Вчера, 3-го сентября, в закарпатском Мукачево состоялась не слишком значительная, на первый взгляд, событие местного масштаба.
В городе над Латорицей открыли очередной монумент - уникальный памятник цигану-дворнику.
Событие как будто второстепенная и интересна разве что самим мукачевцам. Однако инициаторы проекта явно надеялись привлечь к своей акции шире круг внимания, что в итоге им таки удалось. Ведь в Мукачеве теперь целый памятник превосходства, презрению и человеческом глупству, которые воплощены в металле.
Начиналось все довольно невинно. Народный депутат Украины Виктор Балога на своей странице в сети Фейсбук распространил фотографию с такой подписью:
"Автор идеи − Андрей Балога. Автор работы − наш народный скульптор Иван Бровди Васильевич. Варишь скоро украсит щи єнна скульптура. Что повесьте − ко йсе?"
На фото − Андрей Балога и Иван Бровди возле скульптуры − бородатый дед, с веником в руках и собачкой-компаньоном у ног.
Народ в комментариях начал гадать, кого же изображает памятник. В основном это были нейтральные и наиболее очевидные вариации на тему: "Ах, дворник! И это крутецько, что вы вшануєте эту профессию.". Однако в одном из последних комментариев появилась версия, которая по сути и раскрывала очень "оригинальную" концепцию автора работы и его мецената – "Цыган с псом?".
Уже в следующем своем посте Андрей Балога объясняет, конечно, в более корректной форме, что это:
"Молодой скульптор Бровди в роли "рома", который выметает всю нечисть из Вариша и области".
Конечно, никто не может запретить скульптору видеть себя в какой-то "роли", на то они и творческие люди, чтобы примерить на себя образы. Однако возникает другой вопрос, почему статую "Молодой скульптор Бровди в роли "рома" не установили, например, перед домом самого скульптура, или, в конце концов, во дворе дома Андрея Балоги.
Зато памятник цинично установили на перекрестке улиц, где сосредоточено наибольшее количество цыганского населения. То есть теперь, как только ром выходит из дома, то сразу видит напоминание своего места в жизни. Очевидно, ромы, в представлении авторов идеи, могут только убирать улицы, постоянно оставаясь в тени, ибо выполняют эту работу тогда, когда все "белые люди" наслаждаются сном. А что говорить о тех цыган, которые работают учителями, врачами, художниками, музыкантами, переводчиками, юристами? Тем более, что сказать о тех, кто стремится ими стать и вырваться из замкнутого круга бедности, социального неравенства и дискриминации. Возможно стоило установить памятник рому, который работает учителем?
Не замедлила реакция на такой "концепт" скульптуры и от самих цыган.
Музыкант Аладар Пап, который является представителем одной из самых известных цыганских музыкальных династий в Украине, так прокомментировал эту оказию в сети фейсбук:
"А почему нас − цыган ассоциируют только с дворниками? Ромская ремесло не имеет ничего общего с двірництвом. А что? Может и мне поджечь свой диплом и начать подметать улицы: мы же ромы, не умеем ничего другого, так? Хочу одно сказать: чтобы люди, которые не компетентны в вопросах истории ромов Закарпатья, высказывались в вопросах, в которых они могут мне что-то новое рассказать. Музыканты − это основная профессия ромов Закарпатья. А если вам нравится, чтобы вас унижали и смешивали с грязью, то это ваше дело. Я не человек, и не из такой семьи, и не так воспитан, чтобы я промовчував и не мог понять, что это просто ЯРЛЫК, который привыкли вешать на цыган".
Действительно, если представителям мукачевской власти, так сильно хотелось "уважить" закарпатских ромов, то почему они не установили скульптуру цыганского музыканта, который занимает важное место в закарпатской культуре и традициях? Или же рома-кузнецу, рома-ювелиру, рома-мастеру деревянного или медного посуды − как видите, вариантов много.
Возможно, если бы на этапе проектирования и замысла, мукачевские фивники дали себе труд посоветоваться с самими ромами, то результат был бы другим.
Однако цыган никто ни о чем не спрашивал: "Получите. Распишитесь". Или, как во время открытия "тонко" намекнул сам автор скульптуры: "...чтобы вы осо знали нич с неба не падает, то есть подарок вам, поэтому благодарите Андрею Балоге...верьте ему, ибо он является честным, верьте ему, то хороший человек", "...берегите, не ломайте, то вам подарок". Такие слова даже без лишних объяснений свидетельствуют о уровень пренебрежения к ромского населения (воруют, не уважают, ломают, да еще и неблагодарные). Возможно, господину Бровдію, нужно было заучить это на венгерском и продублировать? Ведь выборы на носу. Есть риск, что кто-то из присутствующих ромов не понял, кто именно их "осчастливил" накануне, и как и кому, они должны быть "благодарны".
Впрочем, депутат от цыганского поселения Михаил Иванович Йовнош сделал это за всех. Вот интересно, Михаилу Ивановичу самому не противно было указывать на то, что "этот памятник символизирует уважение к ромам, то что они впитывают – работают!!!". Вы же сами себя отнесли к той группе, которая "может только убирать". А теперь господину Йовношу можно было бы поинтересоваться, как чувствовали себя ромы, которые работают на других работах? Во время открытия памятника отметили, что все, что делают цыгане, они делают с душой"... Так что, получается, единственное, что они могут делать, так это убирать улицы, зато "с душой".
Но что хуже всего, так это то, что власть пускает пыль в глаза самому ромскому населению этим псевдовизнанням "весомой работе "обычного рома" для общества". Но ведь выборы близко. Наверное, уже не так безопасно, подкупать голоса населения банальными "гречневыми пакетами". Власть шагает со временем, и находит другие, "модернизированные", методы получения благосклонности избирателей. Но именно этим городская власть показала свое пренебрежительное, на грани с абсурдом, отношение к ромского населения.
Колоссальную сумму, которую потратили на установку памятника, что унижает достоинство цыганского населения, можно было отдать на другие, мягко говоря, более насущные потребности.
Полтора года местные цыгане имеют просто критическую ситуацию с водоснабжением. Если точно, то вода в лагере − отсутствует. Так может, если уж так хотели "отметить" свое уважение и благосклонное отношение к ромского населения, следовало позаботиться о качественном, центральное водоснабжение для людей. А потом можно установить самим себе памятник, например, с канализационной трубой в руках! Или обустройство водоснабжения − это "козырь в рукаве" на какие-то очередные выборы?
К сожалению, об этой беде не было слышно от лиц у микрофона во время открытия памятника. Ни от тех, кого туда просто не пустили, и тех, что всегда в тени. От тех, кто не стоял у власти, улыбаясь, кто был "рядовым, обычным ромом, от тех, кто не поддержал спетый цыганский гимн. Уже никто давно не верит в обещания городской власти о каком-то улучшении. Никому не нужно закрывать рот подачками сверху, типа продовольственных товаров или мешков щебня. Ромская населения хочет функционировать как полноправная единица в обществе, приобретая и обеспечивая условия для своей комфортной жизни СВОИМ трудом, а не надуманными моделями/ролями поведения, которые теперь еще и зафиксированы в памятной скульптуре.
Если власть и хочет выступить в роли "отца", который диктует, кто и как должен себя вести, то создайте условия для функционирования общины. Главное, дайте почувствовать себя человеком, а не марионеткой, которой манипулируют. Может достаточно уже этих "подачек"?! Пусть цыгане сами отстаивают и зарабатывают социальные бонусы. Потому что они уже к этому давно готовы. Правильно говорил дядя А. Маслоу: "только тогда, когда удовлетворялись фундаментальные потребности человека, есть вариант самореализации". Так удовлетворите их, давая возможность на свободное образование, медицинское обеспечение и трудоустройство. А не бросайте опостылевшие и унизительные пакеты раз в 4 года. Ромы − не масса, не сезонный электорат. Они такие же люди, которые хотят места под солнцем! Хватит уже унижать и изолировать ромская населения! Достаточно игнорировать проблемы водоснабжения, сегрегации в школах, больницах, и других,социально важных учреждениях. Но для этого нужно хотя бы принять предложенную нами Программу устойчивого развития ромской общины и поданное заявление о создании Органа самоорганизации ромов (которую городская власть так удачно блокирует уже третий месяц), кроме этого "рядовой" ром не может получить идентифицирующие документы, через чрезвычайно сильное давление власти, а тут памятники ставят, и "гордятся" их профессии. Их единственной профессией...
Однако этим жестом власть еще раз показала себя, как "...нечисть которую нужно вымести из Вароша". И, возможно, это сделают те ромы, вместе с другими сознательными закарпатцами, которым все таки не безразлично, кто именно представляет и будет представлять их интересы.
P.S. Выражая свое возмущение и несогласие с таким позіонуванням ромского населения, цыганские активисты и правозащитники инициировали проведение всеукраинского флешмоба. Предлагаем вам ознакомиться с первыми снимками в рамках мероприятия.