському укреплению и созданное за счет территорий Окли и Черного Ардова, потому что границы между ними теперь касаются только вершинами углов, а Дюла размещена между ними. В ХУ веке перешел сначала во владение воеводы Драга, а потом Перени.
Название села Дюла происходит, вероятно, от личного имени, которое на русский переводится как Юлий. Украинский вариант отличается тем, что название села происходит от этого имени, но неизвестно почему во множественном числе. Переименование населенного пункта в Юлівці было проведено указом Президиума Верховной Рады УССР от 25 июня 1946 года. Восстановление прежнего наименования населенного пункта село Юлівці в село Дюла осуществлено постановлением Президиума Верховной Рады Украины от 2 марта 1995 года.
На горе, которая возвышается над селом, были виноградники и жителей других населенных пунктов. В частности, в списках 1720 года было 73 человека, среди которых 27 немешів, которые имели винокурни на горе, но не проживали в Дюле. Во время татарского нашествия в 1717 году жители Дюлы вовремя спрятались по своим движимым имуществом и скотом в горах и так спаслись, но их жилье сильно пострадало.
Из описания Елека Фийнєша в 1851 году: “ Дюла венгерское село в Угочанському комитате, у подножия небольшой виноградной горы. Земли, луга достаточно хорошие, есть и лес. Принадлежит роду Перени и нялабському управлению.”
Посвящена Телу Христа церковь была построена в XV веке. С 1580 года перешла во владение реформатов. Типичная готическая сельская церковь. 31 июля 1938 года молния ударила в колокольню и нанесла ей непоправимый вред. В советские времена восстановить колокольню власть не позволила, пришлось летом 1959 года ее демонтировать, поскольку она представляла угрозу для жизни верующих. В 1977 году построили новую деревянную колокольню. Тогда же перекрыли етернітом и заново сделали наружную штукатурку церкви. С 1864 года церковь ограждена каменным забором, который последний раз ремонтировали в 1927 году.
В 1998-99-х годах возникает необходимость обновить внутреннюю и наружную штукатурку. В это же время были полностью восстановлены хоры, заменены лавочки и кресла, пол был выложен керамической плиткой.
В Дюле служил Ладане Пап, который принимал участие в освободительной войне 1848 года, был участником 13-ти столкновений возле Будинської крепости, Дебрецену, Пакозду. Темными ночами добрался до Дюлы, 12 лет служил у тяжелобольного отца как помощник пастыря. В это время он занял должность дюлянського учителя. После смерти отца его избрали священником, на этой должности прослужил до 1874 года.
В собственности реформатской общины есть строение в совершенно непригодном состоянии, ранее использовалась как церковная школа. Построена она из природного камня в 1800-х годах. Жилище священника построено также в тот период аналогично из камня. В советское время государство забрало эти сооружения, в одной из них действовал сельский детский сад. За годы независимости во второй половине 90-х годов вернули приход. Пастором здесь служит в. Адальберт Пелешкей.
Есть в селе и небольшая община греко-католиков. 21 марта 2008 года владыка Милан провел освящение креста, краеугольного камня и участка под строительство храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Строительство церкви закончено в 2011 году и освящен 20 июня этого же года. Обслуживает верующих этой конфессии в. Виктор Сечь.
Согласно переписи 1921 года, за селом было закреплено 1787 га земли, 569 жителей проживали в 129 домах. Изюминкой этого населенного пункта было то, что в нем проживало 286 мужчин и 283 женщины, то есть, в отличие от других населенных пунктов, мужчин было больше, чем женщин. Это довольно редкий случай. Сейчас в селе проживает 1461 человек.
Образование в селе имеет давнюю историю. Со второй половины XIX века начала действовать народная школа. Во времена Чехословакии была государственная начальная и восьмилетняя реформатская школы. В советское время с 1946 года действовала начальная школа с венгерским языком обучения, а с 1961 года – семилетняя школа.
В ноябре 1944 года сталинисты бросили к концлагеря 103-х мужчин и 24 из них погибли.
На протяжении существования села его жители выживали исключительно благодаря тяжелому труду на земле, накопили огромный опыт выращивания сельскохозяйственных культур. Особенно село славится своими плантациями клубники и виноградниками. В третье воскресенье июля стало традиционным проведение кулинарного фестиваля “Ягодное поле”.
Сейчас, в период падения экономики, много сельчан выехали на заработки, особенно молодежь. Те, что остались, работают в Виноградове или занимаются домашним хозяйством, специализируясь на выращивании ранней клубники и овощей, разведении домашней птицы, коз, коров, свиней.
С А Т Ы С И В К А
До 1946 года Чома. Подчинено сельсовету села Чепа и расположено от нее на расстоянии 3-х км на автодороге Чепа-Петрово. С этим названием встречаемся в 1323 году. Само слово Чома неизвестного происхождения. Возможно, кто-то из первопоселенцев носил имя Чома и в его честь назвали село. Есть еще одна версия, что населенный пункт назвали так женщины, в которых мужчины умерли во время эпидемии чумы, потому что в чехословацкий время село называли Чума за Тисой, а потом оно трансформировалось в Чем. Украинская название произошло от его географического размещения по реке Тиса.
Население было очень бедным, а после эпидемии холеры в 1893 году, которая истребила большинство мужчин, Почему стали называть “деревней вдов”. Переименование населенного пункта Чума за Тисой проведено указом Президиума Верховной Рады УССР от 25 июня 1946 года.
В первой половине XVIII века королевская фискальная служба отсудила у помещиков, которые не могли предоставить доказательств собственности, село, которое тогда полностью упало в крепостничество.
В 1775 году церкви в селе еще не было. В 1848 году уже есть деревянная церковь. В 1923 году вспоминают деревянную церковь, хоть уже была построена каменная церковь базиличнои формы. Сохранилось описание деревянной церкви: высота стен 2 м, длина 9 м, ширина 6 м. На то время в церкви была старинная шкаф, Псалтырь (почаевский), напечатанный в 1580 году, в 1761 году издана во Львове книга для записи мертвых, Ветхий Завет (1685 год) написанный кириллицей, без переплета. В селе бытует легенда про колокол, который во время нашествия “песоголовцев” сняли с деревянной церкви и спрятали в колодце, но потом не смогли найти.
Согласно с надписью на венгерском языке в алтаре каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы построили и украсили в 1910-1914-х годах за императора Франца Иосифа, епископа Мукачевской епархии Антона Паппа, священника Августина Шерегія, куратора Ивана Сокула. Средства на строительство собирали по всему миру и это не оговорка, сохранились данные о благотворителях. Например, уроженка Севлюша вдова Оцила Ласлова, дочь барона Перени – Луиза пожертвовала 100 крон. Много это, или мало? Вся община с Большой Абранки собрала 2 короны и 80 филлеров. 34 заробитчане из Великой Копани в Америке также присоединились к благотворительной акции. Большая заслуга куратора Ивана Сокула, местного учителя в том, что, в малом селе – филиале Чепы, практически за полтора года был построен нарядный, просторный красивый храм. Он возглавил сбор средств и собрал 629 крон 56 филеров. В других делах он также был инициатором и контролером за ходом строительства, и везде успевал.
Церковь и иконостас расписал художник Василий Лисовский ( в других источниках – Владимир). Хорошие росписи еще не перерисованы. В 1933 году церковь разрисовал строитель И. Тіводор.
Затисівка - одно из немногих сел, где происходят поочередные богослужения греко-католиков и православных. Здесь долгое время греко-католическую общину обслуживал в. Миклош Горонгозо. Православных верующих обслуживает а. Николай Ковач.
С Затисівкою связан один интересный эпизод церковной жизни. Уроженец села в. Иван Сокол в 1949-1954-х годах находился в лагерях Гулага за принципиальный отказ принять православие. Вернувшись в родное село больным, начал организовывать греко-католическую общину, возобновил богослужения согласно греко-католических канонов. В частности, 6 мая 1956 года посвятил куличи, 23 и 24 июня провел литургии в селе Чепа, 29 июня 1956 года похоронил 92-х летнего М. Євчака по обычаю греко-католической церкви.
В декабре 1956 года его вызвали в виноградівське отделение КГБ и предупредили о незаконных действиях при проведении церковных служб и треб. После этого он собрал 500 подписей с просьбой зарегистрировать общину и уехал в Москву, но , естественно, ничего не добился. Более того, 4 февраля 1957 года его арестовали и в ужгородской тюрьме №1 провели психиатрическую экспертизу. 20 февраля суд приговорил его к принудительному лечению в специальной психиатрической больнице, где он пробыл до лета 1959 года. Вернувшись домой, вынужден был ехать в Россию, умер в Ужгороде в 1979 году.
Насколько были бедными жители села свидетельствует и тот факт, что в 1880-81-м учебном году в Севлюші в учительской управе скинулись деньгами на пальто учителю с Чомы, чтобы он мог прилично выглядеть перед своими учениками. Еще хуже было состояние дел в школе. Класс был длиной 535 см, шириной 460 см, высотой 200 см, общая площадь 24 кв.м, низкий , плохо вентилируемый, потолок во многих местах была подперта, чтобы не завалилась.
jpg" align="left" />
Епископ Мукачевской греко-католической епархии согласился передать земельный участок королевской казне при условии, что за государственные средства на ней будет построена школа. Потом оказалось, что министр образования этот почин не одобрил и порекомендовал обратиться к кредитных учреждений, но и тут не было везения: “ Не было необходимого денежного покрытия”. Так школа и в дальнейшем осталась в аварийном здании, где 30 школоповинних детей были разделены на 4 класса. Наконец, в 1905 году греко-католическая церковь построила школу.
Согласно переписи населения, в 1921 году в селе было 56 домов, в которых проживали 329 жителей, в т.ч. 152 мужчин и 177 женщин. По национальности: 307 русинов, 9 венгров, 12 евреев. По вероисповеданию: 7 римо-католиков, 304 греко-католики, 6 реформатов, 12 иудеев.
В годы Второй мировой войны 60 мужчин воевали в венгерской армии, 7 из них погибли. Мобилизованные после освобождения села в октябре 1944 года в ряды Красной армии 4 жители погибли: Ворон Алексей Гаврилович, 1927. н., погиб 28 апреля 1945 года; Гелетей Иван Васильевич, 1924 г. н., погиб 8 февраля 1945 года в Чехословакии; Гелетей Павел Васильевич, 1925 г. н., пропал без вести в 1945 году, Данкай Алексей Михайлович 1922 г. н., погиб 2 сентября 1945 года.
Сейчас в селе проживает 539 человек. А выживают они, как и в других селах района, за счет подработки, подработки на стройках, работы на собственной земле, приусадебных участках, разведения птицы и домашнего скота.
(Дальше будет...)
Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района
Читайте также:
- Закарпатцам «не по зубам», люди в отчаянии: на местных базарах взлетела стоимость одного из главных овощей
- В понедельник 45 населенных пунктов Закарпатья останутся без света: причина отключений известна
- Дом - призрак или полтергейст?: какая история пугает жителей одной из построек в Закарпатской общине?
- Девять часов плановых: где закарпатцам отключат свет уже завтра и будут ли графики еще сегодня?