1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

Большие Комяты - история села

22.11.2015 15:50 Общество Эксклюзив Голос Карпат

Голос Карпат продовжує серію публікацій "Нариси історії Виноградівщини". Дослідник Іван Біланчук підготував інформацію про Великі Ком'яти.

Голос Карпат продовжує серію публікацій

Село расположено в долине реки Боржава в 13 км от райцентра и 6 км от железнодорожной станции Сельцо. Название села происходит от фамилии владельца села Комяты. Говорят, что это он был сыном одного из богатых Ком'ятіїв из Севлюша, который женился в Завадку, унаследовав земли, на которых позже возникло село Добронь. Первое упоминание о Великие Комяты обнаружена в письменных источниках в 1345 году. Парафия существует с 1574 года. Первая деревянная церковь, построенная в период основания села, упоминается в 1751 году. Каменную базилічну церковь Св.Михаила построили на месте деревянной в 1790 году. С 1860 года в селе готовились к строительству храма Св. Духа. Из-за нехватки средств строительство затянулось и завершилось аж в 1903 году, и то благодаря священнику Ивану Грабарю. Строительство шло благодаря добровольным пожертвованиям крестьян. Помогали и ком'ятські заробитчане в Америке, и местные евреи – извозчики. Каждая семья работала еженедельно один день возле церкви. Храм получился величественным ( 511 кв.м). План его был скопирован из кафедрального собора в Амстердаме. Богослужения в нем проводят в. Василий Похилец и о. Иоанн Тесличко.

Сейчас церковь Св. Духа принадлежит православным, а греко-католики молятся в древней церкви Св. Михаила. Надо сказать, что в течение советского периода в церкви был этнографический музей. В 1991 году здание возвращено верующим и того же года проведен внешний ремонт. К возрождению храма много усилий приложили председатель общины.П. Потокі, В.М. Мадьяр, И.М.Алексик, дьяк Ю.Крайняй, сейчас общину возглавляет Иван Левдар, а священником здесь Иван Тернинко.

Есть на территории села еще одна церковь Вознесения Господня в Завадци (Малой Чингаві). В 1775 году упоминается деревянная церковь построена в 1624 году. Деревянную церковь разобрали, когда завершалось сооружение каменной, а решение о строительстве новой церкви было принято 19 января 1936 года. Кураторами строительства тогда были Василий Онисько и Михаил Віщак. Законченное сооружение посвятили на Благовещение, но впоследствии священник Иван Рабар (Грабар) перенес праздник на Вознесение. Чтобы читателям было яснее с священниками, надо объяснить, что их было трое: ком'ятський Иван Рабар (Грабар) служил в 1901-1916-х годах, ком'ятський Иван Рабар старший (1916-1942), ком'ятський Иван Рабар младший ( 1942-1947). Иван Рабар младший был репрессирован в конце 1940-х годов.

В советский период церковь была снята с регистрации 20 ноября 1960 года и до 1985 года ее должны были превратить в клуб. В конце 1980-х годов верующие вернули себе храм и начали там богослужения. На колокольне установлены 4 колокола, 2 из которых отлит в 1926 году в Ужгороде, один еще в 1884 году изготовил в Малых Геевцы Лайош Ласло, еще один колокол купили за деньги заработанные во Франции Михаилом Віщаком, Василием Марзаничем, Николаем Пантьом, Андреем и Иваном Ониськами в 1928 году. Сейчас в этой церковной постройке проводят богослужения, поочередно, православные и греко-католические верующие. Православная община строит свою церковь, работы ведутся на кровле.

Есть в селе ( в Малых Ком'ятах) и церковь Жен-Мироносиц. Деревянную церковь вспоминают в 1775 году. Настоящую, типичную каменную церковь, ранее посвященную Христу Царю, закрыли в 1961 году, а до 1985 года в здании должен был действовать сельский клуб. В 1990 году ее вернули верующим, этого же года восстановлен башню и крышу. В деревянной колокольне 2 колокола. Большой колокол изготовил Г. Маноушек в 1924 году в Брно, а малый, согласно венгерским надписью, отлит за священника Ивана Гаджеги в 1834 году. Сейчас церковь принадлежит православным, обслуживает их в. Владимир Гангур.

В Больших Ком'ятах есть два молитвенных дома, в которых проводят богослужения община “Церковь Христиан веры Евангельской” (пятидесятники) и Евангельских Христиан субботнего дня. Община пятидесятников в селе существует с 1962 года, возглавлял ее.А. Хрипта, который позже стал епископом общины Закарпатья. Моление совершалось в частном доме, в котором вміщувалось 150 человек, позже был построен молитвенный дом на 300 человек, а в 1991-97-х годах сооружена на улице Ватутина,84 одна из крупнейших церквей пятидесятников на Закарпатье, которая вмещает 1000 верующих. Сейчас здесь служит пастором Виктор Исаак. Несмотря на то что в конце прошлого века из села эмигрировали в Штаты около 500 пятидесятников, их община остается достаточно массовым.

Евангелисты Христиане субботнего дня молятся в своем молитвенном доме по улице Ватутина, который сейчас находится в стадии завершения. Возглавляет их общину пресвитер Юлий Шум.

В. Комяты считаются селом самодостаточных хозяев, то есть таких, которые выживали при любых режимах из плодов своей работы на земельных участках. Их жизнь нельзя назвать богатым, но в большинстве люди здесь не страдали от голода и имели возможность направлять своих детей на обучение, в основном ребят. В предвоенные годы самым крупным предпринимателем, как это не странно, был священник Иван Рабар. Он владел мельницей на реке Боржава, здесь же была компактная гидроэлектростанция, которая обеспечивала номинально сельчан энергией для освещения. В годы чехословацкого господства создали кооперативную сыроварню, в венгерский период здесь действовала кооперативная союз “Гондьо” (муравей). Ею занимался зажиточный и грамотный житель села Андрей Попович, к которому потом приклеилась сельская кличка “гондьо”.

Согласно переписи населения в 1921 году. Ком'ятах было 2166 га земли, 690 домов, 2987 жителей, в т.ч. 1429 мужчин и 1558 женщин; по национальности: 3 чехословаки, 2548 русинов, 18 венгров, 414 евреев; по вероисповеданию: 3 римо-католики, 2566 греко-католиков, 2 протестанты и 416 иудеев.

Сейчас в селе проживает 6874 человек. После освобождения села 25 октября 1944 года от венгерско-немецких оккупантов 108 местных жителей были мобилизованы в ряды Красной Армии и корпус Людвика Свободы. 13 из них награждены орденами и медалями, 29 – погибли.

В селе нелегко давалась коллективизация. Чтобы больно ударить по старшему поколению, которое осуществляло ощутимое сопротивление созданию колхоза, в Больших Ком'ятах была спровоцирована чекистами деятельность молодежной антисоветской группы, которая якобы проводила среди населения антиколхозную пропаганду с целью торможения организации колхозов”. ЕЕ участники были жестоко наказаны, каждый получил по 25 лет лагерной неволе. Вот некоторые из них: Томей Михаил Иванович ( 17 лет), Бровдій Юрий Петрович (17 лет), Кобаль Иван Андреевич ( 17 лет), Мадяр Василий Михайлович ( 18 лет), Потокі Василий Николаевич ( 19 лет), Левко Иван Петрович ( 19 лет), Буганич Иван Иванович ( 19 лет). Все они реабилитированы в 1991 году.

Такими методами советской власти удалось организовать намеченное, в селе располагалась центральная усадьба совхоза (а затем колхоза) имени Ватутина, за которым было закреплено 2562 га сельхозугодий. Выращивали овощные (в основном капусту, помидоры, огурцы, картофель, виноград) культуры. Животноводство – мясо-молочной специализации. Были и солидные подсобные промыслы. Работали цеха по выпуску кафельных печек и сухих красок.

Особенно активизировалась эта работа, когда хозяйство возглавил Н.П. Довжанин. Заработал консервный завод, который два года выпускал большой ассортимент овощных консервов. Здесь освоили выпуск сухих приправ типа “Деликат”. Совместно с колхозом “Искра” построили кирпичный завод, который, увы, перестал существовать, теперь на его месте расположены теплицы. Две большие швейные цеха были оборудованы в Боржавском и Больших Ком'ятах. Они работали в кооперации с днепропетровской швейной фабрикой “ГОСПОДИН”, шили мужские рубашки, трикотажные спортивные костюмы и другие швейные изделия. Пользовались большим спросом деревянные сауны в нефтяников и газовиков Сибири, изготовленные колхозными столярами. Действовала в селе и пекарня райпотребсоюза.

Совсем недалеко от села, примерно в 500 м от крайних домов, в советские годы дислоцировался небольшой военный подразделение ракетных войск. Жили они в небольших, достаточно комфортных казармах. Долго никто не догадывался, чем занимаются военные. Они обслуживали две пусковые ракетные установки. Сейчас трудно сказать какого типа, ведь и в то время никто ничего не мог знать, а сейчас и подавно. По неизвестным причинам, скорее всего из-за рассекречивания расположение ракет американцами ( говорят о предательстве Піньковського), ракеты были перенесены в неизвестном направлении. Помещения были переданы Иршавской ткацко-прядильной фабрике, в них разместился ее цех №4. Здесь были установлены ткацкие станки и довольно долгое время женщины с Комят и окрестных сел ( Оноку, Заречье, Деревушки, Каменского, Боржавского) работали здесь в три смены.

Ком'ятчани были пионерами развития парникового овощеводства в частном секторе. Начали его в начале 1970-х годов. Тогдашняя власть беспощадно истребляла такой бизнес в личных хозяйствах. Но, несмотря на это, жители села совершенствовали его и в конце концов Большие Комяты вместе с соседним Заріччям стали овощной столицей Закарпатья. Расцвел этот вид деятельности после его легализации.

Неординарной личностью в религиозной жизни села оказался бывший настоятель православного храма в. Михаил Юрина. Он сплотил вокруг себя общину. На их счету много добрых дел. Его работа и авторитет были отмечены – долгое время он избирался благочинным Виноградовского района. Ему было поручено организовать Мукачевскую духовную школу в 1991 году, когда была закончена атеистическая пропаганда и снят запрет религии со стороны государства. Народ снова получил настоящую свободу совести, массово строились новые храмы. Не хватало священнических кадров. А то, что именно в Ком'ятах была открыта школа Мукачевской епархии, тоже его заслуга. В 1993 году школа была зарегистрирована в государственных органах, она готовила дьяконов, регентов, священников. Первый выпуск состоял из 15-ти, последующие от 32 до 35 человек. Школа существовала в селе до 2005 года. К этому времени здесь служил и о. Михаил. Нетрудно догадаться, что сейчас она дислоцируется в Иршаве по месту его новой службы.

Длительное время в школе обучалось более 120 человек. Кроме организации учебного процесса, их нужно было обеспечить жильем, питанием. В это время совхоз им. Ватутина возглавлял Н.П. Довжанин, у которого сложились хорошие отношения с а. Михаилом. Силами совхозных строителей были приведены в порядок учебные и спальные помещения, совхоз выделял и продукты питания. Более того, чтобы дать возможность улучшить финансовое состояние школы, религиозной общине были переданы водяная мельница и гидроэлектростанция. Первый долгое время пользовался успехом в Ком'ятах и окрестных селах, а облэнерго не дало разрешения на подключение мини - ГЭС в свои линии электросетей.

Беспрецедентной оказалась и общественная деятельность а. Юрини. В 1990 году он был избран депутатом сельского совета. Депутатский корпус оказал ему доверие и избрал председателем сельского совета. Это, пожалуй, единственный такой случай на всю Украину. Заметим, что в этот период избирался и председатель исполкома. Так создался мощный тандем директора совхоза М.Довжанина и председателя Великоком'ятівської сельского совета в. Юрини. В это время для Комят было сделано много хороших дел. Две улицы, в том числе Шевченко, были капитально отремонтированы, проводился сельский водопровод, созданы уличные кооперативы, которые возглавляли сельские депутаты, по водоснабжению и газификации села. В то же время было много сделано и для развития духовной школы: проведено благоустройство, заасфальтирована подъездная дорога, установлена железобетонная изгородь, проведен капитальный ремонт бывшей амбулатории.

В 1970 году в селе выловили из реки Боржава крупнейшего за всю фиксированную историю украинского рыболовства сома длиной 3 м и весом 230 кг при возрасте 36 лет. В апреле 2013 года на трассе от Комят в Заречье высадили 500 саженцев красного дуба.



В В. Ком'ятах родился греко-католический священник, известный историк и лингвист Иван Фогарошій-Бережанин (1786-1834), а также один из самых выдающихся епископов Василий Попович (возглавлял Мукачевскую греко-католическую епархию с 1837 до 1864 года). 16 марта 1837 года император Фердинанд В назначил Василия Поповича Мукачевским епископом, а 25 октября 1837 года Папа Григорий XVI подтвердил это назначение. Епископская хиротония состоялась 18 марта 1837 года в Львовском кафедральном храме св. Юрия. 1 октября 1840 года епископ Попович открыл общежитие для священнических ребят - сирот в Ужгороде. Построил новую учительскую семинарию. В 1859 году освятил Успенскую церковь в Мукачево. Велика была его роль в развитии школ при церквях и переводу обучения и делопроизводства в епархии на русинский язык. Умер 19 октября 1864 года, похоронен в крипте кафедрального храма.

Уроженцем села является поэт Юлий Васильевич Боршош-Кум'ятський ( 1905 – 1978). Учительствовал в нескольких начальных школах Подкарпатья. В 1928 году вышел первый сборник его стихов “Весенние миры”. Боршош-Кум'ятський – один из первых подкарпатских писателей, которые начали писать на украинском литературном языке; в 1930-х годах он был рьяным сторонником украинской ориентации. Публиковался в литературных журналах и за венгерского господства. Стихами поздравил советскую власть и был избран членом союза писателей Украины. 3 1945 года работал учителем Ужгородской школы для глухонемых.

Из Великих Комят происходит еще один поэт – Попович Михаил Васильевич ( псевдоним Иван Руснак – (1908 – 1955) – русофильский поэт, отмечал культурной единства своей родины с российской цивилизацией. Окончил Карлов университет в Праге, работал адвокатом, в 1943 году венгерская полиция арестовала его за связи с местными партизанами. В 1945 году был освобожден из концентрационного лагеря. Был директором Закарпатского филиала Киевского издательства “Советская школа”. Впоследствии вступил в КПСС (1947 год), награжден многочисленными медалями. Его важнейшие сборники: “Ранние стихи” (1928 год), “Хата” (1937 год), “Думы о Верховине» (1959 год – посмертно).

Читайте на ГК:«Пальмовая лихорадка» на Закарпатье: экзотические деревья в Ужгороде были не первыми в области (ФОТО)
Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский