В очередном историческом очерке краевед Иван Биланчук рассказывает про послевоенные годы в Виноградове, коллективизацию, создание промышленных предприятий, жизнь виноградівців за советского режима.
Сразу после освобождения Севлюш попал под юрисдикцию чехословацкой администрации. Параллельно с ней в начале ноября 1944 года был создан Народный комитет, который возглавил коммунист с 1922 года, рабочий Михаил Гандера. 26 ноября 1944 года в Мукачево состоялся 1-й съезд народных комитетов, который проголосовал за Манифест о воссоединение Закарпатской Украины с Советской Украиной. Поскольку такое понятие как Закарпатская Украина на то время не существовало, естественно, что съезд принял решение о ее создании, с целью маскировки и оправдания перед мировой общественностью неслыханного в истории захвата территории своего союзника.
Народный комитет в конце 1944-го – первой половине 1945-го года провел земельную реформу, конфисковав у помещиков Перени, Каминского, Гутмана, Кульмана 800 га пахотной земли и раздал ее безземельным и малоземельным горожанам. Однако земельный передел не оправдал надежд горожан относительно хозяйствования на собственной земле. Им отвели для этого только неполные три года, поскольку далее развернулась сплошная коллективизация. Были национализированы все предприятия, на которых трудилось 164 рабочих и 20 учеников.
Под знаком разжигание страха происходили акции вербовки добровольцев – возникло даже интересное словосочетание – “мобилизация добровольцев”, которое надо понимать как принудительное привлечение молодежи в ряды Красной Армии. Дошло до того, что 15 ноября 1944 года в Севлюш в расположение учебного полка 1-го Чехословацкого корпуса пришли советские офицеры забирать под видом “вербовки” воинов этого полка в качестве “добровольцев”. В результате между командиром этого полка полковником К.Стржелка и советскими офицерами возник конфликт, который закончился тем, что все воины учебного полка родом из Подкарпатской Руси были отправлены на передовую 4-го Украинского фронта в качестве “добровольцев”, а все остальные, в том числе и полковник К.Стржелка, в распоряжение штаба 1-го Чехословацкого армейского корпуса, который в то время находился в Гуменному. Вот как были освещены эти события в газете ЦК КПЗУ “Закарпатская правда”: “Чехословацкие офицеры, с оружием в руках выступили против воинов Красной Армии, поэтому их выгнали из Закарпатской Украины в Словакию.” Подобным образом 165 жителей Севлюша были “добровольно мобилизованные в ряды Красной армии, 9 из них погибли.
В начале 1946 года Закарпатская Украина перестала существовать, на ее месте появилась Закарпатская область в составе УССР. Тогда же были созданы райком партии и городской совет, в руки которого Народный комитет передал всю полноту власти в городе. Тогда же Севлюш переименован в Виноградов. С первых же дней были приняты меры по реконструкции предприятий, расширены производства, наращенные их мощностей.
В январе 1946 года на базе кооперативной артели ( 6 человек) создано обувную фабрику. Того же года фабрика получила оборудование из Одессы, приехали специалисты из других городов. В 1946 году создано швейную фабрику, которая получила оборудование из Ленинграда, Орла, Горького, Куйбышева, Ростова-на-Дону, Полтавы, Киева, Одессы, Днепропетровска. В 1967 году первую продукцию выпустил завод пластмассовых сантехприборов, в 1974 году вступил в строй завод железобетонных изделий. Элеватор, что его построили чехи, был переоборудован в современный мельница комбината хлебопродуктов, который выпускал муку и обеспечивал ею даже Центральную Группу войск в Германии. Большим спросом в Союзе пользовалась продукция консервного и плодоконсервного заводов, изделия с клубники шли на экспорт, в том числе и в Японию. Продукция мясокомбината отправлялась во все уголки Советского Союза.
В северной части города выросла промышленная зона. Один за одним росли новостройки: керамзавод (промкомбинат обспоживспілки), сыркомбинат (уникальное, единственное такого рода предприятие в Украине на импортном оборудовании шведской фирмы “Альфа Лаваль”). Его специализация-выпуск ементальських сыров, сухих молока и сыворотки. Рядом вырос современный хлебозавод. Планировалось построить завод “Электрон”, который работал на старых мощностях в центре города.
Мощной была производственная база строителей. В городе дислоцировалось управление “Промстрой” треста “Закарпатбуд”, ПМК – 78 облводхоза (широкопрофильная организация с основной специализацией – берегоукрепительные работы на горных реках и Тисе). По улице Вакарова построена новая база рембудуправління облрембудтресту – его визитная карточка – отель “Виноградов” и ремонт коммунального жилья. Рядом рембуддільниця облпобутуправління (строительство жилья, в основном в сельской местности ), міжколгоспшляхбуд (строительство сельских дорог, благоустройство с/х объектов), міжгоспбуд, міжколгоспкомунгосп, ПМК-5.
Значительные изменения произошли и в сельском хозяйстве. В марте 1948 года 22-и бедняцкие семьи объединились в коллективное хозяйство “8 Марта”. В 1950 году к этому колхозу присоединили артели им. Буденного, им. Борканюка и “Чекист”. За укрупненным колхозом закрепили название “8 Марта”.
В 1946 году был создан совхоз “Виноградовский” садовиноградарського направлении. Большую роль в развитии сельского хозяйства сыграла машинно-тракторная станция, созданная в Виноградове в 1946 году. Машинный парк МТС тогда насчитывал 24 трактора, 10 молотилок и другую сельскохозяйственную технику. Впоследствии МТС переросла в мощную организацию “Сельхозтехника”, от которой потом отделилась “Сельхозхимия”.
Значительные изменения к лучшему произошли во всех сферах жизни: жилом, торговле, общественном питании, связи, бытовом обслуживании, образовании, культуре, спорте. Но, вместе с тем, неоднозначным был путь развития города в советский период. Виноградівчанам пришлось жить как в счастье так и в горе. К позитиву следует отнести резкий подъем промышленного и строительного развития города. Однако был и второй сторону пройденного пути – установление тоталитарного режима, ликвидация реальных прав и свобод граждан, игнорирование экономических законов развития, что привело к тотальному продуктового и товарного дефицита, очереди за хлебом, мясом, молоком и даже за туалетной бумагой, подпиской на литературу, и уже ничего говорить про легковые автомобили.
Почему же стольким виноградівчанам те годы казались такими сладкими? Одной из главных причин является то, что советская бедность нивелировалась уравниловкой. Совсем немногочисленная номенклатура жила относительно скромно и не раздражала народ своим достатком. Существовала довольно жесткая этика потребления. Своего рода красная линия, переступать которую чиновникам и партийцам было не разрешено. Даже высшая номенклатура ездила на советских “Волгах” и без охраны. Что еще успокоювало советского человека? Конечно, понимание того, что дети получат бесплатное образование. Для всех - пусть скромное, но также бесплатное медобслуживание. Добавьте сюда дом отдыха по профсоюзной линии и невысокую стоимость коммунальных услуг. Да, зарплаты были маленькие, но нагрузка на кошелек было минимальным. Была еще одна отдушина. Обиженные знали куда пожаловаться – в райком, комиссию народного контроля, газету. И часто это помогало.
Но поскольку система организации экономики группировалась на искусственных, придуманных тоталитарным режимом принципах: исключительно государственная собственность, централизованное планирование, авторитарное командно-административное управление, изолированность от мирового экономического развития привело к его кризису в общегосударственном масштабе с начала 1980-х годов, а впоследствии и к закономерному распаду СССР. Начался новый этап в истории Украины, а в ее составе и Виноградова.
К сожалению, высшее государственное руководство и политическая элита, которая осталась, в основном, коммунистической, не сумели обеспечить правовую переход на новую систему хозяйствования. Это отразилось и на приватизации в городе Виноградове. Предприятия искусственно доводились до банкротства, чтобы за бесценок их могли выкупить заранее определенные лица. На некоторых предприятиях этому способствовала их администрация.
Особенно плохое состояние дел на предприятиях, их выкупили отечественные инвесторы: комбинатах сироробному, хлебопродуктов, хлебозавода, заводах пластмассовых сантехприборов, консервном, плодоконсервному. Вся производственная деятельность на некоторых из них свелась к вывозу оборудования или сдачи его на металлолом. Другая часть сдает свои производственные площади в аренду. Несколько лучше ситуация с иностранными инвесторами. Швейная фабрика продолжает работать по профилю, другие реанимировали старые и построили новые предприятия: “Джентерм Украина” (бывший “Аутомотиве”), “Мільтекс”, “Гронотекс”, “Плате”, “Ортекс ЛТД”, “Новітекс”, “Мода-Продакшн”, “Сандерс”, “Флориан Шуз”, “Мика 07” и другие.
Бюджетообразующим предприятием в городе и районе есть “Джентерм Украина”, на котором трудятся более 2,5 тысячи рабочих. Но, кроме занятости населения, иностранные инвесторы привезли современное оборудование, новые технологии, организацию работы, подходы к управлению производственными процессами, реализации готовой продукции.
В очень тяжелом состоянии строительные организации. Кроме міжгоспбуду, міжгоспшляхбуду и ПМК-78, они практически прекратили производственную деятельность. Зато появились частные организации и предприниматели, которые успешно осуществляют все строительно-монтажные работы в районе.
Существенно изменился внешний вид районного центра. Сейчас это привлекательный город с точки зрения архитектуры, с новыми интересными оригинальными скульптурами, среди которых “Винодел”, “Фонтан”, который олицетворяет собой один из процессов изготовления вина, “Ангел хранитель “ города и прочие интересности.
И при всех положительных сдвигах проблема безработицы остается острой, что заставляет людей искать заработки за рубежом. Часть заробитчан эмигрирует, и не только в поисках работы, но и с надеждой самореализоваться творчески и профессионально. Вынужденная трудовая эмиграция порождает много негативных явлений социального характера: уменьшение количества трудоспособного населения, распад семей, потеря контроля за воспитанием детей и, даже, к смерти самих заробитчан.
Характерной особенностью виноградовских работников является освоение ими дальнего зарубежья, недавно стало известно, что, кроме стран Европы ,они успешно реализуют себя и в Южной Америке, Азии и даже в Шри-Ланка. Нужно подчеркнуть, что способствует увеличению трудовой миграции политика нашего правительства, которое заморозило зарплаты и пенсии, поэтому наличие работы на выше указанных предприятиях отнюдь не гарантирует возможности нормальной жизни. Вопреки всему много людей пробуют себя в качестве предпринимателей. Еще больше реализуют свои возможности на рынках, в строительстве частных объектов, в сфере бытовых услуг, которые, кстати, стали очень разнообразными. Абсолютное большинство горожан использует любой клочок земли, даже возле многоэтажек, чтобы выращивать овощи и фрукты, как для собственных нужд так и для продажи. Немало людей держат домашних птиц, кроликов, свиней, а некоторые и коз, коров, лошадей, на практике доказывая дееспособность личных подсобных хозяйств, которые помогают выжить в социально-экономическом затруднении.
Виноградов богат на памятники архитектуры. Среди них особое место занимают религиозные сооружения. Лишь на центральной улице высятся шпили и купола шести церквей, которые выстроились вдоль улицы Мира, что свидетельствует о том, что здесь живут в мире, согласии и взаимопонимании люди разных национальностей и вероисповеданий.
Самым старым культовым сооружением города является римско-католический костел. Дата строительства деревянной церкви, что стоит сегодня, достоверно неизвестно. Однако, известно, что местная парафия была основана в XIII веке. В 1545 году севлюську приход вспоминают среди первых в Венгрии. После перехода церкви к рук реформатов началось ее опустошения. Когда церковь вернули католикам, она уже была без крыши. Епископ Янош Гам отстроил церковь. О католических верующих до тех пор заботились монахи-францисканцы, монастырь и церковь для которых уже в 1693 году отстроила семья Перени. Из-за уменьшения числа верующих, в 1774 году севлюську римо-католическую общину преобразовали в филиал прихода села Фанчиково. Старинная приход была восстановлена лишь в 1863 году. В 1902 году была сделана роспись церкви. Тогда же на башне был установлен острый шпиль. К тому на ней стоял шпиль в стиле барокко.
В 1959 году власти закрыли церковь и сделала из нее склад обувной фабрики. В 1989 году сюда прибыли францисканцы из Венгрии. Благодаря их усилиям и руководству возродилась церковная община, были восстановлена и реконструирована церковь, которую в 1991 году освятил кардинал Ласло Пашкаи. Костел посвящен Вознесению Иисуса Христа. Духовой орган, изготовленный фирмой “Орсага Шандор и сын” в 1888 году, был уничтожен. С 1989 года верующие пользовались електросинтезатором, а с недавних времен, после его поломки, привезли из Венгрии электроорган. Начало метрических записей с 1698 года.
Есть в Виноградове часовня на кладбище посвященная Святой Сесилии. Дата строительства часовни точно неизвестна – вероятное время возведения датируют XIX веком. Пока действовала приходская церковь, здесь проводили службы по умершим. Осенью 1959 года, после закрытия приходской церкви, верующие сразу перенесли из нее скульптуры в маленькую часовню на кладбище. Иконы и образы разместили в безопасном городе сестры милосердия, которые еще здесь в то время были. На протяжении более трех десятилетий это была единственная действующая римско-католическая церковь города, которая действует и поныне.
В 1505 году на Черной Горе Габор Перени построил для францисканцев прекрасную церковь вместе с большим монастырем. По преданию здесь хранились мощи святого Иоанна Капістряна после Могачської поражения. В 1556 году на монастырь напали реформаты, убили монахов, святые реликвии бросили в колодец, а монастырь подожгли. Сохранилась только полуразрушенная часовня Пресвятой Троицы. На ее стенах еще два-три десятилетия назад были видны фрагменты фресок, которые сегодня уже исчезли.
В 1668 году семья Перени снова пригласила монахов-францисканцев. На этот раз монастырь для них построили в более безопасном месте, в центре города на фундаменте, который был заложен в средневековье. Закончили монастырь в XVIII веке, а в следующем его перестроили. Францисканский костел Святого Иоанна Капістряна и монастырь просуществовали до окончания Второй мировой войны, потом их закрыли и использовали как музей.
В конце 90-х годов ХХ века их вернули Церкви, теперь здесь осуществляют реставрацию. Мессы здесь еще не проводят, а верующие посещают богослужения в костеле, что находится напротив монастыря. Обслуживает общину в. Гергель, монах-францисканец.
Прочные позиции в Севлюші занимала греко-католическая община. Первое упоминание о церкви относится к XIV века. В 1751 году речь идет о деревьев”яну церковь с высокой башней и тремя колоколами. В 1775 году вспоминают деревянную церковь Успения Пр. Богородицы, построенную в 1744 году.
Нынешняя церковь – каменная базилика неплохих пропорций с красивым барочным завершением. Над южным входом написано дату 1796 – очевидно, год завершения строительства, а посвятил церковь еще епископ Андрей Бачинский. В 1898 году церковь покрыли железом. Иконы наместного ряда нарисовал маслом на холсте Ю.Вираг в 1923 году. На две иконы жертвовали средства местные жители Юрий Буржа, Мария Беланинець и Мария Чорба. Средства на две другие собрали среди земляков в Америке Лендьел Иосиф и Иван Шипош.
На дворе установлен крест на средства гастарбайтеров-севлюшчан, которые работали в Америке на шахте. Об этом свидетельствуют отчеканенные кирка, кирка и лампа-светильник, а также надпись, сделанная на кресте. Украшен этот храм также художественными витражами, выполненными мастером художественного стекла Шандором Лигети. Они до сих пор считаются лучшими в области. Как свидетельствуют надписи на витражах из цветного стекла, изготовлены они на средства прихожан.
В 1949 году церковь была подчинена Московскому патриархату.
Греко-католическая община легализовалась в 1991 году, но к своей церкви шла долго. Все попытки вернуть себе старую церковь были напрасными. Пришлось все начинать с начала. Городские власти выделили общине участок, оплатила расходы на ограждение, помогла материалами. В воскресенье 19 ноября 2000 года епископ Иван Семедій освятил краеугольный камень на вул. Лучкая, а 19 февраля 2001 года началось строительство по проекту архитектора Семена Гука. За процессом строительства наблюдали Михаил Вашкеба, Ярослав Плескач, Семен Буковецкий и, на завершающей стадии, - председатель церковного совета Михаил Даниил. Среди благотворителей храма следует упомянуть преподавателя Ужгородской богословской академии Джона Зеяка. При содействии ректора академии о. Тараса Ловски из США было передано одноярусный стальной иконостас, подаренный в. Теодором Крепом из прихода в Кингстоне.
Освятил храм епископ Милан Шашик 22 августа 2004 года в присутствии высоких гостей – владыки Ивана Семедія, владыки Андрея Патаки из США, экзарха Сербии и Черногории Юрия Джуджара. Обслуживает общину в. Мирослав Сипко, декан Виноградовского деканата.
Есть в Виноградове еще одна церковь греко-католической общины – Сошествия Святого Духа с очень интересной историей. В 1932 году главным врачом Виноградовской больницы был назначен Стефан Рокицкий, который сразу начал строительство хирургического корпуса и сооружения экуменической часовне при больнице. Часовню освятил епископ Александр Стойка в 1936 году. Главный врач разбирался в искусстве и поэтому обратился к известного художника Адальберта Эрдели с просьбой нарисовать для часовни алтарный образ.
Богослужения проводили виноградівські парохи: о. Людвиг Дудинский, а. Павел Карцуб, капелланы Александр Бачинский, Юлий Бокшай, Николай Васовчик и Золтан Шолтес – впоследствии известный художник. В 1944 году больничным священником стал в. Андрей Шімша, но с приходом советской власти в 1948 году храм был закрыт и превращен в клуб больницы, оборудование вместе с картиной Эрдели исчезло. В 1950 году в. А.Шімшу осудили на 25 лет, он умер в концлагере в 1952 году при неизвестных обстоятельствах.
По инициативе заместителя главного врача Юрия Добоша часовню отреставрировали, а 4 августа 1991 года здание освятили греко-католический священник Иван Роман и римо-католический священник а. Ласло Зотьков. С сентября 1994 года начались регулярные богослужения. В 1996 году бывшей часовне был присвоен статус прихода. В 1997 году был освящен краеугольный камень. Юрий Добош и о. Николай Дербак организовали перестройку часовни в церковь по проекту. Черкуна. Виноградовский різбяр и художник Михаил Тупица изготовил иконостас и написал иконы, а на стене выполнил копию “Троицы” Андрея Рублева. Крест перед церковью, иконостас и престол был освящен владыкой Миланом 11 сентября 2007 года. Сейчас здесь служит в. Николай Дербак.
По вул. Копанській вірниця Медиа Чедрекі подарила греко-католической общине земельный участок, завещая построить на этом месте храм. Церковь Благовещения начали строить в 1998 году по проекту архитектора В. Черкуна. Краеугольный камень освятил епископ Иван Семедій на праздник Сретения Господня. После завершения основных строительных работ владыка Иоанн освятил новостройку 4 апреля 2001 года. Большую помощь в возведении храма оказали прихожане, а также благотворители, среди которых нужно выделить Михаила Фурика, Ярослава Ленку. Большую роль в завершении и отделке церкви, благоустройстве двора отыграл, избранный в 2008 году, председатель церковного совета Евгений Кедик со своим сыном, также Евгением. Василий Гера подарил церкви колокол и декоративные туи для озеленения.
С 1998 года общину обслуживали в. Степан Сич и о. Даниил Бендас, которые в значительной степени причастны к организации этой греко-католической общины и строительство церкви. С 2006 года здесь служит в. Иван Кормош.
Черная Гора знаменита своими виноградниками – именно отсюда давно брали вино для святого причастия. Здесь, в живописной местности Секерце, что некогда принадлежала барону Эрнесту Кулману, в 1933 году тогда еще богослов Иван Исаевич поставил на самой верхушке большой Крест Господень.
В начале 2000 года верующие установили вдоль склона крестный путь, а мастера из села Богдан Раховского района построили деревянную срубную часовню, которую в разобранном виде перевезли в Виноградов. Место для часовни приобрела благотворительная организация “Каритас Мараморош”, а занимались этим делом в. Стефан Сич и о. Даниил Бендас.
Освящение часовни святого евангелиста Луки состоялось 31 октября 2000 года. Торжественную миссию выполнил епископ Иван Семедій. Возле часовни заложили виноградник, чтобы восстановить старую традицию изготовления местного вина для причастия. Позже эту часовню перенесли на территорию дома для престарелых, для удобства ее посещения жителями этого заведения.
Еще одну часовню установили на территории санатория “Теплица” за содействие его владельца Олега Уварова и непосредственном участии отцов Стефана Сеча и Даниила Бендаса. Часовня деревянная срубная, изготовлена межгорскими мастерами. ЕЕ освящен в честь Святой Анны. Сейчас постоянные богослужения в ней проводит в. Даниил Бендас. Часовня гармонично вписалась в окружающую среду – невысокая, небольшая, но с сохранением всех пропорций и, даже, украсила и без того прекрасный пейзаж. Облюбовали его не только пациенты санатория, но и греко-католические верующие, проживающие вокруг. Получилось так, что церковь пришла к людям.
(Дальше будет...)
Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района
Читайте также:
- Закарпатцам «не по зубам», люди в отчаянии: на местных базарах взлетела стоимость одного из главных овощей
- В понедельник 45 населенных пунктов Закарпатья останутся без света: причина отключений известна
- Дом - призрак или полтергейст?: какая история пугает жителей одной из построек в Закарпатской общине?
- Девять часов плановых: где закарпатцам отключат свет уже завтра и будут ли графики еще сегодня?