1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

Очерки истории Виноградовского района: описанное в преданиях село Чепа / ФОТО

06.03.2016 19:20 0 Общество
 

По устным преданиям под церковью в Чепе был подземный ход, который связывал ее с Черной горой.

Село расположено на левом берегу Тисы за 28км от районного центра и на расстоянии 3 км от железнодорожной станции Чорнотисово на линии Королево-Неветленфолу. Через село пролегает автодорога Вилок-Чорнотисово-Королево.

До 1946 года – Чепе. Название села происходит от основы собственного имени в староугорській языке – «Чепан» (Иштван) в пестливій форме. В 1406 и 1463 годах село называли Chepha, в письменной форме буква h после p не имела звучание. Украинская Чепа - это несколько измененная венгерское название села. Название поселения менялось несколько раз: Акош, Пийтерфолво, Телек или Телкі, а позже Чепе. Последнее изменение, вероятно, связано с изменением его расположения: предполагают, что паводок, вызванный Тисой, уничтожил село и жители вынуждены были переселиться на другое место.

Как результат от названия села получили фамилии в XIV веке – Телкі, Золтан; в ХV веке – Олмаші, Акош, Чепефолві, Нодь. В разное время селом владели многие семьи. В частности, в 1567 – вдова Акош Матяшней – половина надела, Акош Мікловш - также півнаділу, Акош Дердь имела одного бедного, Золтан Ференц – одного погорельца. В 1775 году Чаро Фогараші Имре имел двух крепостных, его брат Жігмонт - также двух крепостных, Ошват Йожеф – 4 крепостных, одного желяра, барон Стойко Жигмонд – 3 крепостных, одного желяра и четырех желярів без жилья; Золтан Дерть – трех крепостных, одного желяра и четырех желярів без жилья, его брат Пал – двух крепостных.

Первые упоминания о Чепу обнаружены в письменных источниках в 1320 году. Другое название происхождение села связано с церковью. Ее построили в конце XII или начале XIII века. Считается достоверным, что в 1236 году, когда хан Батый во главе татаро-монгольской орды приблизился к Паннонии, церковь уже существовала. А ее построил господин Стефан или Чепан. Отсюда и происходит название села.

Во время татарского вторжения в 1717 году село потеряло 4-х немешів и 18 простолюдинов.

Фийнєш Элек в 1851 году писал: «Чепе – венгерское село в Берег-Угочанському комитате, 200 реформатов, 320 греко-католиков, в каждой конфессии есть священник и церковь. Имеет дубовый лес. Луга плодородные, но песни земли.»

Самой древней церковью села была возведена в 1480 году римско-католическая церковь, которая в 1697 году попала в руки реформатов. Ныне римско-католические верующие посещают часовню св. Антония Падуанского, перестроенную из помещения бывшего детского сада, полученного обществом в 1996 году. Обслуживает общину в. Ласло Гойош.

В средние века закон гласил: «Какой веры был землевладелец, такую веру обязаны были принять и жители села». Так римско-католическая церковь стала реформатской. Устные переводы передают, что под церковью был подземный ход, который связывал ее с Черной горой. Говорят, что во время внешнего ремонта церкви явно можно было выделить вход к подземному ходу.

Церковь построена из камня. Сильные стены и наличие подземного хода гарантировали защиту и спасение людям во время татарских набегов. Современную форму церковь получила в 1991 году. Община реформатов немногочисленная, всего около 100 верующих. Но вопреки этому, активность и жертвенность ее членов беспримерная. В 1990-х годах осуществили внешний ремонт церкви, во время которого полностью поменяли штукатурку. Эту работу выполнили вышковское мастера Имре Етвеш и Имре Локи.

Позже сделали внутреннюю реконструкцию. Отремонтировали штукатурку, заново побелили, поменяли пол. В 1992 году братья Вейконі изготовили современные лавочки для сидения. К сожалению, известные священники, которые служили в церкви, лишь с 1917 года: Папур Йожеф (1917), Тушо Меньгерт (1918), Шипош Меньгерт (1918-1924), Лойош Шаркань (1924-1927), Бікі Являетсянев (1927-1932), Сабов Елемир (1932-1938), Ореймус Янош (1938-1948), Годор Дюла (1948-1960), Ровжа Лойош (1960-1974), Орос Пал (1974-1978), Сюч Ондраш (1978-2001), Етвеш Карло с 2001года до настоящего времени.

В чепської реформатской общины есть недвижимость – приходской дом, она обладает и двумя колоколами: большой колокол подарил Золтан Бенедек, меньший в 1989 году закупила община.

Крупнейшей религиозной общиной села есть греко-католическая. У нее славная история. Первое упоминание о чепську общину датируется 1747 годом, хоть тогда она и не была самостоятельной – вместе с Чомою считались филиалами Гетині. Уже в 1792 году самостоятельная община, которая владела церковью, тогда уже Гетиня и Чома были ее филиалами. Все три села имели церкви. В шематизмі 1847 года указано, что церковь изготовлена из дерева. А шематизм 1874 года определяет год постройки церкви – 1505. Это самая древняя дата среди церквей нынешней венгероязычные территории. А также значит и то, что в период унии (середина XVII века) в общины была церковь.

После деревянной церкви шематизм в 1874 году впервые вспоминает, что освящен краеугольный камень новой церкви, а с 1878 года есть данные о новую каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1903 году крышу церкви покрыли железом. В начале ХХ века художник Гогола нарисовал маслом на бляхе 44 иконы к иконостасу. В церкви хранится несколько ценных картин конца ХІХ и начала ХХ века.

Первым греко-католическим священником, которого удалось установить, был Мондич Михаил в 1726-1739 годах. Последним настоятелем перед запретом греко-католической церкви в 1939-1949-х годах был Михаил Поляк, который 10 февраля 1949 года воссоединился с русской православной церковью. Во время преследования греко-католической церкви в 1949-1989-х годах храм действовал как православный. Во время легализации церкви общину греко-католиков снова зарегистрировали в церковных и государственных органах. В 1992 году церковь вернули верующим. Сейчас в ней служит в. Кристиан Ардонь. Богослужения в ней проводится на двух языках – венгерском и украинском.

Естественно, что не все верующие православной общины перешли к греко-католикам, ведь за 45 лет выросли два поколения, которые идентифицировали себя православными. Сначала они ходили молиться в Гетині и Чорнотисова. Позже на выделенном для строительства церкви земли установили вагончик, который оборудовали для богослужений.

Краеугольный камень освятили в 2005 году на праздник Рождества Божьей Матери. Посвящение осуществляли архимандриты Степан Поп и Симеон Голубка, последний приехал на праздник с церковным хором, выступление которого придал особую торжественность этому важному событию. Началось строительство храма, жертвовали верующие, благотворители, помощь оказывала районная власть, активисты общины ходили по деревням, собирая деньги для возведения храма. В церквях епархии, также, организовали сбор средств.

В настоящее время координацию работ по строительству и материально-техническому обеспечению взял на себя настоятель о. Михаил Кивак. 25 мая 2010 года, в день перенесения мощей Святого Николая, в недостроенном храме провели собрание Затисянського благочиния, на котором совершили торжественную литургию под руководством владыки Марка, руководителя Хустско-Виноградовской епархии.

Уже два года чепські православные верующие молятся в храме, который имеет обустроен престол, иконостас, на башне установлен колокол. И в дальнейшем ведутся отделочные работы. Завершающий этап строительно-монтажных работ произошел при а. Ивану Фанти, который и теперь служит обществу.

В марте-апреле 1919 года в селе была советская власть. В начале лета 1919 года румынские интервенты расстреляли сельских активистов Капушинського и И. Еденеше. В 1924 г. создана сельская организация компартии Чехословакии (инициаторами создания были М.М. Лемак и М.И. Данко).

Перепись населения в 1921 году зафиксировал следующее: в селе было 170 домов, в которых проживали 972 жители, в т.ч. 475 мужчин и 497 женщин. По национальности было 610 русинов, 161 венгр, 174 евреи. По вероисповеданию - 19 римо-католиков, 585 греко-католиков, 138 протестантов и 179 иудеев. К селу принадлежали хутора: Фогорашія, Мерменштейна, Вейса.

После изменения режима 25 октября 1944 года 45 жителей села мобилизовали в Красную армию, 13 из них погибли.

В Чепе размещалась центральная усадьба колхоза им. Кирова, выращивали, в основном, зерновые (кукурузу, пшеницу) и технические (преимущественно табак) культуры. Было развито садоводство, животноводство мясо-молочного направления. Действовал консервный завод, сувенирный цех. В селе размещался ремонтный цех райсельхозтехники.

После распада Союза, во времена независимой Украины, колхозные земли разделили на паи. В селе построили гостинично-ресторанный комплекс с мини - пивзаводом (в районе их было всего два), руководитель И.Ю.Евчак. Некоторое время (2001-2005 годы) работало предприятие «Дерби и С», которое по схеме давальческого сырья производило заготовки верха обуви и некоторую часть готовых обувных изделий. На нем было занято до 50 женщин, в основном швей. Сейчас на его месте функционирует ООО «ИМС КОННЕКТОР СИСТЕМС» , на котором трудоустроено 100 человек, здесь производят электрические и радиотехнические полуфабрикаты.

Однако этого мало для села, в котором проживают 1998 человек. Некоторая часть людей доезжает на промышленные предприятия до Виноградова и Вилока, другая -работает дома, специализируясь на выращивании ранней клубники, овощей, откорме птицы, свиней. Но основная масса выживает за счет подработки.

Иван Буданчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района.

Читайте на ГК:Трагическая новость потрясла все Закарпатье (ФОТО)
Читайте на ГК:«Косят» для волонтеров: в Виноградовском районе задержали хитрый «квинтет» (ВИДЕО)
Читайте на ГК:На берегах реки Тисы у подножия Черной горы: досоветская история Севлюша-Виноградова (ФОТО)
Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский