Журналист Василий Пилипчинец побывал в гостях 99 – летней жительницы Синевира. Подаем колоритную статью из закарпатской глубинки языке автора.
Невероятное бывает очевидным. Как говорили, так и произошло, что за посещения синевирки Василисы Сятині обязательно застану ее в работе. Только вернулась с огорода, где имела дело с луком и капустой, как сразу взялась плести шерстяные тапочки прямо на крыльце хижины, в жилом массиве Товчка, когда пришел в гости. Поразило и то, что спицами проворно махала без очков. Чудо да и только, ведь еще несколько месячных ступенек и в конце года, а именно 23 декабря, Василисе Васильевне исполнится целых 100 лет! Движение в работе – это действительно эликсир долголетия.
Наотрез бабка сказала визитеру, как ее первый сосед – сельский голова Николай Куруц, фіглюючи, представил меня челядником, который намерен купить корову:
“Не только я, но и внуки любят пить молоко”.
Мыло было беседовать с бабкой о сем и то, потому что ее до сих пор не подводит слух не изменяет память, а мудрость и подавно богатая душа и сердце.
Как было когда-то
Родилась Василиса Куруц (девичья фамилия) в многодетной семье. Братьев и сестер было поровну, а по количеству, как апостолов – 12. Когда отца Василия Дмитриевича забрали на i Мировую войну, то она, второй ребенок, как говорит, была еще в чреве матери. Как вернулся через 5 лет папа, то думала, что пришел воин-катуна. Показывает на ореховое дерево у дороги – там некогда находилась хижина в сруб и драницами, где все горой гнездились.
В молодости ухаживал земляк Федор Бобонич, но сватовству не суждено стать, ибо, оказалось, что они семья далекого поколения.
“Если бы поженились, то были бы долговечной парой”, – полушутя извещает бойкая собеседница, потому что фронтовик, который не так давно ушел в потусторонний мир, прожил сглазить 102 года, 7 месяцев и 12 дней.
Вообще, Синевир можно считать верховинский столицей аксакалов – нередкость здесь древние люди. А вышла замуж восемнадцатилетней за односельчанина Григория – на пять лет старшего. Дед тогда дал невесте большой кусок земли, потому что ценил ее трімність. Дети рождались один за одним. Все восемь родов происходили дома – прямо на полу-землянке. Однажды почти совместно с матерью Марией родили. Еще и каким тяжелым было семейную жизнь. Аж в урочище Писся Река путешествовали, а это более 20 километров, как правило, босоногой ходьбы, где заготавливали сено. Как человек подавался неподалеку плоты вязать, потому что был бокорашем, то и самой приходилось косить. К которой лишь дела не тянулась, чтобы за бедняцкого бытия нажить кое-какой достаток: пряла, ткала, вышивала... Мало какая из хозяек в селе над Тереблей стоила похвастаться столькими узористими полотенцами или другими домоткаными вещами, как рукодельница Сятыня. Выживать способствовала и окружающая природа. Аж на поднебесную гору Каменка или вершину Рожка поднималась за черникой, малиной или ежевикой. Особенно хорошо разбиралась в лекарственных растениях, которые тоже заготавливала и сдавала на приемные пункты, чтобы сомкнуть копейку к копейке. Вспоминает, как при таких путешествий подстерегала опасность, потому гадюк случалось полно. Бывало, что и змея за ногу или руку переползет. С советского времени за трудодни добросовестно работала в колхозе.
...и как теперь
Муж Григорий уже тридцать лет покоится вечным сном. Из ее братьев и сестер осталось только трое младших – Одоця, Мария и Настя. Нет, и сына Михаила, которого семь лет назад смертельно травмировало дерево во время заработков в Архангельской области (Россия). И все-таки не редеет семья Сятині, наоборот – еще и как круг семейства расширяется постепенно: бабушка насчитала ого-го внуков – аж 40, плюс 21 правнука и 11 праправнуков! Живет Василиса Васильевна под одной крышей с невесткой-вдовой Еленой, которая имеет тройняшек – Мишу, Колю и Таню. Кстати, 13 ноября близнецы будут отмечать 25-летие. Почитаются домашние. Старушка хвастается, что потомки у нее не простые, а золотые, потому что трудолюбивые и послушные, а те в свою очередь гордятся ею, потому что есть с кого пример брать. Правда, и “забеспокоилась”: “Я без работы не могу, а они меня прогоняют с грядок, потому что говорят, что жара большая”. Запретили и Звездную доить, но наперекор им она раз за разом заглянет в хлев, чтобы убедиться все ли в ажуре. В еде не перебирает. Невестка приготовит иногда и манку, а свекра ее жалеет за излишнюю заботу, так и говоря:
“Что я ребенок, что челядь ест, то и я буду”.
Хоть чрезвычайно добродушная старушка, но очень сердится на пьянку, которая распространилась в резиденции в последние годы.
“Я лишь в одно время по капельке брала бальзама, потому что в груди заболело”,– сообщает такой факт, добавляя, что за всю жизнь приняла всего-на-всего один укол, и то, по ее мнению, почти без необходимости.
Ее хобби – песни. И на склоне лет по просьбе кого-то на любой вкус песню красиво споет. Как и за моим заказом вспомнила немало куплетов подзабытых народных песен. Затянула, разумеется, и одну из давномодних – плотогонську:
Ой иду более реку и буду тапочки плести,
Буду дивити, как любко имеет бокора вести.
Тямка у бабушки Василисы действительно феноменальная. Эту уникальность показала длительным декламированием стихов различной тематики. Когда спросил, как заучил поэзию, то гордо пояснила, что имеет семь классов науки.
“Тогда каждую среду и пятницу утром в школу приходил поп и учил нас закону Божьему”, –поделилась ученическими воспоминаниями.
А еще разбирается в знахарстве, как говорят по-местному, умеет баять.
“Я могу лишь добрые дела людям делать”, – подтвердила свои навыки, опровергнув, что они не связаны с гаданием.
Такую жизнь прожить – правде быть – не поле перейти. Интересуюсь у собеседницы о том, когда лучше было жить, ведь претерпела всевозможные власти – австро-венгерскую, чешскую, советскую и нынешнюю украинскую. Не долго думая, ответила, что давно, потому что была молодой, полной физических сил.
“Очень тяжело жилисьме, но булисьме веселые, а теперь хватит всего есть, но почему-то челядь грустная,” – розтлумачувала свое рассуждение долгожительница, добавив короткую напутственную фразу, что надо честуватися, потому что это большое счастье для всех.