1. Главная
  2. >
  3. Общество

Виноградовский в историко-географических очерках. Часть II: Боржавское

1200
Общество Новости Виноградова

Голос Карпат продолжает публиковать новейшие очерки краеведа Ивана Біланчука об населенные пункты района. Предлагаем рассказ о селе Боржавское.

Виноградовский в историко-географических очерках. Часть II: Боржавское

До 1946 года этот населенный рункт имел название Большая Чингава. Село расположено в 18 км от райцентра и 10 км от железнодорожной станции Сельцо на линии Берегово – Кушница. Старое название села, вероятно, происходит от названия реки Чингава, на берегу которой расположилось село, которое принадлежало семье баронов Перени. Кстати, на окраине Боржавского находится самая северная точка Виноградовского района.

Первое упоминание о селе вдатується 1351 годом, тогда же здесь упоминается и церковь. В 1734 году построили деревянную церковь. Каменную базилічну церковь Покрова Богородицы построена в 1840 году. Через не очень удачный выбор ее размещения - на небольшой территории между двумя потоками – через большую влажность, трижды подсыпали двор и пол церкви. В 1916 году ее расширили, а в советские времена в 1962 году ее сняли с регистрации, использовали под склад и вообще планировали снести как “аварийную”. Но верующие приходили молиться. На это власть прибегла к решительным действиям – вход залили бетоном в 1987 году. В ответ на это в день Маковея 1988 года церковь вновь освятили.

Село является центром епископа Иоанна Маргитича. После ликвидации греко-католической церкви он продолжал священническую деятельность, за что был осужден на 25 лет каторги. Вернулся из Сибири в 1956 году. В 1988 году стал епископом–помощником восстановленной греко-католической церкви. По его инициативе в Боржавском в 1991 году начато строительство величественного храма. Освящение завершенного и украшенного храма Покрова Пр. Богородицы состоялось 8 июля 2002 года.

Греко-католикам также принадлежит часовня с одним колоколом в части села, что зовется Костаковиця. Старожилы говорят, что часовню соорудили, возможно, в 1870-х гг. Утверждают, что именно здесь 19 января 1989 года состоялось первое в Закарпатье греко-католическое богослужение.

Сейчас в этом населенном пункте, кроме греко-католиков, есть верующие православной церкви. Они молились в старом храме, а в 2007 году перешли в новую церковь Покровы Пр. Богородицы. Количество прихожан отличается незначительно, в последнее время живут в мире и согласии. Настоятель греко-католиков в. Юрий Бровдій, православных – а. Иван Гербик. Старая церковь не используется, все больше погружаясь в землю.

Согласно переписи населения в 1921 году, проведенного чехословацкой властью, село занимало площадь 1128 га, в нем было 298 домов, проживало 1366 человек, в том числе 675 мужчин и 691 женщина. По национальному составу – русинов - 1305, венгров - 3, евреев - 57, иностранцев - 1. По вероисповеданию население делилось так: греко-католики – 1236, православные – 40, иудеи – 89, атеисты или другой веры 1 человек. Внимательный читатель заметит несоответствие между количеством евреев и исповедников иудаизма – арифметика не сходится аж на 32 человека. Но не надо удивляться, часто евреи записывались как венгры или русины, но вероисповедание указывали истинное. Это значит, что в Боржавском в 1921 году на самом деле проживало 89 евреев. Аналогичная картина будет наблюдаться и в других населенных пунктах. Сейчас в селе проживает 2939 человек.

После освобождения села в октябре 1944 года в ряды Красной Армии и 1-го Чехословацкого армейского корпуса было призвано 52 сельчан – 22 из них погибли, 23 за боевые заслуги награждены орденами и медалями СССР.

Коллективизация в селе давалась очень трудно, народ в колхоз не хотел записываться. К крестьянам были применены меры принуждения. Так, 25 августа 1949 года в докладной записке исполняющего обязанности заведующего особым сектором Закарпатского обкома КП(б)У об оперативной обстановке и фактах нарушения советских законов в Севлюському округе читаем, что инструктор окружкома КП(б)У Тимченко зашел в дома к Костака Даниила Дмитриевича (Боржавское №254), Онысько Ивана Ивановича (Боржавское №153), Костака Даниила Васильевича (Боржавское №71), Костака Василия Юрьевича (Боржавское №179) и предложил сдать зерно авансом в счет налога для единоличников или записаться в колхоз. Когда они отказались, Тимченко, применяя принуждение, забрал большое количество зерна и продуктов питания, пообещав вернуть их, если они вступят в колхоз.

Уполномоченный окружкома КП(б)У тов. Кривуляк, секретарь сельсовета Цупик Василий Васильевич избили крестьян Костака Михаила Михайловича, Гор вина Юрия Юрьевича, Костаки Анну Васильевну за то, что они не подали заявления в колхоз.

Поскольку в селе начали применять к жителям массовое произвола и конфискации зерна, большая часть единоличников (мужчин) пошли в лес. Ооо. Чопей - прокурор района, кустовой уполномоченный окружкома партии - пытался насильно с угрозой применения оружия вернуть их в деревню. Найдя на окраине села двух крестьян из Боржавского, он открыл по ним огонь, но они скрылись. После этого по селу пошли слухи, что забирают хлеб и стреляют всех мужчин. В ответ на это буквально все единоличники пошли в горы и лес.

Только благодаря большим усилиям и террора удалось организовать коллективное хозяйство. В селе находилось отделение №3 совхоза им. Ватутина (позже колхоза). Центральная усадьба – в Больших Ком'ятах.

В настоящее время жители села специализируются на выращивании ранней овощей (помидоры, перец, огурцы, баклажаны). Все склоны холмов покрыты теплицами. В селе работают фельдшерско-акушерский пункт, две библиотеки, средняя школа.

Боржавское известен и тем, что с 1956 года в нем не живет ни одна цыганская семья. Причиной их изгнания стало убийство секретаря сельсовета Костака Антона Ивановича. Было это на праздник Покрова. В селе было много гостей, в том числе и в цыганской семье. Идя домой навеселе, Костаки А.И. зашел к ромам поздно вечером, пытаясь заставить их играть ему на скрипке. Один из них, вероятно, зять хозяина, топором убил секретаря сельсовета. В ответ сельчане сожгли дом ромов и сильно их избили, поставив ультиматум – если семья не покинет село, их поубивают. Рассказывают, что эта семья цыган поселилась в селе Дунковица Иршавского района. Убийцу так и не нашли, потому что он сбежал. Некоторые намекали, что долгое время он скрывался в Буковом.

В 1970 году в заболоченном озере возле села выловили самую крупную за всю фиксированную историю украинского рыболовства щуку длиной 2,5 м и весом 70 кг.

Настоящим украшением села являются его люди. Нужно восстановить добрую память о незаслуженно забытого уроженца Боржавского Гнетила Юрия Петровича (1924-1995). Участник войны, прошел все ступени власти от председателя сельсовета до председателя райисполкома, в этой должности проработал 8 лет. Все, кто с ним работал в 1965-1973 годах, вспоминают его как очень требовательную человека, в первую очередь, к себе. Но в то же время справедливую. На первое место он ставил интересы района. И до сих пор его вспоминают строители – каждое утро проводил производственные совещания, помогая им организовать непрерывный процесс строительства. Большое внимание уделял объектам соцкультбыта: школа №8, Дом быта, кинотеатр “Луч”. Находил средства из резерва районного бюджета, чтобы эти новостройки облагородить. В личной жизни был скромным, простым и доступным, неприхотливым в быту. В то же время был принципиальным и не уступал никому, если считал себя правым. Он не смог найти общего языка с первым секретарем райкома партии Любченко В.Есть. , а , как известно, вся власть тогда принадлежала партии, поэтому нашли причину, чтобы избавиться от неуступчивого председателя райисполкома.

Много сделал для Виноградова еще один выходец из этого села – Костаки Иван Васильевич. Он занимал различные должности: заведующий промышленно-транспортного отдела райкома партии, председатель городского совета, директор комбината хлебопродуктов. На всех работах проявил себя как успешный организатор, что способствовало социально-экономическому развития Виноградовщины. Большое внимание Иван Васильевич уделил решению очень актуального вопроса – строительству жилья в городе. Им было инициировано строительство жилья хозспособом, так и государственных капиталовложений было мало. Это дало возможность ежегодно вводить в строй до 70 квартир. Таким способом были построены многоквартирные дома швейной и обувной фабрик, комбината хлебопродуктов, міськторгу, консервного завода и другие.

Читайте также:

Поделиться:
Facebook
Twitter(X)
Whatsapp
Telegram
Viber