1. Главная
  2. >
  3. Общество

На Виноградовщине есть село, в котором «100 ворот и 100 бед»

1557
Общество Новости Виноградова

Так люди называли Веряцю, которая расположена на берегу Тисы, где начинается равнинная часть реки.

На Виноградовщине есть село, в котором «100 ворот и 100 бед»

Предлагаем вниманию читателей сайта в очередной историко-географический очерк краеведа Ивана Білачука о современном селе Веряця нв Виноградовщине.

ВЕРЯЦЯ

Село Веряця находится у подножия юго-западных Карпат, на левом берегу Тисы, в 12 км от районного центра и в 3 км от железнодорожной станции Королево. Название Веряця происходит от украинского слова ворота. Люди из окрестных сел говорили о Веряцю, что в ней 100 ворот и 100 бед. В пользу этой версии служит и древнее название Верхних Ворот – Верхние Верецкий. Что касается ворот, то, возможно, это связано с географическим расположением Веряці, которая лежит на берегу Тисы, именно на том месте, которое считается воротами в равнинной части ее течения.

Первое упоминание о селе в 1355 году и связана она с оказанием королевской грамоты Королеву, Сасову, Чорнотисову и Веряці. Наиболее вероятно, что основу села составил служивый люд из замка Нялаб, который стремительно поднимается над населенным пунктом.

В 1751 году упоминается деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1775 году речь идет о старую деревянную церковь. Метрические записи с 1798 года. Нынешняя каменная церковь, украшенная 4-рядным иконостасом с образами, нарисованными маслом на бляхе. Начато ее строительство в 1812 году, а закончено в 1832 году. Первый священник, о котором есть упоминания, это Брусенич-Піото Базіл (1719 и 1739).

Священник Юлий Иванчо ( служил в Веряці с 1923 по 1949 год) был узником советских лагерей с 1949 по 1954 год. В 1949 году церковь подчинена Московскому патриархату. В настоящее время большинство верующих имеет православная община. Протоиерей о. Михаил Тегза работает в селе с 1992 года и пользуется уважением своих верующих других пастырей Затисянського округа. Девять лет назад его избрали благочинным.

Греко-католическая община села молилась у церкви и в помещении бывшего дома священника. 21 сентября 2009 года протосинкел а. Тарас Ловска освятил краеугольный камень под строительство нового храма Рождества Пр. Девы Марии. В 2012 году храм освятил епископ Милан Шашик. В строительстве церкви активное участие принимали все прихожане, а семья Антона Волощука купила колокола для нового храма. Богослужения в нем проводит в. Любомир Дидык.

А вот как на протяжении веков в селе появлялись новые фамилии: 1567 год – Фейер, Гузар, Кочиш, Ковач, Поп, Шкафу, 1574 – Товт, 1572 – Олаг, Орос, Сас, 1638 – Густые, 1699 – Продан, Ярема, 1743 – Ивегеш, Варга, Бородко, Греньо, Попович, 1775 год – Грига, Лемак, Лене, Пелехач, Ланьо, Лоботі.

Согласно переписи 1921 года в селе было 192 дома на территории 1337 га земли. Проживало 895 человек, в т.ч. 427 мужчин и 468 женщин. По национальности: 3 чехословаки, 662 русины, 52 венгры, 118 евреев, 56 ромов и 4 чужеземцы. По вероисповеданию: 75 римо-католиков, 688 греко-католиков, 14 реформатов и 188 иудеев. Сейчас в селе проживает 2067 человек.

Веряця была единственной самоокупаемой сельским советом благодаря бюджетным поступлениям за пользование недрами от двух промышленных предприятий – Королевского щебзаводу, который обеспечивает щебнем различных фракций железную дорогу и Королевского спецкарьера, что работает на автодорожников. Но с середины 2014 года Кабинет Министров Украины направил эти бюджетные средства в Киев, а Веряцька сельсовет стала дотационной.

В советские времена проводился интенсивный выработка горных пород. Щебзавод и спецкарьер начали работать в 1956 году. Все производственные процессы на этих предприятиях комплексно механизированы. Еще несколько лет такого хозяйствования и гора была бы полностью снесена. А это грозило не только сквозняками холодных ветров королевском региона, а и изменением климата в сторону ухудшения по всем Потиссю. Но в связи с пятикратным снижением выработки щебня, начало экологической катастрофы переносится на 100-120 лет позже. Как говорят русские: “ Нет худа без добра.”

Вообще, Веряця и Бугорки - своеобразный регион. Их жителей скорее нужно назвать пролетариатом, что проживает в сельской местности. Здесь трудоустроиться можно было, кроме выше упомянутых предприятий, на Затисянському химзаводе, в Королеве в депо и целом ряде железнодорожных подразделений . В конце концов, здесь был мощный совхоз им. Шевченко. Нетрудно было доезжать и в Виноградово, и в Хуст – железная дорога под боком. Все это отразилось и на менталитете жителей. После того как началась экономическая деградация, они не смогли быстро перестроиться, использовать свои приусадебные участки, организовать собственный бизнес.

Как результат, большинство из них живет трудно – выезжают за границу, ищут підзаробітки строителями и подсобниками, не имеют стабильных источников для существования. Даже клубнику, в основном, выращивают предприниматели, которые арендуют землю, применяют новейшие агротехнические технологии и наемную сезонную работу веряцьких женщин. Очень метко оценил ситуацию в Веряці один из местных руководителей: “ Они не живут, а с горем пополам выкручиваются, а с применением новых тарифов их жизнь стала невыносимой.”

Конечно, нельзя сказать, что жители Веряці бездействуют, есть между ними предприниматели, которые имеют свои магазины, кафе. Почти все, без исключения, используют свои приусадебные участки, есть несколько семей, которые рубят, сушат и варят лозу для дальнейшего продажи в Изу.

Характерным для жителей этого села есть постоянная тяга к знаниям. Поэтому и не удивительно, что уроженцы села стали известными учеными: кандидаты биологических наук – Михаил Щербан, медицинских наук – Федор Хрипта и Юрий Бобик, ветеринарных наук – Василий Агий, филологических наук – Франц Агий. Родом из Веряці и виноградовский “соловей” Василий Тарнай.

На реке Тиса вблизи Веряці есть скала Мэрии Терезии, о которую в прошлом часто разбивались сплавщики, которые сплавляли лес из Верховины до Венгрии. Для избежания несчастий верующими из Веряці и священниками было установлено освященную статую в скеляній пещере. Теперь эта пещера стала интересным объектом для любителей водного туризма.

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района.

Читайте также:

Поделиться:
Facebook
Twitter(X)
Whatsapp
Telegram
Viber