1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

История Виноградовского района: Феретешолмаш – деревня на стыке трех границ

23.02.2016 11:15 Общество Эксклюзив

Шестилетняя девочка-пленница Илона Сірмої через семь лет вернулась домой из татарской неволи.

Шестилетняя девочка-пленница Илона Сірмої через семь лет вернулась домой из татарской неволи.

С 1946 года село называлось Заболоттям. Подчиненное Великопаладській сельском совете. Находится в юго-западной части района на стыке украино-венгерской и украино-румынской границ на расстоянии 37км от Виноградова и 23км от железнодорожной станции Вилок.

Согласно преданиям, село существовало еще во времена Арпадовичей. С названием Олмаш встречаемся в 1319 году, когда сыновья Мико - Пийтер и Фертеш получили во владение это село. Вторая часть названия, «Фертеш», появилась лишь в XVII-XVIII веках. Часть исследователей пытается объяснить ее происхождение тем, что в окрестностях села много топей, болот. Но это не соответствует действительности, скорее его окружают леса. Но эту версию приняли к сведению и в 1946 году, когда село назвали по украински – Заболотье, то есть находится за болотами. Селу вернули прежнее название в 1995 году.

В первой половине ХУ века в селе образуется дворянское поместье. В 1717 году село очень пострадало от татарского разбоя. Так, здесь в плен попало 106 немешів и 38 простолюдинов. Вернулось домой только 69 шляхтичей и 5 крестьян.

В Фертешолмаші произошел случай, который потряс всю Венгрию. Маленькой сироте Сірмої Илоне было 6 лет, когда она со своими родственниками попала в плен с фертешолмашської церкви, в которой они скрывались. Ее близкие спаслись, а она оказалась в Херсоне в одного татарина, который позже продал ее в Молдову. Мать-вдова получила письмо из татарской неволи с просьбой ускорить выплату выкупа. Молдавский бездушный хозяин также написал письмо с требованием выкупа в 300 золотых, которые, в конечном итоге получил. Через 7 лет, в 1724 году, девушка вернулась домой. Нам сейчас трудно оценить сколько таких трагедий пережили люди того поколения.

В 1851 году Фийнєш Элек писал:

«Фертешолмаш - венгерское село в Берег-Угочанському комитате, 9 римо-католиков, 18 греко-католиков, 564 реформатов, 21 еврей проживает в нем; с реформатской материнской церковью. Земель много, но болотистые, сена с избытком, вдоль Тура красивый дубовый лес».

В Первой мировой войне село потеряло 28 жителей. Во время советской власти в Венгрии населенный пункт был в подчинении Севлюського директоріуму, после ее поражения на два года попал под румынскую оккупацию, потом почти на 18 лет - под власть Чехословакии. В 1921 году чехословаки обменяли свои села Бочков, Комловш, Сухой Поток, Большая Трнава с румынами на Фертешолмаш, вместе с Окли и Большой Паладдю. При дальнейшем межгосударственном урегулировании границ до села была присоединена земельный участок, которая раньше принадлежала румынскому селу Порумбешті, а часть территории, ранее принадлежавшей Фертешолмашу, отошла Венгрии и Румынии в 1923 и 1925 годах. Так было окончательно установлены границы села.

Вот что обнаружил перепись населения в 1930 году. В селе было 159 домов в которых проживало 685 жителей. По национальности было 13 чехословаков, 63 русины, 555 венгров, 23 евреи. По вероисповеданию - 63 римо-католики, 79 греко-католиков, 496 реформатов, 43 иудеи. К селу принадлежали хутора: Леврінца, Табака, Загоня.

Перед Второй мировой войной в ноябре 1938 года село было присоединено к Венгрии. На фронтах в боях, которые вела гортіївська Венгрия, погибло 11 человек. Из села было депортировано все еврейские семьи. Смена режима обошлась без кровопролития. 10 ноября 1944 года вошло в историю села как темный день. Всех мужчин в возрасте от 18 до 50 лет повезли на «маленький робот» сроком на три дня, 11 из них не вернулось, а для других - три дня превратились в 3-5 лет.

Волна распространения реформации достигла села во второй половине XVII века. Отдельные слои населения одна за другой переходят на реформатскую веру, а дворянство, которое было в стадии формирования , последовало за ними.

На юго-восток от сегодняшней церкви, в так называемом Голбоші, в начале XVIII века была построена деревянная церковь. В середине XVIII века церковь сгорела. Краеугольный камень новой церкви был заложен в 1803 году. Церковь построили из кирпича и камня, крышу покрыли деревянной дранкой. Закончили сооружение в 1812 году в классическом стиле. Башню достроили в 1868 году. Крыша здания церкви перекрыли в 1843, а шпиль - в 1868 году жестью. В начале 1900-х годов за церковью построили помещение прихода, затем двухклассную школу с жильем для дьяка-учителя. В 1965 году реформатская община огородила кладбище.

Последний капитальный ремонт храма был проведен в 1983 году. В 1945 году приход от верующих забрали и использовали для различных целей, а в 1992 году в чрезвычайно плохом состоянии вернули общине. В 1993 году фару разобрали и на этом месте построили новую двухэтажную. На церковной башне есть два колокола. В годы Первой мировой войны колокола забрали для отливки пушек. В 20-х годах ХХ века был изготовлен малый колокол, потом Шомоди Дюла, местный землевладелец, профинансировал литья большого колокола. Фертешолмашська реформатская община насчитывает 750 душ. Пастором здесь есть Тиберий Гомокі.

Еще более сложной является история греко-католической общины села. Изначально она была филиалом Ковкийнєшда, что теперь принадлежит Румынии. Фертешолмаш попал в состав Закарпатья только после подписания Трианонского мирного договора в 1920 году. Фертешолмаш, как филиал Ковкийнєшдійської церковной общины, впервые упоминается в 1846 году. Много малых південноугочанських греко-католических общин входили в состав Туртеребешського деканата. В 1908 году, согласно шиматизму, их было включено в Мукачевской епархии. С образованием Гойдудорозької епархии в 1912 году Ковкийнєшська община и ее филиалы, в т.ч. и Фертешолмаш, попали в новую епархию. После Трианонского мирного договора, в связи с изменением границ, греко-католики, которые проживали там, снова попали в Мукачевскую епархию. Фертешолмаш с 1945 года принадлежал Ботарській общине Вилоцького деканата. В селе была колокольня, под крышей которой проводились богослужения. С 1949 по 2006 год колокольней пользовались православные. В этом году верующие вернулись к греко-католической церкви. С 2006 года церковь - филиал Тисобикеня, теперь часть Береговского венгерского деканата

В Фертешолмаші в 1816 году жило 18 греко-католиков. При зачислении общины в Сотмарнийметівський деканат в 1859 году было 62 греко-католики, в 1908 – 100, в 1947 – 20, сейчас 100 греко-католиков образует общину. В собственности общины находятся колокольня и часовня, которую освятили в честь святых Петра и Павла. Обслуживает общину в. Отіло Гайдош.

В селе чрезвычайно острой проблемой остается трудоустройство. Большинство людей работают в Венгрии на сезонных работах (строительство, сбор огурцов, и тому подобное). На некоторые виды работ заключаются временные соглашения (стрижка овец, выращивания табака). Усложняет ситуацию и то, что село расположено на довольно большом расстоянии от мест, где можно найти работу. Катастрофическое состояние дорог не дает возможности наладить постоянный довез и привез жителей села на работу. Географическое положение не способствует и организации продажи продуктов, выращенных на приусадебных участках и земельных паях. Тем не менее, жители Фертешолмаша не теряют надежды, что их упорный труд когда-нибудь принесет свои результаты.

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района

Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский