1. Новости Закарпатья
  2. >

"Спаси меня врачу": документальный фильм закарптаського режиссера показывают в столице и отбирают на международные кінофести

13.04.2020 09:26 Культура

Еще в феврале состоялся допремьерный кинопоказ документальной короткометражной ленты «Спасите меня, доктор!» закарпатского режиссера Дмитрия Грешка в рамках киношколы IndieLab 2020.

Еще в феврале состоялся допремьерный кинопоказ документальной короткометражной ленты «Спасите меня, доктор!» закарпатского режиссера Дмитрия Грешка в рамках киношколы IndieLab 2020.

Премьера состоялась в кинотеатре «Октябрь» в Киеве, а билеты были разобраны за несколько недель вперед.

Нам удалось пообщаться с Дмитрием за некоторое время до этого. Тогда все его внимание было сосредоточено на монтаже фильма о работе бригады скорой помощи. Видеоматериал Дмитрий отснял во время недельного пребывания в столице, а именно на Новый год. Для этого получил официальное разрешение Министерства здравоохранения и Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф г. Киева.

Дмитрий Грешко родился и вырос в сек. Страбичево, что на Мукачевщине. Выучился на инженера, увлекается искусством, кинопроизводством, дизайном и созданием компьютерных видеоигр. Мы расспросили, что же его привело к кінотворення, сколько просмотров у его фильма на ютубе, как попасть в фестивальное кино и как удалось отснять изнутри работу бригады скорой помощи.

В активе закарпатца уже четыре документальные ленты: «Спасите меня, доктор!», «Снежные Барсы Карпат», «72 часа», «66 сцен Ужгорода» и «Каучсерферы», а после премьеры фильма о спасателях его ютуб-канал вырвался в топ-1000 среди украиноязычных.

– Как ты стал снимать фильмы? С чего все началось?

– Где-то два года назад я прочитал книгу Роберта Родригеса “Кино без бюджета”, автор снял фильмы “Мачете”, “Убить Билла”, “Дети шпионов”... Суть в том, что в США образование очень дорогое, а кинообразование – то вообще заоблачные цены. Роберт Родригес очень хотел снимать кино, но у него не было средств. Он заработал свои первые деньги, участвуя в опытах в лаборатории. На них отснял первый фильм, и тот “выстрелил”.

Главный месседж автора – снимайте и снимайте как можно больше. Вот я и создал свой первый фильм “66 сцен Ужгорода”. Нужны были статичные сцены. 66 сцен из Америки снял шведский режиссер-концептуалист Йорган Лет в 60-е годы. Я еще думал про Украину снять, но там бюджет был бы другой. Сначала не имел камеры, поэтому мне помогал друг, половину снимал. А потом я купил себе недорогую подержанную камеру и уже сам все делал.

Тогда еще арендовал дом в Ужгороде. Были свободные комнаты, и я принимал в гости каучсерферов со всего мира. Они мне рассказывали о себе, а я снимал.

– Твой короткометражный фильм о горных спасателей “72 Часа” было отобрано для кинофестиваля Galil Adventure Film Festival 2020 в Израиле. Расскажи, как это тебе удалось?

– Фестиваль состоится летом, результаты где-то осенью будут известны. Есть специальные сайты, где собраны все фестивали, и ты просто подаешь заявку. Если ленту отберут, в течение двух лет она не должна быть опубликована онлайн, потому что ее будут показывать на фестивалях. Поэтому с одной темы о горных спасателей я сделал два фильма – короткометражный “72 часа” для кинофестивалей и полнометражный “Снежные Барсы Карпат” для публичного просмотра в социальных сетях. Это уже третий мой фестиваль. Первый был украинский – “Буковина”, также был отобран на GAFF Galil Adventure Film Festival и Košice International Monthly Film Festival.

Киноиндустрия – это длительный процесс. Обычно два-три года занимает фильм, еще два года фестиваль. Поэтому от идеи до момента, когда картину увидят в открытом доступе, проходит минимум 4-5 лет. Поэтому режиссеры не очень любят брать какие-то суперактуальні темы, хотя фильм о горных спасателей сейчас очень актуален.

Съемка, монтаж, релиз “Снежных Барсов Карпат” заняли почти год, 9 месяцев, как ребенок. Над фильмом “66 сцен...” я работал тоже где-то год.

– Как ты научился монтажа?

– Мне было трудно монтировать фильм про спасателей, потому что я не знал, как это сделать. Летом отправился в киношколу “Заноза”, а также в Харьковскую киношколу визуального киноискусства, которые на грант от УКФ проводили мастер-классы в Ужгороде. Фильм “72 часа” я сделал в рамках Харьковской киношколы. Люба Дуракова и Алиса Коваленко были кураторами киношколы и помогли мне сформировать идею короткометражки и с монтажом.

– Что труднее делать, коротко - или полнометражные фильмы?

– Трудно сказать, везде своя специфика. В короткометражном фильме все должно быть четко, каждая сцена должна “стрелять”. В полнометражном тоже, но есть больше пространства. Все учатся на короткометражках. Лента про скорую – тоже короткометражная.

– Как долго ты снимал кадры для фильма про скорую?

– Я снимал три смены. Это уже третья моя киношкола – INDIE LAB в Киеве. В ее рамках и снимал фильм про скорую помощь. Набирали в киношколу людей с отснятым материалом, но я не хотел еще раз снимать про спасателей, потому что уже есть и короткометражки, и полный фильм, том подал идею о скорой. Сначала организаторов взяли сомнения, что я успею отснять новый материал и что мне удастся получить разрешение от Министерства здравоохранения. Все нужно было сделать до Нового года.

Продюсер проекта этой киношколы написала письмо, что человек хочет снять фильм про скорую. Министерство здравоохранения дало разрешение, а также указание председателю скорой, с ним мы пошли к начальнику скорой, попросили, чтобы помог съемке. Там возникла сложность, ведь нельзя снимать больных через врачебную тайну. Я пытался так делать, чтобы лицо не было видно, если человек не давал согласие. Снимал тех, кто соглашался. Во время дежурств была и стрельба, и больной с сердцем, и ДТП. Мало кто до этого снимал скорую.

Начальник скорой отправил меня на станцию №5 “Печерск”, там меня прикрепили к конкретной бригады. Никто не был рад, что я снимаю, и первый день выдался тяжелым.

В среднем один вызов длится 1-2 часа, между вызовами есть от 10 минут до часа на отдых, хотя бывает, что бригада даже не заезжает на станцию и сразу едет на другой вызов. Смена длится 24 часа. Это трудно, и врачи отметили с уважением, что я с ними пробыл все свое рабочее время.

Утром вставал где-то в 4 часа, потому что жил за Киевом, добирался по полтора часа до той станции. Немного денег накрауфандив, еще потратил много своих на дополнительное оборудование для съемки и проживания. Когда снимал про спасателей, люди больше откликались, тогда я много накраудфандив, что покрыло примерно половину из нужных расходов. Видно, для аудитории социальных сетей и друзей эта тема более актуальна была.

– Какая часть самая тяжелая?

– Самая трудная часть работы – это построить концепцию. По сути, в набор видеороликов надо вклинити идею. На одно и то же видео можно наложить разную идейную нагрузку. Что я хочу сказать этим фильмом? Перед работой над ним надо хорошо обдумать, что именно ты хочешь донести до зрителя. В документалистике есть гипотезы “Я думаю, что скорая – это такое-то и такое”, а есть реальность. И эти гипотезы могут сходиться с реальностью или нет. У меня много нового возникло во время съемок, чего я не ожидал.

Скорая – это как бы срез общества. Мы в обычной жизни не сталкиваемся с теми бездомными, стариками и ДТП... Люди тихонько обходят эти ужасные вещи. А врачи сталкиваются ежедневно. Люди, если видят бомжа, что где лежит, не хотят даже говорить с ним, только звонят в скорую: придите, заберите.

Во время съемок ты реально учишься коммуницировать. Я пришел, буду их снимать, и меня бригада не очень радушно встретила. Бонусов от съемок у них никаких, ведь зарплаты маленькие, еще их постоянно проверяет начальство. Но уже на следующей съемке отношение работников скорой изменилось, и через некоторое время они принимали меня за своего, особенно как увидели, что сдаваться я не собираюсь и продолжаю снимать. Пробыл с ними три смены: до Нового года, на сам праздник и после.

– Какие идеи на будущее?

– У меня есть сто записанных идей (смеется, – авт.). Но есть и такие, которые бы я хотел реализовать в ближайшее время. Например, недавно прочитал статью о Медицинской сотню, и это действительно поразительно, как медики спасали людей на Майдане, об этом хочется снять документальное кино. Пожалуй, этим и займусь вскоре. А еще есть идея исследовать тему карпатской мифологии, поэтому, возможно, параллельно возьмусь за такой проект. Главное – найти идей для финансирования.

– Думал ли о монетизации своего кино?


– Сегодня кино живет тем, что берет средства из фондов. Госкино предоставляет финансирование режиссерам с образованием. Я учился на инженерно-техническом здесь, в Ужгороде. Параллельно у меня есть небольшая команда, мы создаем игры. У нас пока что кинорынке нет, но он активно развивается. Да и кто будет вкладываться в фильм про скорую? Если бы я снимал кино вроде “Сватов” или “Свингеров 2”, тогда да. Имею идеи игрового кино, впрочем посмотрим, как оно будет. Так или иначе, это новая для меня сфера, где надо много учиться и исследовать, но идея создавать фильмы меня очень увлекает.

Напомним,Немецкие врачи назвали продукт, который спасает от коронавирус

Читайте на ГК:Они повсюду, сезонные монстры нападают на закарпатцев: как не стать жертвой?
Читайте на ГК:Его возвращения ждали почти 2 года: Закарпатье встретило своего давно погибшего защитника (ФОТО, ВИДЕО)
Читайте на ГК:Закарпатская полицейская с позывным «Лиса» спасает жизни товарищей на фронте: сила украинки (ФОТО, ВИДЕО)
Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский