1. Новости Закарпатья
  2. >
  3. Вся область
  4. > >

История Виноградовского района: градова пятница Оноку

15.01.2016 17:10 Общество Эксклюзив

В этом очерке краевед прослеживает основные вехи исторического развития и современной жизни живописного села Онок в предгорье Карпат.

 В этом очерке краевед прослеживает основные вехи исторического развития и современной жизни живописного села Онок в предгорье Карпат.

До 1946 года село называлось Ілонок, Ілонокуйфолу. Находится в 10км от районного центра и железнодорожной станции Виноградов. Объединение хутора Туркогат с селом Онок проведено решением облисполкома №431 от 30 июля 1962 года.

Есть разные гипотезы возникновения названия села. Наиболее вероятной выглядит версия, что свое название село получило от ручья Ілонок, которая впервые встречается в исторических документах в 1295 году, как Іловнік ( ил – ил, осадок). Позже название трансформировалось в Ілонок. За чехословаков село имело название Онок.

Первое письменное упоминание о селе появляется лишь в 1598 году в списке плательщиков діки – военного налога. Тогда в реестре было 24 дома с крепостными, которые принадлежали к обслуге севлюського поместья Перени. В основной массе, это были русины, о чем свидетельствуют фамилии этих людей. Так, в 1604 году здесь встречается Копча, Кепша, Олаг, в 1622році – Бровди, Поп, 1652 год – Майор, Орос, Мошкола, Дийнеш, Фозекош, 1666 год – Катуна, 1692 год – Свитлык, 1694 год – Свищо, Киш, Роман, Костаки, Тупица, Радю. В списках 1775 года находим знакомые с нынешнего села фамилии – Крайняй, Козьма, Чука, Потокі, Бора, Гецко, Язечко, Свеча, Станко, Данко, Король, Пушкаш.

Уже в те времена село отличается одномовністю. Так, в 1773 году в официальном реестре населенных пунктов в Ілоноці употребляют рутенську язык, в 1775 году разговорный язык населения (ordinaria lingua) – рутенская , хоть подчеркнуто, что венгерский язык все понимают. Нотар села в 1862 году сообщает, что в селе функционирует исключительно русинский язык.

В 1775 году во время визита епископа Ольшанского вспоминают деревянную церковь, построенную парохіянами в 1661 году. Эта церковь, что стояла в Шияні (так называют окраину села, прилегающей к автомобильной дороге Онок-Большие Комяты), уступила место новой каменной, базилічній церкви. Инициировал строительство Илья Тупица, который стал ее первым куратором и рисованное изображение которого сохранилось на восточной стене нефа, а землю дал. Данко.

Фундамент и стены церкви построили из камня, который привозили из Деревушки, башню - из крупного кирпича, изготовленной вручную в Иршаве. Крест на башне установили мастера высотники Степан Потокі и Петр Буря. Плафон церкви расписали местные художники, а стены, как рассказывают в селе, мастера из Италии. Иконостас, по образцу маріяповчанського, вырезал местный резчик Фирцак в 1870 году. церковь освятили в честь святого Архангела Михаила в 1877 году. В 1920 году шинглове покрытия крыш заменено жестяным. В 1936 году строитель Иван Гербик построил хоры.

Как удалось установить, первым священником, о котором есть документы, в греко-католическом храме был в 1690 году Пекарчик Игнат, а последнее, перед запретом конфессии, в 1939-1949-х годах – а. Александр Долинай. В 1949 году церковь переподчинена православному патриархату.

Люди помнят священника Андрея Глебу, за период служения которого в 1960-х годах провели реставрацию внутри церкви, а в 1970-х годах – внешний ремонт. Сейчас церковь имеет две двери с рисунками виноградной лозы на западном и южном фасадах.

В августе 1977 года в церкви произошел пожар, уничтоживший иконостас, старые книги и другие ценности.

Рядом с церковью в 1928 году построена колокольня, имеющая три колокола. На малом колоколе надписи стерты, другой колокол изготовили в 1904 году. Рассказывают, что третий колокол, на котором написаны имена всех жертвователей, во время войны везли на переработку, но дорогой местный еврей снял его и спрятал в вербнику, а впоследствии колокол вернули в село. Служит православной общине в. Василий Яцко.

После легализации греко-католической церкви в селе зарегистрировано ее общину, которая молилась под открытым небом вплоть до 1997 года, когда сельсовет выделил им помещение бывшей фары. В начале 1998 года было решено строить новый храм. Проект церкви разработали ужгородские архитекторы Арнольд Медвецкий и Иван Бондаренко. Краеугольный камень будущей церкви освятил 13 сентября 1998 года епископ Иоанн Семедій. Организацию строительства взял в свои руки куратор Иван Данко, а работы проводили опытные строители Юрий Зарицкий, Михаил Зарицкий, Владимир Костаки и Михаил Свищо.

Значительную помощь оказала благотворительная христианская организация «Церковь в нужде» из Германии и владыка Андрей Потокі из США, родители которого были выходцами из Оноку. Осенью 2000 года священник из США Юлий Кубіні, что родился в Оноці и отец которого руководил местной народной школой с 1905 до 1945 года, дарил значительную сумму. В конце 2000 года крыши церкви покрыли железом. Уже на Пасху 5 мая 2002 года община молилась в новом храме, а 21 августа 2004 года епископ Андрей Потокі освятил иконостас, изготовленный Иваном Гецко. Завершенную церковь освятил владыка Милан Шашик 18 ноября 2007 года.

Иван Гецко также выполнил проект часовни, в которой установили статую Спасителя Иисуса Христа. Сооружение оплатила мать художника Анна Петровна. Часовню освятили ныне покойные епископ Иван Маргитыч и о. Юлий Кубіні. Сначала общину обслуживал в. Виктор Федорчак, затем в. Мирослав Сипко, а. Юрий Бровди, а. Михаил Бровди, а теперь служит в. Александр Кедик.

Как известно, первую церковь в Оноці построили там, где сейчас школа. В этой деревянной церкви был каменный престол. Церковь, как говорят старожилы, продали в Завадку (Малую Чингаву) после того, как в 1887 году была построена каменная каменная церковь, но большой каменный престол, который трудно было сдвинуть с места, остался. В советские времена этот важный религиозный атрибут мозолил глаза партийному руководству. Осложняло дело и то, что он находился на школьном дворе. В 50-х годах прошлого века выкопали большую яму и сдвинули престол до нее. Сейчас верующие греко-католической общины ведут активные поиски престола, применяя даже чувствительные приборы, но, к сожалению, найти его пока не удалось.

Есть в истории села еще одна трагическая страница. Летом 1876 года в селе выпал небывалый град, который на корню уничтожил урожай всех сельскохозяйственных культур. Село было на грани вымирания, поэтому в церквях Мукачевской епархии было зачитано просьба оказывать всяческую помощь оніцьким верующим, потому інаше они не выживут до лета. В селе, чтобы предотвратить повторение подобного случая, ежегодно, за неделю до Преображения, проводится специальное богослужение «Градова пятница». Прошло почти полтора века, уже давно нет среди живых никого из потерпевших, но эта традиция неукоснительно выполняется.

Еще одной особенностью Оноку является то, что жителям села, в отличие от других, мягко говоря, не повезло, прежде всего с расположением. Разместился Онок у подножья Карпатских гор, здесь заканчиваются Карпаты и начинается равнинная часть Закарпатья. Во вторых, Онок образовался значительно позже, чем окрестные села, что привело к тому, что именно в их пределах оказались лучшие земли. Так, со стороны Виноградова земельные наделы так и называются «Варишськоє», со стороны Олешника – «Егрешська долина», с Боржавского – «Чингавський мокош» (молодой, желудевый лес), а со стороны Теплицы – лучшие земли были в севлюських евреев - хозяев.

Так что на судьбу оночан осталось очень мало пригодной для ведения хозяйства земли. Согласно этих обстоятельств и наметилась специализация крестьян в выборе профессиональных занятий, чтобы выжить. Поэтому, если в Боржавском и Ком'ятах в основном занимались обработкой земли ( они и сейчас более благосклонны к этому) то в Оноці, наряду с земледелием и животноводством, развивалась тяга к ремесленничества. Так, в селе были целые династии мастеров - высотников – Потокі, Бури, Бровди, Кишия. Кстати, этим делом они успешно занимались и в Америке, находясь там на заработках.

Второй, уже экзотической специальности, которой мастерски владели оніцькі мужчины, это изготовление вручную, с помощью специальных топоров (плинкачів), дубовых шпал под рейсы. Их называли «ріфераші». Труд ріферашів активно использовалась при строительстве железнодорожных путей в Закарпатье, основные квалифицированные работы выполняли итальянцы. Они же и научили оніцьких мастеров такого мастерства, что «геренды» (балки), изготовленные вручную топорами, почти не отличаются от сделанных на современных пилорамах.

В то время еврейские подрядчики закупали участок дубового леса и комплексно перерабатывали его, в том числе в виде шпал продавали железной дороги. Здесь массово использовалась работа оніцьким мастеров, потребность в которых отпала с развитием механизации этих процессов.

Село богатое месторождениями каолина и белой глины. Вопреки этому не было известных керамики, но старые люди говорят, что глину с этих месторождений возами везли на станцию в Севлюш, откуда ее доставляли в Вену на известные фарфоровые заводы.

Популярностью пользовались работы резчиков по дереву, особенно Фирцака. Недаром, ту часть села, где он жил, и теперь называют Майстеркою.

В марте-апреле 1919 г. в селе существовала советская власть. В 1921 году создана сельская организация коммунистической партии Чехословакии, под руководством которого крестьяне собрали на полях помещика Кравса урожай овса и кукурузы и разделили его между собой. В 1936 году коммунисты организовали сбор денег в фонд помощи испанским республиканцам.

При переписи населения в 1921 году в Оноці была такая картина. В 300-х домах проживало 1330 человек, в т.ч. 644 мужчин и 686 женщин. По национальности 4 чехословаки, 1157 русинов, 4 венгры, 165 евреев. За 3 вероисповеданию римо-католики, 1134 греко-католики 3 протестанты, 189 иудеев.

В годы хортистської оккупации фашисты репрессировали сельских активистов, а руководителя сельской организации КПЧ И.М. Чейпеша отправили в концентрационный лагерь, где он и погиб.

После освобождения села (24 октября 1944 года) 31-го жителя Оноку мобилизовали в ряды Красной Армии, 4 из них погибли.

В годы советской власти был организован колхоз «Звезда», который в 1976 году был реорганизован в совхоз, а в 1980 году был присоединен к совхозу «Виноградовский». В нем работало 480 человек, его территория 1842га земли, в т.ч. 812га пахотной, на животноводческих фермах содержалось 826 голов КРС. Впоследствии в селе за многочисленными просьбами сельчан был восстановлен колхоз «Звезда», который специализировался на выращивании винограда.

Из подсобных промыслов большой авторитет был у кафельного цеха, чьи изделия в период до сплошной газификации пользовались очень большим спросом, особенно камины «Ретро». В годы независимости на втором этаже керамцеху достаточно долгое время (2005-2010 годы) успешно работало предприятие «Гелп-Украина» со словацкими инвестициями. Здесь шили мужскую и женскую одежду, давая работу для 80-ти оніцьких женщин.

Остаются нереализованными возможности использования месторождений глины – желающих освоить недра много, но цены за лицензии на их использование отпугивают даже самых активных.

В современных условиях жители села, которых сейчас насчитывается 3125 человек, выживают как и другие – работа за рубежом, использование земельных участков для выращивания ранней овощей, цветов, в т.ч. и с помощью парников, теплиц, работа на промышленных предприятиях и учреждениях Виноградова.

Нужно подчеркнуть еще одну особенность Оноку. В нем рождаются люди, одаренные Божьей искрой, склонны изготавливать художественные изделия, особенно художники и резчики по дереву. Их количество в данной местности превышает среднестатистическую в сравнении с другими населенными пунктами. Это и народный художник Украины Иван Бровди, художники Иван Гецко, Иван Дешко, Добош Диана, Иван Гудачок, Марьяна Гавриил, Иван Киш и еще много самодеятельных художников. В подтверждение данного тезиса служит и тот факт, что при проведении различных выставок наиболее активное участие в них принимают представители Оноку. Более того, их организаторы отмечают, что больше всего зрителей и посетителей также из этого населенного пункта.

Иван Биланчук, Очерки истории населенных пунктов Виноградовского района

Этот материал также доступен на следующих языках:Украинский