1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

Очерки истории Виноградовского района: Чорнотисово

18.03.2016 12:12 Общество Эксклюзив

До 1946 года населенный пункт имел название Фекетеардов, в чехословацкую сутки – Черный Ардов.

До 1946 года населенный пункт имел название Фекетеардов, в чехословацкую сутки – Черный Ардов.

Село расположено на расстоянии 16 км от районного центра, на правом берегу Тисы. Железнодорожная станция в селе на линии Королево-Дьяково. Через Чорнотисово пролегает автодорога Вилок-Сасово.

Происходит слово Ардов от венгерского ERDO – лес. Поселение, в названии которого есть это слово, означает, что здесь жили лесничие, охранники лесов, егеря и указывает на связь данной местности с лесом. Первая часть двочленної названия по-венгерски Fekete (черный) – дословно можно перевести Черный лес.

В 1946 году деревня получает современное название – Чорнотисово, что не имеет никакой связи ни с переводом на украинский язык, ни с его географическим или ландшафтным расположением. Имеем типичный бюрократический ляпсус, который никого за долгие годы не смущает. Переименование населенного пункта Черный Ардов в село Чорнотисово проведено Указом Президиума Верховной Рады Украинской ССР от 25 июня 1946 года.

Образования села происходило во время заселения Угочанщини - начале XIII века, но в исторических документах упоминается лишь в 1319 году. В 1355 году получило королевские привилегии, действие которых постепенно прекращается с передачей королем Ардова в 1378 году воеводам Драгу и его брату, а в 1405 году - в владения баронов Перени.

Постепенно село становится обычным крепостным поселением, за исключением того, что здесь проводятся всеугорські ярмарки и то, что село стало местом для проведения комітатських сборов. Право на проведение ярмарок Черном Ардову предоставил король Матьяш II по просьбе его землевладельцев Перени – Дьердь и Мигая.

Всеугорські ярмарки были прибыльным дело для жителей села. Они проводились по графику 4-5 раз в год. Последний ярмарка в селе провели 19 марта 1944 года. Нужно отметить, что средства, которые поступали в сельскую кассу, использовались очень рационально.

Ардов был одним из немногих сел, в котором было сделано образцово сливной водоотвод. По всему селу провели дренажные канавы, закрытые дірчатим настилом. Система была сделана с уклоном так, что воды самотеком собирались в болото. В советские времена во время проведения мелиоративных работ система была уничтожена, заилилась и засорилась.

Судя из названия, основателями села были охранники лесов - гайовики. Согласно документам, село вобрало в себя большое количество госпітів – саксонских колонистов, которые во второй половине XVII века почти незаметно растворились в венгерско-русинском среде.

Черный Ардов - поселения со смешанным русинско-угорским населением, в котором венгерское население с доминирующего постепенно превратилось в меньшинство.

Об этом свидетельствуют и фамилии налогоплательщиков в 1715-1828 годах: Берки, Бойтош, Чука, Габор, Густые, Югас, Козма, Конолош, Кираль, Киш, Нодь, Варга, Анталик, Баник, Белецкий, Бесака, Блактур, Букович, Челеняк, Доробратскі, Форчак, Голинка, Гудак, Ирка, Галушка, Костроба, Левак, Лушак, Мікіта, Новак, Пащур, Петраш, Полянские, Роскопота, Рущак, Семак, Шуба, Талабір, Турда.

В 1717 году во время татарского набега село понесло значительные потери – было полонено 66 простолюдинов, из которых вернулось лишь 30 человек.

Самой древней в Ардові является римско-католическая религиозная община. В законе 1545 года парафия села упоминается среди величайших. О ардівського священника упоминается в папской десятине 1334 года. Святилище церкви романской эпохи было возведено еще в XIII веке, готический неф и башня – в ХУ. Позже церковь перешла в руки реформатов и была возвращена католикам лишь в 1754 году бароном Жігмундом Перени.

На середину XIX века строение церкви стояла без крыши и постепенно разрушалась. Епископ Мигель Гааш из Сату-Маре прекратил дальнейшее опустошение здания, установив на ней временную крышу. Северную стену церкви украшают ценные фрески XV века. В ризнице и святилище сохранилось старинное своды, а на месте старого обвалившегося витража нефа в 1913 году был установлен новый витраж, изготовленный из чешского стекла. Начало метрических записей с 1790 года. Язык литургии – венгерский. Обслуживает общину в. Ласло Гойош.

Реформатская община в селе существует с 1615 года. Во время реформации, согласно принципу: какой веры властьимущий в такую конфессию автоматически переходят подчиненные ему деревни и церкви, католический храм перешел в подчинение реформатов. Во время контрреформации, господства Жигмонда Перени, церковь вернули католикам.

После этого реформаты начали строить небольшую церковь. К сожалению, установить точную дату ее сооружения не удалось из-за отсутствия документов. Однако доподлинно известно, что в 1870 году она стала непригодной для использования и была снесена. На ее месте была построена новая каменная церковь, которая была возведена в 1863-1879-х годах.

В 1969 году сделан внутренний ремонт, обновили побелку, завели электричество, перекрыли крышу. В 1981-1982-х годах церковь капитально отремонтировано извне. Старую штукатурку сбили до камня и заново перештукатурили все здание, в том числе и башню. Старые деревянные окна поменяли на современные с металлическими рамами.

Чорнотисівська реформатская община имеет и другую недвижимость, несколько лет назад получила взятую у нее в советские времена приход. Имеет два колокола, восьмирегістровий орган и электроорган. Обслуживает общину пастор Бейло Пелешкей.

Греко-католическая община в селе упоминается в 1751 году во время визита епископа Г. Ольшавського. В ней была церковь Вознесения с башней, хорошо обеспечена образами. В 1775 году описывают старую деревянную церковь из крепких брусьев, покрытую старыми шинглами, которые уже надо было сменить.

В 1797 году говорилось о том, что следует построить новую каменную церковь. Современную каменную церковь, которую строили в течение 12 лет, освятили 24 октября 1893 года. Иконостас и престол вырезали в 1896 году.

Первым греко-католическим священником, о котором есть письменные источники, в селе был в 1691 году Магочи - Мокош Шимон.

В 1940-м году в. Ивана Миня переводят настоятелем в Черный Ардов, поручив ему обслуживать греко-католических верующих также в селе Холмовець. После смены режима в 1944 году новая власть и КГБ начинают интересоваться им. Под лозунгом очищения края от враждебных элементов, а. Иоанна 12 июля 1947 года арестовали и осудили на 8 лет лишения свободы.

До 1949 года в селе служил а. Иван Данко, который воссоединился с русским православием 19 мая 1949 года. С этого времени церковь в Ардові была переподчинена Московскому патриархату. После легализации греко-католической церкви она и дальше осталась в распоряжении православной общины.

Греко-католики зарегистрировали свою общину, убедившись в тщетных надеждах вернуть себе храм, решили строить новый. Освящение креста, краеугольного камня и участка под строительство храма Вознесения Господня провел епископ Милан Шашик 8 апреля 2007 года.Свои богослужения греко-католики проводили совместно с сасівськими верующими, которые, не имея своего храма, молились, как говорили в народе, «под каштанами» на дворе церкви.

В 2013 году новую церковь освятил владыка Милан. Чрезвычайно большую работу на строительстве храма провел Иван Данко. Активно помогали ему Анна Шуба и Вера Личинда. Колокола подарили венгерские греко-католики. Отделочные работы и благоустройство вокруг церкви продолжаются. Обслуживает общину в. Михаил Тіводор.

Православная община, которая образовалась в результате переподчинения греко-католиков до русского православия в 1949 году, является самой многочисленной среди всех конфессий. В этом большая заслуга в. Ефрема Росохи, который 36 лет обслуживает общину. Он систематически проводит занятия с учащимися, молодежью, служит примером для верующих в повседневной жизни. Издал несколько книг на духовную тематику, консультирует студентов-богословов в написании курсовых и дипломных работ.

Нужно отметить, что Черный Ардов длительное время имел статус сельского города (mezev varos). В современном административном делении не существует аналогичного статуса, хотя, возможно, он имел нечто общее с современным поселком городского типа.

О том, что село выделялось среди населенных пунктов Затисянщини, свидетельствует и тот факт, что сразу после войны хотели сохранить существующий на то время разделение, оставив два района – Притисянский и Затисянский. Планировалось, что районным центром Затисянщини будет Чорнотисово, Королева не приняли за неудобное географическое расположение. Но потом оба районы укрупнили в один Севлюского.

Еще одной особенностью выделялся Ардов от других сел – своим домом культуры, который был построен в чехословацкий период за деньги от продажи части земли рынка для скота и собранных гражданами села.

В марте-апреле 1919 г. в селе существовала советская власть. В 1923 году создана сельская организация компартии Чехословакии. Благодаря ее активной работе, 40% крестьян Черного Ардова во время выборов в чехословацкий парламент, которые проходили в 1935 году, отдали свои голоса за депутатов-коммунистов.

Согласно переписи населения в 1921 году в селе было 303 дома в которых жили 1526 жителей, в т.ч. 755 мужчин и 771 женщина. По национальности было 12 чехословаков, 571 русин, 623 венгры, 292 евреи. По вероисповеданию - 140 римо-католиков, 577 греко-католиков, 488 реформатов, 14 православных, 307 иудеев. До деревни принадлежал хутор Гросса.

Согласно первого Венского арбитража, Черный Ардов отошел к Венгрии, границу пролегал между Ардовом и Сасфолу (ныне Сасово). Там был оборудован пост, на котором дежурили таможенники и пограничная стража. Для этого крайнюю хату, из которой выселили Гавея, обустроили под пост. 15 марта 1939 года венгерские войска начали вытеснять из Подкарпатской Украины чехословаков, здесь состоялся бой, в котором погибли 14 венгерских разведчиков. Их расстреляли из пулемета. Это еще один эпизод боев (кроме описанного вблизи Фанчикова) в чотирьохденній венгерско-чехословацкой войне.

В 1943-1944-х годах в селе действовали подпольщики развод группы Ф.Потокі. За участие в партизанском движении, гортіївці, на глазах у жителей Черного Ардова, расстреляли С.С. Вайса, В.В. Ирка, П.М. Романа. В чем была их вина?

Еще в 1920-х годах во время проведения чехами аграрной реформы в село из Длинного Иршавского района переселили пять семей. На новом месте они жили дружно, были кумовьями, хорошо хозяйничали. Одного из них, Ивана Ловгу, призвали в венгерскую армию, откуда он перешел на сторону Красной армии и попал к разведгруппы Ференца Потокі. Естественно, что его послали вербовать людей и собирать разведданные в знакомые ему места.

Так он попал к Ардова, где его земляки и знакомые П.Роман, В. Ирка и С. Вайс помогали ему с ночлегом, едой. Каких-то особых действий они не совершали. Логу поехал в Будапешт. В апреле 1944 года участников группы арестовали, а 17 июня 1944 года в пять часов вечера расстреляли.

Очевидцы расстрела рассказывают, что перед исполнением приговора им предоставили последнее слово, но воспользовался только Самуэль Вайс, который воскликнул на венгерском языке: «Да здравствует Сталин!.» Очень обидно, но через час после их расстрела донесли документы на их помиловании.

В селе есть памятник вышеупомянутым подпольщикам. Интересно, что для этого использовали обелиск, который в 1939 году был установлен в память вышеупомянутым 14-ти разведчикам. Случилось так, что все они были из соседних комитатов, поэтому их тела перевезли домой, а память о них увековечили памятником, установив на нем мемориальную доску со списком жителей села, которые погибли в Первой мировой войне. В советское время здесь подпольщиков перезахоронили, установив новую мемориальную доску.

На фронтах Второй мировой войны погибли 51 человек из села. После изменения режима 27 октября 1944 года 17 местных жителей мобилизовали в Красную армию – пятеро из них погибли. Осенью 1944 года из села арестовали 24-х человек, 19 из них не вернулись из лагерей Гулага.

В Чорнотисові знаходилалася центральная усадьба колхоза «Россия». В хозяйстве выращивали, в основном, помидоры, огурцы, перец и зерновые (пшеницу, кукурузу) культуры. Животноводство было мясо-молочного направления.

Даже лучшими успехами, чем в сельскохозяйственном производстве, могут похвастаться чорнотисівські спортсмены. Своими достижениями они обязаны энергии, энтузиазму и рвению организатору спортивно массовой работы в селе Яношу Варге. Он имел он поддержку от бывшего председателя колхоза «Россия» Александра Григорьевича. Этот мощный тандем способствовал развитию физкультуры и спорта в селе.

Далеко за пределами района известна была сильная футбольная команда, которую тренировал Янош Варга. Но и другие игровые виды спорта развивались - волейболисты, баскетболисты, гандболисты всегда были в числе призеров районных. Годами районные спартакиады по легкой атлетике в общем зачете с большим отрывом от других выигрывали чорнотисівці, они имели серьезные достижения и в областных соревнованиях.

На станции Чорнотисів работал пункт перегрузки импортных грузов. Дело в том, что ширина колеи за рубежом чуть уже, чем была принята в Советском Союзе. Некоторые вагоны переводились на широкие колесные пары, а импорт потребительских товаров перегружали. Это была довольно горячая точка,

работало 250 постоянных рабочих, в основном из Чорнотисова. Сейчас этот пункт бездействует, поскольку львиная часть перевозок, в последние десятилетия осуществляется автотранспортом. Действовал в селе и цех по выпуску масляных и сухих красок.

В наше время довольно успешно работает предприятие «Ретро» . Здесь из деталей, которые завозили из Румынии и Италии, составляли современные мебель, которые пользовались большим успехом в Украине. В связи с кризисом и падением платежеспособности населения, спрос на них резко снизился. Поэтому сейчас начали выпуск кухонной мебели, которые легче реализовать. На предприятии «Карпат фуд» занимаются производством строительной древесины.

Значительная часть людей работает на предприятиях Виноградова и Вилока, другие выживают с работы в домашнем хозяйстве. С ухоженности приусадебных участков видно серьезное отношение людей к этому делу. Конечно, как и в других окрестных селах, не обходится без подработки, которое помогает удерживаться на плаву.

Напоследок, про одного уроженца Черного Ардова, про которого современники не очень знают, потому что в советские времена его фигура была в забвении, более того, передана анафеме и никто никогда не вспоминал откуда он родом. А родился он 30 января 1889 года в Ардові в семье священника Юлия Ильницкого и Мальвины Бендас. Учился в гимназии в Сотмарі, а среднее образование получил в ужгородской гимназии.

Продолжил обучение в Пряшівській духовной семинарии, рукоположен 14 марта 1914 года. Ильницкий – один из предводителей мукачевской греко-католической епархии, придерживался проугорської, русинофільської ориентации. После рукоположения был священником в селах Ильница и Большие Лучки. Вскоре вошел в церковной управы, был нотарем (1916), советником (1924) епархиальной канцелярии.

В 1930 году стал каноником и проводил активную борьбу против православия как председатель центрального комитета защиты церкви (1925 год) и председатель миссионерского комитета (1928). Был редактором официальных греко-католических изданий: «Душпастирь» (1924-1938), «Миссийный вестник» (1928-1931) и «Добрый пастырь» (1932-1942).

Ильницкий приветствует приход венгерских войск в 1939 году, и за это был назначен советником комиссара Подкарпатья (1939-1944) и членом верхней палаты венгерского парламента (1939-1944). Как редактор «Карпатской воскресенья» (1939-1941) и председатель Подкарпатского общества наук (1942-1944) отстаивал идею отдельной угро-русинской национальности. После смерти епископа Стойки (1943) семь месяцев управлял Мукачевской епархией.

За проугорські взгляды в 1945 году его арестовали советские репрессивные органы. Суд признал его виновным в измене. На то время в СССР высшей мерой наказания служила каторга, где высшим пределом было не 25, а 20 лет, которые и получил в. Александр. И уже через год в 1947 году в городе Томск при загадочных обстоятельствах он загибов.

Из выше указанного следует, что в венгерско-угрорусинському коллаборационизме Александр Ильницкий играл первую скрипку. К его мнению прислушивались, он был частым гостем на ауденціях у высших руководителей власти. Правда, общественные результаты этих усилий были незначительными, поэтому и не удивительно, что следы деятельности А.ильницкого, в том числе и парламентской, стерлись на долгие десятилетия.

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района

Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский