Сегодня к Ужгородскому государственному музучилищу им.Д.Задора пришел бывший студент вуза, а ныне – доктор искусствоведения, профессор НМАУ ім.П.Чайковского Юрий Чекан.
Гость выступает перед студентами и преподавателями музучилища не впервые. В прошлый раз Юрий Чекан прочитал лекцию о барочный пение, сейчас же выбрал более широкую и интересную не только для музыковедов тему – "Филармоническая зала в истории музыкальной культуры". К слову, ужгородская аудитория стала первой, кто прослушал эту лекцию своим студентам в Национальной музыкальной академии профессор подаст новый материал лишь в следующем семестре.
Как рассказал лектор, в эпоху Средневековья музыкальное искусство бытовало в храмах, за тем – в придворном аристократической среде. Первый в Европе специализированный концертный зал "Holywell music room" появился лишь в 1748 году в Британии – благодаря совместным усилиям и средствам нескольких музыкальных обществ, куда входили профессора и студенты музыкального факультета университета в Оксфорде, других вузов, певцы церковных хоров и просто поклонники музыки. Спустя в Британии построили еще несколько концертных залов и этой практикой вдохновились другие страны.
На дальнейшее развитие оперных театров и филармоний уплинула ряд факторов – общественные явления, культурное развитие, технологический прогресс. В частности, речь идет об увеличении количества профессиональных музыкантов, основания престижных высших учебных заведений, которые предпочитали иметь собственные концертные залы, внедрение новых технологий в строительстве, налаживания фабричного производства музыкальных инструментов,появление музыкальных издательств и специализированных магазинов, а также – общая демократизация, что предусматривало свободный доступ к музыкального искусства представителей разных социальных классов. Так, наряду с первыми концертными залами, рассчитанными на несколько сотен мест, со временем появляются настоящие гиганты, как, например, Альберт-холл, мемориал, построенный в Южном Кенсингтоне (одном из районов Лондона) в честь принца-консорта Альберта, одна из самых известных в мире культурных учреждений, концертный зал которого вмещает около 10 тысяч посетителей. Роскошную сцену своего времени удостоили выступлениями не только мировые исполнители классической музыки, но и легендарные рок-группы "The Beatles", "Led Zeppelin" и "Deep purple".
В последнюю треть ХІХ века, говорит Юрий Чекан, в музыке выделилось немало направлений, что, в свою очередь обусловило строительство концертных залов и соответственно новых потребностей. К примеру, для рок-концертов, в сравнении с классической музыкой, акустические характеристики зала являются не столь важными, как техническое усиления звука. В подтверждение всего сказанного, лектор продемонстрировал подборку фотоиллюстраций – самых первых, самых больших, самых оригинальных и самых престижных концертных залов Европы. Именно на нее, а не на северного соседа, в своем культурном развитии должна равняться Украина, – считает профессор. И что может быть промовистішим, за цифры:
Театров/млн.нас.: Россия – 3,2; Австрия – 34;
Музеев/млн.нас.: Россия – 10; Нидерланды – 35; Германия – 32;
Музеев/млн./столица: Москва – 8; Лондон – 41; Париж – 39;
Библиотек/млн.нас.: Россия – 368; Финляндия – 2500;
Симфонических оркестров/млн.нас.: Россия – 1,6; США – 4.
Напоследок, Юрий Чекан назвал лучшие, по его мнению, концертные залы Украины: рядом с Национальной филармонией Украины, Запорожской и Львовской оюласними філармоніями, одна из фавориток профессора – Закарпатская областная филармония.
Управления культуры Закарпатской ОГА
Читайте также:
- Часть мужчин с 1 октября снова выпустят за границу: в Украине обновили список «выезжающих» граждан
- Денег не хватит: закарпатцам стоит запастись товаром, которого завтра может не быть в магазинах
- Там, где не сгорает огород: ценный ресурс, который выручает закарпатцев во время войны
- Вкусный «зонтик» в закарпатском лесу: что это за находка и стоит ли «футбольный»?