1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

«Свои лучшие картины я написал в Тячеве», - художник и учитель Шимон Голлоши (ФОТО)

24.05.2020 11:43 Культура

Художник приехал до Тячева, когда ему было за 40 лет.

Художник приехал до Тячева, когда ему было за 40 лет.

На то время он достиг немалых успехов как в искусстве, так и педагогической деятельности, ведь в 1886 году в Нодьбани (г.Бая-Маре, Румыния) создал художественную школу, где молодые художники из разных стран готовились к поступлению в Мюнхенскую академию.

Впервые Тячев приворожен Шимона Голлоши в 1904 году, когда художник, словно по зову сердца, отправился к провинциального городка, которое стало для него любимым местом проведения летних пленэров.

Он поселился с женой Янкой Штеффен в арендованном доме по улице Садовой, которая сейчас носит имя Голлоши. Она была австрийкой, но хорошо владела венгерским. Детей у супругов не было.

Художника, который искал идеальное место для самореализации, влекло спокойную размеренную жизнь в Тячеве, его живописные окрестности, бурная Тиса, волшебный Нересен, цветущие деревья, бархатные поля, колоритные типажи жителей.

«Когда летом 1904 года Голлоши с учениками прибыл сюда, жизнь маленькой сонной местности в Верхнем Потисья изменилось почти магически. Появление богемных художников добавила ему неожиданной живости», – пишет Шандор Ласло в венгерском культурном журнале «Новое Зеркало».

Кроме венгерских, в Голлоши было много иностранных студентов, которые провели много месяцев и даже лет в этой местности. Среди них – Эрвин Бактай, Ласло Холло, Эрне Грабеці, Йозеф Немеш, Освальд Тороцкай и их венгерские коллеги, россияне.А.Фаворский, А.П.Могилевский, Бы.Н.Терновец, Е.С.Бендель, А.Н.Тихомиров, И.А.Борель-Кривобокова, А.Е.Браз, А украинцы.И.Кравченко, Г.И.Нарбут, поляки Йозеф Флорки, Конрад Кжижановський, швейцарцы Роберт Шмитц, Сюзанна Швоб, армянин Арнаяк Акопян.

Художник с учениками жили на правом берегу Тисы, а колония находилась на левом – в Малом Тячеве. Здесь, в окрестностях, под солнцезащитными зонтиками они раскладывали свои мольберты. Писали людей, одетых в традиционную одежду, женщин и мужчин, часто цыган, зеленые кукурузные поля, стога сена на лугах, отмели на берегу Тисы и особенно – величественный и таинственный Нересен, чьи пейзажи были разными в разное время суток, в зависимости от погоды».
Об открытии художественной колонии в 1904 году в городе с восторгом сообщала тогдашняя венгерская пресса. Например, журнал «Новые времена»:
«В одном из тихих древнейших городов Мароморошу – Тячеве – художник Шимон Голлоши и его мюнхенские ученики в этом году организовали художественную колонию. В прошлом году колония была в Войдо-Гуньод (г.Гунедоара, Румыния – авт.), но в этом году художник обратился в префектуру города Тячев с просьбой посетить со своей школой в город. Тячев, как пишут историки, – это интересное место. С самого начала здесь проживали немцы – «teutoch», откуда и пошло название Тячев. Но позже это место превратилось на коренное венгерское поселение. Люди здесь добросовестные, доброжелательные. Именно в этот Тячев спешил Шимон Голлоши. Его план помог осуществить окружной констебль Мігаї Габор, который занялся этим делом и способствовал голосованию тячевской общины за благотворительный взнос в размере 400 корун. Также община предоставила надлежащую земельный участок для школы. Чрезвычайно интересная международная живописная колония во главе и под руководством именитого художника работала все лето в студии на свежем воздухе, которая находилась в четырех деревянных домиках на берегу Тисы.

jpg" align="center" />

Художественная колония на берегу Тисы

С семи часов утра уважаемые художники и художницы в высоких шляпах приходили в школу, где старые русинские и грецкие крестьяне, еврейские дети и старики уже позировали, как модели. Школа длилась с мая по 1 октября. За это время здесь написали очень много интересных и дорогих картин. Широкая публика имела возможность оценить эти произведения искусства, когда в школу наведались барон Жигмонд Перени младший с женой, которые были большими ценителями творчества и литературы. По этому случаю констебль Мігаї Габор организовал феерическое празднование, куда пригласил всю интеллигенцию комитата. Автоколонна из шестидесяти машин направлялась по берегам Тисы до школы живописцев, где Шимон Голлоши встречал гостей. На стенах, сплетенных из дубовых веток, красовались работы живописцев, которые свидетельствовали о высоком мастерстве художников. Художник вывесил две свои работы: одна из них – прекрасный пейзаж, а вторая – известная картина «Марш Ракоци».

Не просто учитель искусства, а гуру и Человек


Для своих учеников Шимон Голлоши был больше, чем учителем – он был истинным гуру, однако лишен тщеславия.

Русский художник и искусствовед Александр Тихомиров, который в годы i мировой войны находился в Тячеве, вспоминал: «Я впервые приехал в Тячева в мае 1914 года и учился там два месяца, а затем был арестован как гражданский узник со всеми моими российскими коллегами... Мы были интернированы до Дебрецена. В 1916 году мне снова удалось добраться до Тячева, по желанию и гарантией Голлоши. Я работал там в 1917 году, рисуя пейзажи под открытым небом. Хотя в то время я не смог заплатить за обучение, Голлоши не только не взял от меня денег, но и оплатил счет модели...».

В 1910 году Шимон Голлоши писал одному из своих друзей: «Теперь я думаю о Тячев. До сих пор там я писал только пейзажи – скажем, мне нужны были цветные исследования. Но настоящее богатство надо искать и находить во внешности тамошних жителей».

Начиная с 1904-го, на протяжении девяти лет Голлоши приезжал до Тячева на лето, а затем – в 1916-ом.

Шимон Голлоши с учениками

В Тячеве Шимон Голлоши написал следующие картины: «Яблочный пейзаж» («Almas taj»), «Фермерский двор с подводой» («Parasztudvar szekerrel»), «Весеннее настроение» («Tavaszi hangulat»), «Мост через Тису возле Тячева» («Tisza-hid Tecsonel»), «Под садом» («Kertaljan»), «Девочка в зеленой шляпе» («Zoldkalapos kislany»), «Крестьянская улица» («Falusi utca»), «Деревья на берегу реки» («a Fak vizparton») и другие. Снова и снова пытался совершенствовать эпическое полотно «Марш Ракоци» («Rakoczi indulo»), над которым работал более двух десятилетий и которое так и не завершил, и «Автопортрет» – как квинтэссенцию собственной жизни и души, аскетизма и непоследовательного гения.
Одной из наиболее повторяющихся тем его творчества стала гора Нересен. Он был очарован ее волшебством.

Исследователь тячевского периода жизни и творчества Шимон Голлоши Тибор Силлеші пишет об этих годах:

«В сопровождении тячевского учеников и друзей долгими часами бродил по маленькому городку, бывал на горе Нересен, бродил по берегам Тисы. Мастер был поражен бесконечным течением Тисы, монументальностью лесов с меняющимися цветами, горами, сверкающими от снега, горизонтами полей, домами бедных крестьян, расположенными вдоль пыльных дорог, кустами на берегу реки, расцветающими яблонями, подсолнухами, мостом через Тису. Каким был тогдашний Тячев? Здесь проживали лесорубы, которые ежедневно боролись за выживание – немногословны, но великодушные, крестьяне, которые бывали в Америке, рыбаки, фермеры. Голлоши вечерами сидел и разговаривал с Альбертом Романом, Бэйлом Мадьяром на лавочке возле маленького дома в начале улицы или слушал цыганскую музыку, попивая вино. Музыка была близка ему, ведь сам хорошо играл на виолончели. Сліган-бачу, который жил по соседству с Мастером, был всегда рядом и носил за ним художественные инструменты, часто радовался вместе с ним, когда его посещали музыканты из-за рубежа. Они играли так хорошо, что тячівці, которые проходили мимо, останавливались и слушали прекрасную музыку. Его человеческая простота и личное обаяние привлекали тячівців. Янош Хозяин помнит усатого, слегка изогнутого Мастера как любимца детей: всегда в пустых карманах всегда находил пару конфет, крейцеров при встрече с детьми, улыбался к ним, говорил с ними. Бывало, когда художник был в хорошем настроении, снимал с себя жакет, выворачивал его и так надевал на детей, над чем все весело смеялись. Дети города очень привязались к нему и толпой увивались за ним».
Тибор Силлеші описывает и художественную колонию, созданную Шімоном Голлоши на берегу Тисы: «Студии, созданные Мастером и его воспитанниками, находились у моста через Тису, посреди огромного луга под горой Нересен. Тибор Силлеші описывает еще один эпизод из жизни художника:

«Когда он хотел проиллюстрировать учащимся предмет «формы и перспективы», то использовал выбеленные стены хозяйственной постройки как доску. Конечно, вскоре стена была разрисована – как и положено в кругу художников – актами (ню). Тячівці, которые спешили к церкви – особенно женщины – считали это неприличным, поэтому обходили дом и шли через соседний сад. Возник огромный скандал, доску надо было уничтожить».

 

Лучшие работы написал в Тячеве


Первая мировая война разрушила спокойную жизнь художника: ему пришлось уехать из Тячева до Мюнхена. В 1915 году в одном из своих писем, написанных в Мюнхене, художник признается, что все свои лучшие работы написал в городе на Тисе:

«Не имею ни одной мысли, кроме той, что после окончания этой ужасной войны я снова буду находиться в Тячеве», – пишет Шимон Голлоши.

«Вскоре, если Бог поможет – мы сможем поехать в Тячев. Здесь я должен закончить свой автопортрет. Я не имею представления о том, кто в этом году придет со мной. Возможно, кто-то приедет, возможно, нас будет очень мало», – пишет 24 февраля 1917 года в письме из Мюнхена художник.

А в октябре 1917 года Голлоши, таки вернувшись к любимого города, пишет друзьям, что живет в трудных условиях: «Я не могу работать, потому что мы находимся в квартире без мебели».

В своих письмах художник жалуется на дорогую жизнь, испытывает обеспокоенность постоянным присутствием военных.

Свои последние дни он живет в съемной квартире учителя местной горожанської школы по вул. Кладбищенской (нынешняя Нересенська). Из его писем, написанных в апреле 1918 года, узнаем, что в связи с болезнью врач не разрешает художнику вставать с кровати.

3 мая он пишет: «Вчера я встал после семи недель в постели. Получил виолончель. Старый мастер сделал ее хорошо, только бы я мог ее хоснувати. Во время моей болезни я сделал больше эскизов моих старых картин. В первый день, когда я встал, написал целого Ракоци (незавершенная картина «Марш Ракоци» – авт.). Теперь можно немного отдохнуть. На следующей неделе могу работать спокойно».

Однако не суждено, и любимая виолончель напрасно ждала, что ее владелец будет наигрывать на ней, а «Марш Ракоци» так и остался незавершенным полотном.

Талантливый Мастер умер от пневмонии. 8 мая было прохладно, и он, несмотря на врачебную запрет, встал с кровати, чтобы полить цветы. Вечером этого же дня умер.

На третий день, пасмурной и дождливой погоде, Голлоши похоронили на кладбище в Сиготі Мармароскому.

похороны Голлоши

Источник

Напомним, "свежий, сушеный и консервированный": на Перечинщине выращивают тонны чеснока, который расходится по всей Украине (ВИДЕО)

Читайте на ГК:Огненная ловушка: на Закарпатье горящий мусор привел к тяжелым последствиям для двух рабочих
Читайте на ГК:Бойня на Закарпатье: мужчина схватился за нож после «душевной» посиделки с другом (ФОТО)
Читайте на ГК:«Мы до последнего надеялись, что он жив»: еще один закарпатец стал Ангелом небесного воинства (ФОТО)
Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский