1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

Очерк об истории Підвиноградова

26.01.2016 12:10 Общество Эксклюзив Голос Карпат

В 1964 году в селе храм с фресками были уничтожены с помощью тяжелой техники из воинской части. Стройматериалы использовали для постройки колхозных ферм и хлевов.

В 1964 году в селе храм с фресками были уничтожены с помощью тяжелой техники из воинской части. Стройматериалы использовали для постройки колхозных ферм и хлевов.

До 1946 года Сивлившвийгордов, а в чехословацкие времена – Ардовець. Происходит слово ордов от венгерского «ердов» - лес. Это название дает возможность утверждать, что первыми жителями села были королевские охранники лесов, которых было много вокруг Севлюша. Слово «вейг» в названии села означало конец, граница, предел самого города Севлюш. Название деревни впервые появляется в 1295 году, когда упоминается как соседнее село с Черным Потоком.

В переписям населения 1715 и 1720-х годов село отнесли к дворянских поместий, в котором наряду с собственниками, угочанськими Гунт-Пазманями, укоренилось много мелкопоместных дворян. Во время урбаріальної реформы были наделены землей и крепостные семьи, которые в основном были русинами. Наряду с ними в немалому количестве проживали венгерские немеші, поэтому население деревни было смешанным. Так, между 1715 и 1775-ми годами в селе появляются новые фамилии: Роман, Боднар, Негейз, Билак, Язучко, Лемак, Масланік, Квак, Форкош, Бровди, Неймет, Юрча, Поштак, Иван, Черечко, Доманич, Мондок, Петелька, Вантюх, Лендел, Орос.

Село расположено на автотрассе Ужгород-Рахов на расстоянии 5км от районного центра и железнодорожной станции. Хотя нужно отметить, что за последние годы крайние дома Виноградова и Підвиноградова почти слились в одну улицу.

Село сравнительно легко пережил татарское нашествие 1717 года – с него был забран в плен 1 житель, который вернулся из Марамороша. В начале 1800-х годов венгерский историк Сірмої пишет, что здесь «большинство населения, очевидно, русины, имеющие деревянный храм и священника своего обряда». Он также отметил, что «поля имеют пригодные для возделывания, достаточно плодородные, обширные кустарники, малый лес».

Религиозная жизнь в селе имеет богатую историю. В самом начале 1300-х годов род Гунт-Пазманів заселял село. Переселенцы построили в Ардові в ХІУ-ХУ веках церковь готического стиля, католического обряда. Фрески в церкви были нарисованы священником Мігальом Зовардфі – потомком рода Гунт-Пазманів.

В XVI веке, во время реформации, большая часть населения становится протестантами, церковь переходит в их собственность. Немногочисленная община католиков становится филиалом Фанчикова.

После рекатолізації здание церкви долгое время стояла в руинах, фрески продолжали разрушаться. Как вспоминает Михаил Гвоздьо в своей книге «Ардовець», в 1916 году этот храм попадает в предварительный список исторических памятников Венгрии. Из всего Угочанского комитата там указано всего 4 подобные объекты ( реформатские церкви в нынешних Дюле, Матієві, Подвиноградове и римо-католическая в Виноградове). В документах за 1925-е годы реформатская церковь готического стиля упоминается как восстановлена и находится в очень хорошем состоянии.

В октябре 1944 года, при освобождении села, реформатская церковь была повреждена снова ( говорят, что выстрелы из Черной горы попали в крышу и башню). Церковь в советские времена не действовала, ее хотели превратить в склад, но для этого потребувався ремонт. Реформатская община была малочисленна, поэтому восстановить храм ей было не под силу. Здание объявили аварийным и приняли решение ее разрушить. В 1964 году храм с фресками были уничтожены с помощью тяжелой техники из воинской части с Виноградова. Стройматериалы использовали для постройки колхозных ферм и хлевов.

14in;">Крупнейшей религиозной общиной в деревне до 1949 года была греко-католическая. Существует она с 1693 года. Долгое время парафия на правах филиала принадлежала к материнской церкви в Олешнику (Егреші). Достоверно известно, что с 1889 года является самостоятельным. В 1751 году речь идет о деревянную церковь во шинглами с нарисованными образами, а в 1775 году вспоминают деревянную церковь, построенную в 1689 году. Деревянная церковь, о которой есть упоминание в 1847 году, стояла в селе вплоть до строительства каменного базилічного храма. Первая церковь стояла на месте, в селе называют на Токачовому, следующая – на Вантюховому. Землю для новой церкви община купила.

Сооружение длиной 32м, 14м шириной и высотой 33м с башней построили из камня и кирпича за священника Андрея Каменского в 1910-1912-м годах. Строили церковь капитально. Об этом подробно рассказал в своем исследовании Михаил Гвоздьо. Для фундамента сделали котлован глубиной 10м и засыпали камнями, которое возили с Черной горы телегами. Старожилы вспоминают, что кирпич для церкви выжигали цыгане («шатровые», то есть кочующие). Для этого у залежей глины, которая была пригодной для производства кирпича, построили печь. Потом на месте котлована, из которого брали глину, образовался пруд, а место, где он расположен, в селе стали называть Тийгларня. Посвящена церковь была в честь святого георгия 4 декабря 1913 года.

У церкви высокая каркасная двухъярусная колокольня с тремя колоколами. Первые колокола известно лишь то, что во время Первой мировой войны их конфисковали у прихожан, заплатив им за это 600 крон, известна также масса колоколов – 45, 100 и 150 кг. Современные колокола позднего происхождения. Всего их три. Один из колоколов, отлитый в Дебрецене, имеет дату изготовления 1929 год. Также известно, что один колокол купил Иван Гвоздьо. Рассказывают, что однажды в селе возник пожар, который распространился вплоть до церкви, но когда из нее вынесли крест и хоругви, огонь погас.

В начале 1949 года начались гонения греко-католиков. Отец Николай Зомборі (1934-1949) отказался воссоединиться с русским православием. Ему сначала запретили проводить пастырскую работу, а в январе 1950 года его арестовали, 26 июля этого же года осудили на 25 лет лишения свободы. Греко-католики остались без церкви, которая сегодня находится в пользовании православной общины под патронатом Московского патриархата.

После легализации в 1991 году в селе восстанавливается греко-католическая община. Молились сначала в доме. Хромей, потом под открытым небом у креста на дворе А. Билак, а затем получили приходской дом. Убедившись, что компромисс с православными невозможен, было принято решение о строительстве нового храма. Это стало возможным благодаря людям, которые дарили землю под строительство церкви. Это братья Евгений и Иван Хромеї ( 10,8 соток), Ольга и Тибері Любки ( 15,38 соток), Франтишек и Ольга Кираль ( 7,48 соток).

Тогдашний председатель общины, к сожалению, уже покойный Юлий Данко, верующие Владимир Данко, Михаил Погориляк заказали проект у известного ужгородского архитектора Арнольда Медвецького. Строительство началось в марте 2009 года под руководством Михаила Іванчі под наблюдением инженеров Николая Стеця и Семена Буковецкого. 13 сентября 2009 года освящен краеугольный камень и фундамент церкви владыкой Миланом Шашіком. Строительство церкви велось за счет материальной помощи верующих и спонсоров: Баторе Василия, Билака Александра, Юрия Марьяна, Иосифа Вайды, Василия Сантая, Виталия Короля, Василия Поповича, Николая Гречанюка, с помощью простых людей-верующих, и, очевидно, нанимаемых на средства общины работников. 6 мая 2015 года состоялось торжественное освящение храма Святого Георгия Победоносца епископом Миланом Шашіком. Сейчас обслуживает общину в. Роман Василинка.

Как показывают данные переписи 1921 года, во время чехословацкой суток в селе еще не было православных. Установить, когда православные Ардовця начали молиться отдельно в доме Антона Билака, пока не удалось. Однако из докладной записки 3 января 1942 года наджупана видно, что общее собрание церковной общины приняли решение перейти в православие. Но есть сомнения, что это было единогласное решение всей общины. Тем не менее, православная община купила землю, деревянную церковь и монтировала ее в центре села. И власть заставила разобрать церковь.

Греко-католический священник Николай Зомборі в своих отчетах для епархии указывает количество православных в середине 1940-го года – 55 человек, в 1941 году официально насчитывалось 64 православных. В период после освобождения в октябре 1944 года шел процесс насильственной ликвидации греко-католической церкви и ее воссоединение с православными. Этот процесс был мучительным. Были такие греко-католические семьи, месяцами и даже годами не посещали церковь. Но в конце концов большинство из них примирился с этой необходимостью, а следующие два поколения органично влились в ряды православных.

14in;">После переподчинения храма православным церковь не перестраивалась. В 1967-1968-х годах церковь внутри расписали. На каждой секции свода было написано по одной большой иконе. В 1994-1995-х годах церковь внутри расписали заново. Выполняли эту работу Иван Андрішко и протоиерей о. Иоанн Лях. Иконы написаны не только на потолке, а и на стенах. На хорах вокруг написана молитва «Отче наш».

Как уже отмечалось, во время Второй мировой войны православным не позволили построить свою церковь. В 2002 году сквер, на котором пытались соорудить деревянный храм, решением сессии сельского совета передан православным, которые построили здесь часовню. Освящена она в честь иконы Божией Матери Почаевской 2 августа 2008 года. Настоятелем храма является протоиерей о. Иоанн Лях.

Есть в деревне и община евангельских христиан - баптистов. Их вероучение распространилось односельчанами, гастарбайтерами из Америки. Длительное время баптисты Ардова молились в Егреші, где была сильная и многочисленная община баптистов. В 1993 году община начала строить свой молитвенный дом, который закончили в 1997 году. Крещение новых членов проводят на Тисе, или на рыбнике в Виноградове.

В 1940-х годах в селе появились первые адвентисты седьмого дня. До конца 1980-х годов сельские адвентисты молились по субботам в Виноградове, а затем община отделилась и начала собираться в домах Ардова. В 1993 году им выделили место под строительство молитвенного дома, который строили своими силами с небольшой спонсорской помощью. С осени 1999 года они уже молятся в своем молитвенном доме. В настоящее время община объединяет 22 семьи из Підвиноградова. Пресвитером служит Павел Васильевич Процюк.

14in;">В марте-апреле 1919 года в селе была советская власть. В 1925 году создана сельская организация компартии Чехословакии, инициаторами создания которой были В.И Попович, И.М. Вашкеба, А.И. Роман и Л.М. Билак.

Согласно переписи населения в 1921 году село располагалось на территории 1468га. В 215 домах проживали 1165 человек, 547 мужчин, 618 женщин. По национальности 959 русинов, 100 венгров, 83 евреи, 17 других. По вероисповеданию 59 римо-католиков, 970 греко-католиков, 53 реформаты, 83 иудеи. К селу принадлежали хутора Билака, Брауна, Дучкоша, Форкоша, Вантюха.

В 1939 году Венгрия вновь оккупирует всю Подкарпатская Русь, в т.ч. и Ардовець. Во время Второй мировой войны венгерская власть мобилизовала в армию мужчин, 17 из которых погибли или пропали без вести.

После очередной смены режима на сталинский (24 октября 1944 года) 64 жители села добровольно вступили в ряды Красной Армии. Добровольцы действительно были, но немного, других привлекали «добровольно-принудительно», 18 жителей деревни погибли.

После войны в Подвиноградове организовали колхоз «Октябрьская победа» (24 октября 1948 года), который получил заслуженное признание. Но какой ценой? Нам сейчас трудно представить, какими трудолюбивыми и честными были первые колхозники. В колхозе был установлен 15-ти часовой рабочий день. Сейчас при таком режиме большинство людей, как минимум, тяжело заболели бы. Коллективное хозяйство укреплялось. Это становилось возможным только благодаря самоотверженному труду и умелому руководству и, в немалому мере, неплохим плодородным землям. Председатель колхоза Антон Иванович Певец был удостоен звания Героя Социалистического Труда. И это была заслуженная награда. За добросовестный труд в разные годы много колхозников были награждены государственными наградами.

Чтобы увеличить доходы в колхозе, как и в других хозяйствах района, развивали вспомогательные промыслы. Сначала это был цех по изготовлению веников из сорго, выращенного на колхозных полях. Затем, подразделение по изготовлению плитки из мармурованої крошки. В 1970 году организовали сувенирный цех ( орлы, олени, рыбы, троистые музыки, плакеты из березы, чеканка, гипсовые плиты для потолков). Действовал швейный цех, где сначала шили рукавицы, а затем в кооперации с черновицкой швейной фабрике «Трембита» - мужские брюки. Были также вышивальный и кафельный цеха. Последний выпускал комплекты печек, которые пользовались повышенным спросом. В 1980 году в хозяйстве открыли завод по производству вина из яблок. В 1983 году его перепрофилировали в консервный, который успешно сбывал свою продукцию из овощей и фруктов по всему Советскому Союзу. В Матієві ( бригада №2) функционировал цех по выпуску масляных красок и подразделение по выпуску полиэтиленовых пакетов.

В 1990 году ввели в эксплуатацию азотно-кислородную станцию с добывания азота и кислорода из воздуха для технических и медицинских нужд ( мощность 25 тыс. баллонов в год). На сегодняшний день, к сожалению, из всех выше названных производств работает только азотно-кислородная станция.

В период Независимости в селе организовали цех по пошиву заготовок верха и готовой обуви по схеме переработки давальческого сырья под руководством А.Ігнатишина. Аналогично, но в больших масштабах, действовал и производственное подразделение «Флориан Шуз».

Не лучше положение и в сельскохозяйственном производстве. Экономическое состояние хозяйства «Ардовецький» (организован из колхозов «Октябрьская победа» и «Победа» ), через объективные причины намного уступает предшественникам, несмотря на высокий уровень руководства этого хозяйства Федором Довжаном. А в фермерских хозяйствах и на распаеванных землях нет возможности достичь того агротехнического уровня, что был в колхозе. Соответственно и результаты ниже.

Поэтому приходится крестьянам выживать в основном самостоятельно. Много людей работает за границей в ближнем зарубежье. Определенная часть трудится на промышленных предприятиях Виноградова, особенно востребованы швеи. Но основным видом занятий для підвиноградівців является выращивание ранней овощей и клубники, особенно в теплицах. Выгодно стало разводить различные цветы на продажи. На больших площадях внедряют новейшую технологию по выращиванию клубники – получают раннюю спелую продукцию, которая выдерживает длительную транспортировку. Правда, теряет во вкусовых качествах, но это не отражается на прибылях.

Особой проблемой Підвиноградова есть ромская вопрос. Как и в Королеве, цыганский табор живет изолированной жизнью и своими законами, нормами и порядками, образом жизни, и, даже, традиции одеваться, обуваться, которые поражают своей экзотикой. Но за этим таится несколько негативных тенденций. Во - первых, это разделение на очень богатых и очень бедных. Не факт, что в лагере не существует кастовости, но это довольно трудно доказать. Руководит ими биров (староста или старейшина), который осуществляет связь со всеми ветвями власти, поэтому информация о внутренней жизни лагеря очень ограничена.

14in;">Как не странно, среди підвиноградівських ромов нет музыкантов, как традиционного занятия для этой народности. Их специализация – жестяные работы, в том числе и за пределами области и Украины. Большая часть из них попрошайничает, собирают металлолом и макулатуру. К сожалению, в последнее время тенденцией становится, особенно в центральном микрорайоне Виноградова, поиск пищи, одежды и обуви в мусорных контейнерах, что свидетельствует о крайнюю бедность бедной части этого меньшинства.

О неудовлетворительный уровень их жизни указывает и подавляющее большинство пациентов больницы в отделениях: инфекционном, детском, кардиологическом, пульмонологическом и терапевтическом. Существующий порядок стимулирования рождаемости дал возможность цыганам жить за счет государственных пособий и льгот. Есть такие семьи, в которых в течение года рождается двое детей. Но эта тенденция имеет две стороны. Первая - это истощение матерей и болезненность детей. Вторая - количество новорожденных ромов в разы превышает численность других младенцев. Это привело к тому, что в последние годы в Подвиноградове в первых классах цыганские дети стали большинством. В перспективе развитие этого процесса приведет к изменению национальной структуры населения села.

Наблюдается также ползучая наступательность со стороны ромов в завоевании все новых ареалов жизненного пространства. Начиналось все это на улице Партизанской. Лагерь был только в северной части улицы. В 1960-х годах они постепенно выкупили дома и до конца 80-х годов вся улица заселена ими. В 1970-1980-х годах им было выделено в районе лагеря много участков под застройку, что, в принципе, хорошо, потому что давало возможность сконцентрировать их по соседству. Там построено более 90 современных домов. Но в последнее время наблюдается вытеснение жителей улицы Борканюка с обжитых мест.

Сказанное не должно восприниматься как дискриминация или ущемление прав нацменьшинств. Более того, состоятельные ромы нанимают жителей села не только для выполнения строительных работ, но и в роли батраков для их обслуживания, погордливо относятся к ним, а не наоборот.

В целом цыгане очень хорошо знают свои права, но сознательно забывают свои обязанности и, к сожалению, часто способствуют развитию коррупции, что трудно доказать, но и не видно желания это сделать. Всем известно, как они получают права водителей, не умея толком ни читать, ни писать. А состоятельные ромы уже не ездят на бричках и телегах, а водят элитные авто.

Сейчас в селе проживают 4442 человек.

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района

Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский