1. Главная
  2. >
  3. Культура

На Закарпатье находятся единственные в Украине церкви стиля Марамороской готики / ФОТО

1370
Культура Новости Хуста

Неповторимые деревянные церкви, занесенные в список мирового наследия ЮНЕСКО. Все это – Мармороский готика.

На Закарпатье находятся единственные в Украине церкви стиля Марамороской готики / ФОТО

В Украине, на Закарпатье, лучшие образцы этой самобытной группы сакральных сооружений годами стоят с прогнившими балками и дырявыми крышами, сквозь которые протекает на древние оригинальные иконы...

Распространение и значение

Итак, Мармороский готика – группа деревянных церквей, в стиле которых ощущается влияние готического архитектурного стиля каменных сооружений, отметили на портале РИСУ.

“Тип храма с башней над бабинцем, по нашему мнению, возник как оборонительный уже в ХІІ-ХІІІ вв. во времена жестоких и непрерывных войн... – пишет Г. Логвин в упомянутой книге. – Очевидно, в конце XIII века. или в начале XIV в., параллельно с проникновением рис готики в каменную архитектуру, они появляются и в деревянном строительстве, именно в тех элементах, которые составляли наиболее “подвижную” часть композиции масс – венчание башни. На них устраивают высоченный шпиль – сначала один, а впоследствии – с четырьмя маленькими башнями на углах кровли... Башни с несколькими шпилями имеет большое крайниківська группа церквей в Стеблівці, Крайникове, Сокирнице, Даниилу и Александровке”.

Все эти села входят в Хустского района и в данной статье речь идет о судьбе храмов именно в них.

“Мармороский готика в Украине есть только в Закарпатье и уже этим уникальна. Этот тип сакральной архитектуры захватывает также часть Румынии. У наших соседей он возвышен до уровня национального символа. Если сравнивать эти храмы в Украине и Румынии, то украинские церкви какие-то уютнее, обжитіші. Возможно, украинский характер проявляется именно в этом ощущении... В том, что идея вертикализму не перечеркивает простые житейские радости”, –говорит Н. Сирохман.

Общие проблемы сохранения

Конечно, ситуация каждой из названных церквей индивидуальна и заслуживает отдельного рассмотрения, что и попытаемся сделать ниже. В то же время многие банально-прозаических проблем, которые имели бы просто не существовать в развитой стране, которая вот уже четверть века на словах “стремится в Европу” – типичны для всех пяти случаев. И их учет – грустное вступление к теме.

а) Первая проблема всех памятников Мармороської готики, что сразу бросается в глаза – необходимость обновления кровель. Дело в том, что издавна такие храмы покрывали специальными дощечками-лемехом – кровельным материалом из длинных деревянных пластин, которые отличны от гонта и сложнее в изготовлении. А поэтому дороже. Понятно, что они требуют регулярной замены.

б) Вторая проблема – нехватка средств.

в) Третья проблема, которая стоит на пути сохранения памятников области, – нехватка контроля.

Данилово: церковь святого Николая

Храм является самым молодым в группе: надпись на его дверях удостоверяет, что здание составили 14 мая 1779 года.

Памятник реставрировали в 1968 году архитекторы Л. Дмитриевич и Иван Могитич.

Теперь община в Данилово конфессионально поделена. В селе есть приход УПЦ (МП) зарегистрирована 31 июля 1991 года, приход Мукачевской греко-католической епархии зарегистрирована 21 октября 2005 года, община Церкви Адвентистов Седьмого Дня, зарегистрирована 25 июня 1998 года, сообщила завсектором религий отдела национальностей и религий Закарпатской облгосадминистрации Марианна Лендьел. Деревянный храм решением облисполкома Закарпатского областного совета 19 сентября 1991 года передавали в пользование общине УПЦ (МП). Теперь церковью-памятником пользуется небольшая греко-католическая община.

Крайниково: церковь святого Михаила

Церковь возвели в 1666-1668 годах, о чем свидетельствует надпись на двери.

В советские времена в церкви устроили музей. Решением исполкома областного совета от 19 сентября 1991 года храм передали в пользование общине УПЦ (МП). Впоследствии колокольню от церкви св. Михаила переместили в местной православной церкви и обили железом.

“Храм принадлежит к числу тех, немногих в Украине, имеющих настенное рисование по полотну, наклеенной на гладкие стены деревянного сруба. Рисование XVII-XVIII веков довольно запущено. Композиции, имитирующие иконостас на восточной стене нефа, еще сохраняют первоначальный колорит. Ощутимо потеряно более поздний роспись графического характера в алтаре. Отдельные иконы из разобранного иконостаса 1769 года работы "маляра Яворского из Вилок" украшают наву”, – читаем в книге Н. Сирохмана “Пятьдесят пять деревянных храмов Закарпатья”.

Александровка: церковь святой Параскевы

Церковь построена в 1753 году. Это уже второй храм в селе и его нижние брусья, как считает львовский исследователь Андрей Кутный, родом из XV века.

Дубовые срубы установлены на мощных фундаментах длиной 9,2 м и сечением 34-65 см.

“В александровском храме можно увидеть богатые, полные и наилучшим образом сохранившиеся настенные росписи, выполненные в 1779 году мастером Стефаном Теребельським, и рисование народных мастеров. Об этом сообщает надпись на западной стене нефа. Когда бабинец с плоским потолком от нави с высоким арочным сводом отделяла срубная стена с открытым порталом. Внутри XIX века проход был увеличен. Алтарный сруб огорожены четырехрядным иконостасом XVIII века”, – читаем на сайте “Деревянные храмы Украины”.

Сокирница: церковь святого Николая

Храм построен в 1704 году и первоначально, как церковь-дом без башни с высокими крышами и соломенной кровлей, находился в селе Тросник нынешнего Виноградовского района. В 1748 году в церкви установили иконостас. В 1770 году сооружение перенесли в Сокирницю и перестроили, добавив высокую башню над бабинцем и арочные своды над всеми частями. Того же году построили колокольню.

Стебливка: церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь была построена в 1797 году, хотя отдельные элементы – 14-метровые дубовые брусья – датируют XVI веком. Этот храм можно увидеть только на старых фотографиях и чертежах, потому что он сгорел. Но все по порядку.

jpg" align="center" />

Вместо выводов

Таким образом можно подытожить, что ситуация с сохранением крайниківської, или же хустской, группы церквей – так называемой Мармороської готики – чрезвычайно сложная. Нужна коренная смена, даже радикальная перестройка, государственной политики в этой сфере, которая предусматривала бы не только закладки и “освоения” средств, но и основную образовательно-воспитательную составляющую, прежде всего среди местного населения, молодежи. Усилия, которые предпринимаются на местах для поддержания состояния рассмотренных церквей, недостаточно и уникальный пласт украинской культуры может быть уничтожен через элементарную равнодушие правнуков тех, кто творил эти шедевры, и бюрократию государственной машины.

Приходится констатировать, что уже безвозвратно утраченными есть части интерьеров этих храмов, бесценные иконы, росписи, разрушается архитектурное окружение. Таким является результат многолетней гуманитарной политики (или ее отсутствия?) независимого государства Украины в рамках одного, конкретно взятого примера.

В наши дни александровская церковь святой Параскевы находится в запущенном состоянии, хотя на стене висят таблички с информацией, что это – памятник архитектуры, которую охраняет государство, и что эта достопримечательность – краеведческий музей. В храме протекает крыша.

Читайте также:

Поделиться:
Facebook
Twitter(X)
Whatsapp
Telegram
Viber