1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

Очерки истории Виноградовского района: Шаланки – крупнейший по населенности и территории село Угочанского комитата в долине Боржавы ( ч.1)

23.03.2016 10:42 Общество Эксклюзив

В 1567 году 40 шаланецьких хозяев имели свои порты.

В 1567 году 40 шаланецьких хозяев имели свои порты.

До 1946 года – Шоланк. Село расположено на расстоянии 18км от районного центра, имеет железнодорожную станцию на узкоколейке Виноградово-Хмельник. В связи с запущенным состоянием автодорог Виноградов-Шаланки и Вилок-Шаланки, стало труднодоступным для автомобилистов.

Шаланки находятся в северной части района и омываются с севера рекой Боржава, а с юга – Салбою. На востоке села находится гора, которую еще до недавнего времени даже в серьезных научных работах называли Шаланки, но, исходя из древней местной традиции, будем называть ее Гемливц (368,6 м).

Есть несколько версий объяснения названия села. Венгерский летописец Аноним писал о правителе Шолана (возможно Чолана), который еще перед переселением мадьяр властвовал в междуречье Тисы и Дуная. Не исключено, что село свое название получило от его имени. В староугорській языке Шолан является собственным именем, фамилия Чолан, которое происходит от тюркских языков, или, даже, венгерское имя Шоломон, могут быть приняты во внимание при определении происхождения названия села. В украинском языке Шаланки является озвучивание венгерского названия села в множественном числе.

Шаланки были крупнейшими по населенности и территории селом Угочанского комитата в долине Боржавы, преимущественно на равнинной и болотистой местности. Эта большая территория в 1295 году еще лежала в пределах так называемого Чорнопотіцького поместье Гут-Келедської народности.

С названием Шаланки впервые встречаемся в 1332-1337 годах. Расцвело большое село за короткое время между 1295 и 1332-1337 годами. Сотмарсько-угочанский ветка Гут-Келедів – Гочаї, Шоланкі, Отьої, затем, долгое время, семья рожальських Кунов - представляла владельцев села. После вымирания мужской линии Кунов в владения вступает женская линия этого рода – графы Борковці, а затем подобным образом – графы Кароли. Это было уже в XVIII веке.

Первые списки крепостных датируются 1509 годом, в котором находим такие фамилии: Адам, Алч, Балинт, Борто, Бокор, Дейнеш, Фабиян, Фодор, Кордош, Котоно, Келемен, Кийс, Ковач, Мартон, Молнар, Палфи, Жолдош, Санісло, Шолтес, Кенейз, Конц, Косто, Рац, Товт, Орос. Согласно переписи населения в 1509 году в селе проживало 262 человека (47 хозяев, 77 семей, в основном венгры).

В 1567 году, согласно архивных документов, в Шаланках было 40 плательщиков военного налога - діки. Из них имели целую порту – 34, півпорти – 6 человек. Что такое порта? Это ворота, в которые мог въехать воз с сеном. В украинских селах по - народному называли «порция». Порта - это еще ділець (телек). Кто не имел телека, не платил налогов (порции). Таких в Шаланках насчитывалось 75 человек. Не платил дани и биров (бывший). Их в селе было трое. Освобождены были от налогов также слуги (один) и погорельцы (один). Заброшенных телеков было шесть.

В отличие от сел Затисянщини – Сасова, Чорнотисова, Королева, Ботара и самого Севлюша (в которые венгерские короли заселили после их опустошения фламадських и саксонских госпітів –колонистов), в Шаланках не было переселенцев ни из Германии, ни из Италии. Случилось так, что опустошены монголо-татарами территории, где теперь расположены Шаланки, были подарены Миклошу - сын Тибо из династии Гуд-Келетів. Последние имели большие владения в Сотмарі в долине реки Сомаш. Именно оттуда заселили Шаланки венгерскими колонистами. Поэтому древние жители Шаланок не имели никаких генетических влияний других народов. Да и во время набега крымских татар в 1717 году потеряли лишь одного простолюдина.

В 1851 году Фийнєш Элек писал:

«Шоланк - венгерское село в Угочанському комитате, 14 римо-католиков, 450 греко-католиков, 987 реформатов из реформатской и греко-католической материнскими церквами. Земли территории села крупнейшие от всех в комитате и высокоурожайные, лес очень большой, есть виноградная гора, а луга, лежащие в долине реки, можно косить дважды.»

История села неразрывно связана с религиозной жизнью. Первую, одну из древнейших церквей в Угочанському комитате, построили еще в 1390-1405-е годы. Это была римско-католическая сельская готическая церковь. Когда римско-католическая приход в полном составе принял реформатскую веру, а произошло это во второй половине 1500-х годов, церковь продолжали использовать, очистив от икон, статуй.

Селу и церкви большой ущерб наносили пожары. Первой колоссальный ущерб пожар нанес в 1789 году, когда сгорели дотла 84 дома вместе с церковью. Вопреки всему, верующие, в первую очередь, все свои усилия сконцентрировали на восстановлении церкви. Более того, после этого ее дважды расширяли. Впервые - в 1821 году , тогда снесли святилище и достроили ее восточную часть, второй раз - в 1936 году, когда построили ее северное крыло.

В 1595 году в Березькій реформатской епархии насчитывалось 338 материнских церквей, среди них находим и шаланецьку. В 1600 году шаланецький ректор Фелдварі Иштван участвует в Береговском синоде. Этот архивный документ важен тем, что дает возможность узнать, что во время принятия реформации в Шаланках, кроме проповедника, были школьные учителя.

В 1607 году березькі окружные собрания, которые происходили в Берегове, направляют в Шаланки проповедником Густые Лэнарда. Знаем также, что в 1645 году здесь служил Берегсасе Даниэль, начиная с него, известны все фамилии священников до сегодняшнего дня. С 1645 года осталась хартия – сегодня мы бы ее назвали листком оплаты, которая подтверждает, что шаланківський пастор получает одну из самых больших дотаций (вознаграждений) в Береговском реформатському округе.

Во время расширения здания церкви обнаружены герб села с тремя звездочками и тремя зубами дракона.

В ХХ веке реформатскую общину обслуживали пасторы: Бігорі Лойош (1898-1932), Горкої Лойош (1933-1959), кстати, он написал историю села и реформатской церкви в книге «Камни говорят», Лойош Мигай ( 1959-1999), Ловрінцней Фабиян Ева (1999-2003), Тегзе Лорант (2003-2009).

В архиве реформатской общины находится много важных документов. Среди наиболее значимых можно назвать разрешение на использование общиной леса возле Длинного мочару, изданный в 1604 году Селеші Жофією. Сохранены для истории и списки людей, которые пострадали от пожара в 1789 году и фамилии шаланецьких верующих, которые восстанавливали храм и свои дома.

В церкви при ее расширении найдено надмогильную плиту Кун Гашпара, который умер 24 декабря 1608 года. На плите четко виден герб Кунов – три зуба дракона и со стороны три звездочки. Этот герб использовался и на печати села в 1647 году.

С 2009 года реформатскую общину обслуживает пастор Отілло Болог.

14in;">Шаланецька греко-католическая община в первом церковном переписи 1747 года отсутствует. Причины этого неизвестны и еще предстоит их исследовать. Дело в том, что многие факторы указывают на то, что в тогдашнее время община существовала, более того, она должна была быть среди ведущих религиозных общин конфессии.

Это, в первую очередь, указывает запись в шематизмі 1821 года, в котором шаланецьку общину отмечают как parochia antiqua, то есть, старинная парафия. Такое определение принято применять только в тех обществ, которые были образованы до 1771 года.

На наличие греко-католической общины указывает и отчет епископа Мануила Ольшевского 1751 года о визитации греко-католических приходов в Угочі по распоряжению Марии Терезии.

Вот что пишет владыка о Шаланки:

«Один священник Михаил Попович, посвященний от епископа мармоційського Дорофея, облеченку достав от епископа мукачевского Блажовського. Хищную имеет телеку церковном, дарованом графиней Борковцій. ... газдов есть десять, способных к исповеди около 30, все висповідалися, платят по возрасту ржи и повдня работы. ...церковь деревляная, шинглами старыми покрыта, не знать от кого посвящена, в бідном и смутном состоянии. Чаша мидяна, ложичка циняна, дискос не приличный и покрывала нич не стоят.»

Вторую деревянную церковь построена парохіянами в 1762 году. В 1847 году упоминается деревянная церковь, что стояла на месте сада возле нынешнего храма. Рассказывают, что церковь сгорела, но сохранились все образы из старого иконостаса.

Протектором церкви в 1814 году был граф Кароли. Это значит, что он содержал церковь и без его согласования епархия не могла назначить священника в Шаланки. С 1821 года церковь попала, согласно решения епископа, к разряду тех, которым епископ свободно даровал приход священнику без согласования с землевладельцами.

В собственности церкви есть обломки иконостаса, который, согласно устным преданиям, украшавший предыдущий деревянный храм. Существование ранней церкви подтверждает шематизм 1847 года, в котором упоминается церковь, посвященная святому архистратигу Михаилу. Согласно переписи 1792 года в греко-католической общине было 370 верующих, что на тот период было значительным количеством.

В шематизмі 1883 года впервые указывается материал, из которого построена церковь – « камень или твердый материал».

Нынешнюю церковь освятили в честь святого архангела Михаила между 1878 и 1883 годами. Каменная церковь построена в форме базилики. В алтарной части хранятся большие образы, украшавшие римо-католическую часовню, разобранную при советской власти. В память о погибших в Первой мировой войне в 1916 году в церковном саду установлен крест.

Последним священником, который служил в селе до запрета греко-католической церкви, был Юрий Матейча (1919-1949). Непокорного священника, который отказался объединиться с русским православием, арестовали и осудили на 25 лет. Из городов лишения свободы вернулся домой в 1956 году. Проживал на содержании детей в селах Ильница и Шаланки. Скончался на 75-м году жизни в 1962 году. Его бренные останки похоронены на кладбище в Шаланках.

В 1949-1991 годы церковь не закрывали – в ней проводили службу православные. 27 августа 1991 года храм вернуть греко-католикам, община которых была зарегистрирована в церковных и правительственных учреждениях. Сейчас обслуживает общину в. Степан Чірпак.

Село имеет свою славную историю, особенно связанную с национально-освободительным движением. Так, в Шаланках в частной коллекции хранится письмо, собственноручно написанное трансильванским князем Бетленом Габором 22 сентября 1627 года. В документе идет речь о споре шаланківських и березьких жителей за владение Долгого леса. Приложенные к письму князя трансильвании документы вместе составляют ценный исторический и культурологический факт истории. Здесь спор разрешился так: 30% леса ушло шаланківським, а 70% - березском. Авторитетная комиссия на месте определила границы владения.

В мае 1703 года началось восстание против Габсбургов во главе с князем Ракоци Ференцем II. Жители села принимают в нем участие, поддерживают повстанцев продуктами и деньгами. Но больше всего село прославилось тем, что в шаланківському дворце, что принадлежал графской семье Борковцій, 17 - 18 февраля 1711 года проходило последнее заседание сейма князя Ракоци Ференца II. На нем было принято решение, что князь поедет в Польшу и от русского царя попросит помощь. Дворец в 1717 году уничтожили крымские татары.

Местные предания до сих пор хранят образ князя. Народ, например, и сейчас уверен, что сейм состоялся на вершине горы Гемливц, за стол служил большой круглый камень, который до сих пор находится там. На нем князь писал знаменитое обращение к венгерской нации.

jpg" align="left" />Местные люди называют колодцем Микеша студню, построенную на одном из источников, с которого носил Мікеш Келемен князю воду, которая ему очень нравилась. Опять-таки характерная деталь. Келемена микеша в венгерской и украинской исторической литературе представляют верным слугой, писцом, дьяком. Но, как утверждает уроженец села Шаланки Кийс Барнабаш, преподаватель Береговского венгерского института – Мікеш Келемен был выдающейся фигурой в окружении князя Ракоци, руководителем его канцелярии.

Он был знатного происхождения из Загоня (Венгрия), приближенным человеком к князю. Носил ему воду, не потому что был слугой, а потому что Ракоци ему полностью доверял. Выбор князя оказался правильным, потому Мікеш Келемен последовал за ним в изгнание в Турцию и остался ему верным до последних дней жизни князя.

На одной из стен реформатской церкви есть надпись:

«На память о шаланецький сейм князя Ференца II Ракоци и последнее его здесь пребывание 17-18 февраля 1711 года. По случаю 200-летия его смерти 8 апреля 1935 года» о проведении сейма в Шаланках.

Перед Первой мировой войной село расстраивается. В 1902-1912 годах строится государственная школа. Существуют материалы, которые свидетельствуют, что в 1783 году в селе существовала церковная реформатская школа. В 1880 году было три типа школ: реформатская начальная школа для мальчиков, реформатская школа для девушек и греко-католическая общая школа. Положительный толчок развитию села дало строительство железнодорожной станции и узкоколейки в 1912 году.

С началом Первой мировой войны ухудшается материальное положение крестьян. Более 20 человек эмигрирует в Америку. После окончания войны в марте-апреле 1919 г. в селе существовала советская власть. В 1925 году создана сельская организация компартии Чехословакии, инициаторами создания которой были Г.Есть. Сич, М.И.Гриценко, И.И.Гудан. С апреля 1919 по май 1920 года село было оккупировано королевской Румынией, затем до 1939 года находится под властью Чехословакии, которая за это время дважды провела переписи населения. Интересно, что при чехах, согласно административно-территориального деления, Шаланки входили в состав Иршавского района.

Так, в 1921 году в Шаланках было 539 домов, в которых проживало 2073 жителей, в т.ч. 1008 мужчин и 1065 женщин. По национальности было 11 чехов, 468 русинов, 1460 венгров, 132 евреи. По вероисповеданию - 69 римо-католиков, 754 греко-католиков, 1192 реформатов, 145 иудеев. ( Дальше будет...)

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района

Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский