1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

История Виноградовского района: 100 лет назад в Русской Долине установили строгий запрет открывать корчмы

05.02.2016 17:31 Общество Эксклюзив Голос Карпат

Придерживаются современники запрета своих дедов? Об этом и другом читайте в очерке Ивана Біланчука про Русскую Долину.

Придерживаются современники запрета своих дедов? Об этом и другом читайте в очерке Ивана Біланчука про Русскую Долину.

Село было основано во второй половине 1920-х годов выходцами из Межгорья во время проведения аграрной реформы чехословацким правительством. Несмотря на недолгое существование, претерпело достаточно много изменений в административно-территориальном делении. Так, согласно переписи населения в 1930 году, Русская Долина была хутором Фанчикова.

 

А после первого Венского арбитража селу очень не повезло. С 10 ноября 1938 года его поделили на две неравные части. Границу проходил возле бывшей деревянной церкви. Меньшая часть, ближе к Виноградова, отошла Карпатской Украине, а большая – Венгрии. Так продолжалось четыре с половиної месяца. Потом вся Карпатская Украина была оккупирована Венгрией.

В советские времена Русская Долина была подчинена Новосельской сельской раде. Решением облисполкома от 30 июля 1962 года село переподчинили Підвиноградівській сельском совете, а с 1994 года – новообразовавшейся Матіївській сельском совете.

Как вспоминает житель села Василий Степанович Менджул (ему об этих событиях рассказал его дед, непосредственный участник тех событий), первым поселенцем был Липей Михаил из Говядины (Межгорье). Потом к ним присоединилась семья Магаритів, впоследствии еще 12 семей.

Относительно названия, то жители ее дали потому, что после проживания в горах, равнинную местность, на которую они попали, назвали Долиной. А чтобы выделить себя от окружающих, в основном венгроязычных, жителей, подчеркнули, что это Долина непростая, а Русская. Это было дружественное поселение, хоть и состояло из переселенцев не только из Межгорья, а и с Синевира, Репинного, Майдана и других верховинских сел. Сприяло процесу дальшого згуртування і навколишнє оточення, труднощі життя на необжитих місцях, боротьба за виживання.

Про це можна прочитати в газеті «Русская земля» №9 від 22 березня 1928 року, яка оприлюднила постанову населення Руська Долина від 17 січня 1928 року. На зборах, де були присутні 27 сімей, прийняли дослівно таке:

«… Сей час мы решаем так, что в первый раз, повынны мы старатыся о то, чтобысме мали церковь, школу и читальню, затім самопомощныя дружества, но только экономичны и страховыя. Против дружеств алкогольных строго протестуем и недопускаемся таких обманств, которые бы нам вредили.

Прежде всего не дозволяем, чтобы между нами открывалися корчмы. За нашей памяти даже и наши дети и внуки не должны открывать корчем и им подобных заведний… Кто бы дерзнул продати землю на нечистое место, то есть под корчму, тот брат подлежит мистному внутренему суду. …наша Русская Долина повынны быти чиста и неосквернена блудницею корчмою. У нас должна быти прежде всего школа, потом церковь и читальня.

Прочитано, потолковано, одобрено и подписано. …».

Вот список людей, которые поставили свои подписи под очень важным и в то же время простым и немного наивным документом: Василий Ледней, Михаил Липей, Василий Скунзь, Юрий Скаловцій, Сидей Николай, Василий Маслей, Алексей Глухан, Юрий Цендра, Михаил Колька, Андрей Чабрун, Дмитрий Цендра, Петр Цимбота, Петр Канюк, Иван Могорита, Елена Чуп, Юрий Хабаль,Иван Беля, Анна Липей, Мария Цендра, Мария Бунзяк, Анна Крека, Василиса Красняник, Василиса Цендра, Михаил Могорита, Мария Липей, Агафья Тарахонич, Елена Гречиха, Анна Веждель, Елена Юрик, Агафья Нирода, Анна Суббота, Мария Вегеш, Сидей Мария, Иван Чабрин,Агафья Столець, Анна Сидей, Сидей Мария, Анна Столець, Мария Чабрун, Василий Менжул, Петр Могорита.

Жители Русской Долины не только подписали этот документ, но и действовали в этом направлении. С этой целью в 1928 году они закупили в Новом Селе деревянную церковь и перевезли ее на телегах к Русской Долины. Но лишь благодаря везению удалось сохранить церковь для общины, потому что почти одновременно чехословацкими правительственными чиновниками было принято решение о перевозки этого сооружения в Прагу, где она должна была использоваться как действующая церковь и, одновременно, как музейный экспонат. Но, учтя все обстоятельства и просьбу жителей Русской Долины, церковь оставили местным верующим, поставив одно условие – для обеспечения лучшего хранения ее должны были установить на высоком бетонном цоколе.

По первой версии древняя деревянная двозрубна церковь была построена в ХУ веке в Новом Селе. По второй – церковь построили в XIV веке на Буковине, а оттуда перевезли на Межгорье. В XIX веке церковь перевезли в Новое Село. После сооружения там каменной церкви, деревянную передали в Русской Долины. Но это предположение имеет много слабых мест.

На восточной стене алтарного сруба сохранялось первоначальное крестообразное окошко. Невысокая, квадратная в плане башня с куполообразным завершением была сооружена, по версии реставраторов, аж во второй половине ХІХ века. Деревянный раскрашенный алтарь с образом Иисуса Христа и иконостас из 12 икон датировался XVIII веком. Иконостас поставили, возможно, в 1719 году.

Уникальная старинная достопримечательность сгорела вечером 2 мая 1999 года. Официальной причиной считают короткое замыкание, хотя большинство жителей подозревают умышленный поджог.

А случилось так, что в 1998 году устоявшееся мирное религиозной жизни православной общины претерпело изменений. Причиной этого стала банальная выгода. В селе имели короткую память и забыли завет и наставление предков не открывать корчм и им подобных заведений. Депутаты Матїївської сельского совета решили реконструировать футбольное поле, построить беговые дорожки, теннисные корты, одним словом, облагородить его.

Один из предпринимателей выразил желание построить там двухэтажное здание кафе. А неподалеку там уже была точка в передвижном вагончике. Видно, она давала немалый доход, потому что ее хозяин решил всячески противодействовать планам построить здесь стационарный заведение. И не нашел лучшего способа, как объявить, что он здесь за свои средства построит новую церковь.

Не откладывая дело в долгий ящик, завез на стройплощадку бутовый камень и щебень. Подлили масла в огонь и необдуманные действия Хустско-Виноградовской епархии, в которой, не изучив основательно вопрос, дали разрешение на регистрацию и строительство новой церкви в Русской Долине, хотя, фактически, земельная территория лежит в пределах Матиева. Не без оснований верующие Русской Долины считают, что уничтожение старой деревянной церкви – архитектурного памятника, оправдывало необходимость строительства новой.

Произошел достаточно беспрецедентный случай – если в других селах возникало трения между верующими различных конфессий, то в Русской Долине – между православными. И это в селе, где всего 449 жителей. Построили две каменные церкви и теперь не могут поделить посвящение. В Преображенской церкви общине служит в. Василий Сусик, а в Святострітенській – а. Георгий Фурик.

Удалось установить по истории церковной жизни, что священнослужителями в Русской Долине были в 1931 году – Вратський Л.А. и иеромонах Веньямін (Князев), Птащук В. (1932-1935 годы), Лесьо И.М. (1947-1952). Между 1936 и 1947 годами община была филиалом Пушкінівської и Олешницької церквей. ЕЕ обслуживали иеромонах Дамиан Бинь (Олешник) и о. А. Мацко (Пушкино).

Заслуживающим внимания в духовной жизни Русской Долины был церковный хор. Долгое время на Закарпатье ему не было равных.

В целом население здесь самодостаточное, выживало и выживает при всех режимах за счет своей активной работы на земле, заводах и фабриках и откорма скота. Сейчас немного труднее, но народ приспособился. Немало дюдей, особенно мужчин, выезжают на заработки. Часть из них работает на промышленных предприятиях Виноградова, относительно довольно много людей использует близость границы с Венгрией и занимается челночеством.

Находчивые жители используют расположение села вдоль центральной дороги Вилок-Виноградово, организовывая «табуреткову торговлю». Продают все выращенное ими: ранний овощ, картофель, фрукты и очень много цветов. Отличается село нарядными домами, некоторые очень привлекательны с архитектурной точки зрения, а также ухоженными дворами, аккуратными ограждениями.

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района.

Читайте на ГК:«Сакура сводит с ума»: что сделал закарпатец ради крутого развлечения? (ФОТОГРАФИИ)
Читайте на ГК:Без света более 7 часов: на Закарпатье отключат свет
Читайте на ГК:В Виноградовской области потушили два пожара за сутки: последствия известны (ФОТО)
Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский